«Пока все дома» изучаем историю становления ЖКХ


 «Важным вопросом для государства было решение проблем в коммунальном хозяйстве. Это нашло отражение в указе Петра I от 22 февраля (5 марта) 1709 г. «О наблюдении московским обывателям чистоты во дворах и на улицах и о содержании мостовой в исправности».»

Основные этапы становления и развития жилищно – коммунального хозяйства России

Основные этапы становления и развития ЖКХ России

Формирование видов деятельности, которые мы сегодня в совокупности называем «жилищно-коммунальным хозяйством» на Руси имеет глубокие исторические корни и обусловлено   закономерностями развития городов.

Как отмечают  исследователи Фроянов И.Я. и Дворниченко А.Ю. «Историческое изучение древнерусских городов-государств обнаруживает некоторые черты сходства с полисами античного мира». Так, «…одинаково были характерны единство города и сельской округи, эффективная форма социально-политической устройство общества, организация быта, торговли и ремесел».

Археологические раскопки древнерусских городов свидетельствуют о наличии в них общественных колодцев, деревянных водопроводов, вымощенных деревянных и каменных тротуаров с уличным освещением на главных улицах. 

В городах и сельской местности дома были в основном одноэтажными и предназначались для проживания хозяина, его семьи, а также прислуги. Часто жилой дом был неотделим от места приложения труда хозяина и его семьи (мастерской или хлева), которые практически всегда примыкали к нему или являлись одновременно и жилищем. Исключение составляли дома знати, которая позволяла себе иметь многоквартирные и многоэтажные здания.

Поддержание в исправности и чистоте объектов общественного пользования и жилых домов знати осуществлялась, как правило, прислугой, которая являлась наемной рабочей силой.

Таким образом,  можно сделать вывод о том, что виды деятельности, которые мы традиционно относим к жилищно-коммунальному хозяйству, существуют на Руси с древних времен, но в отдельную сферу профессиональной деятельности они в тот период не  выделялись.

Впервые надзор за исполнением этих функций, на уровне местного (городского) хозяйства, был закреплен в Наказе царя Алексея Михайловича «О Градском благочинии» от апреля 1649 года, в котором царь повелевает: «…Чтобы грязи не было — иметь на каждом дворе дворника, который должен ведать всякое дворовое дело и починки».

Важным вопросом для государства было решение проблем в коммунальном хозяйстве. Это нашло отражение в указе Петра I от 22 февраля (5 марта) 1709 г. «О наблюдении московским обывателям чистоты во дворах и на улицах и о содержании мостовой в исправности».

При Петре I произошёл расцвет садово-паркового искусства, возведённого им в ранг первостепенного государственного дела. В 1710 году при кабинете министров была создана специальная садовая контора.

В 1718 году указом Петра I было запрещено строительство в Петербурге домов с курными печами, а с 1722 года – аналогичные меры были предприняты и  в Москве.

При этом, с созданием централизованного Российского государства вопросы развития местного самоуправления, городского хозяйства, институтов «благосостояния», «благоустройства», «городского и земского дела», «коммунального (общего) дела», в соответствии с Указом Петра 1  от 16 января 1721 года, вошло в компетенцию российской полиции, и было связано с ростом городов, потребностями обеспечения населения жильем, повлекшими за собой  и развитие внутригородской инженерной инфраструктуры.

Петр 1 именовал полицию «душой гражданского общества и всех добрых порядков», связывая с полицией понятия «благосостояния населения», запрещения «изяществ в домовых расходах», «учинения (то есть создание) добрых домовладельцев», «производства чистоты на улицах и в домах».

26 июня 1727 года закладывается первый мост через Неву (с его освящением). 7 июля Петр 1 подписывает именной указ князю Меньшикову на строительство моста.

В 1730 году 27 ноября (8 декабря) выходит сенатский Указ «О сделании для освещения в зимнее время в Москве стеклянных фонарей». В указе проявлялась забота не только о прохожих, но и о «внешности» города: фонари требовалось ставить одинаковые и на равных дистанциях по одной прямой.

В 1746 году в России появилась  первая «перспективная» дорога протяжённостью свыше 700 км,  построенная по единым правилам она соединяла Москву с Петербургом. Специальная инструкция предписывала: «…строить дорогу с крайним радением, следя того как бы казне было безубыточно и в проезде способно и благовременно и впредь прочно».

В  1804 году по  приказу  императрица Екатерина II в Москве строится водопровод. Вслед за двумя столицами оживает развитие коммунального хозяйства и в других крупных губернских городах России.

В 1802 году Указом Екатерины II создается единый государственный орган, ответственный за жизнеобеспечение населения – Министерство внутренних дел Российского государства и утверждается Полицейский Устав. Все вопросы реальной жизни, некогда означенные в Наказах Алексей Михайловича и указах Петра 1, были переданы  департаментам этого ведомства и его исполнительным органам на местах.

Роль этого учреждения в формировании и развитии местного (городского) хозяйства была продолжена в эпоху правления Александра 11. На долгие годы МВД Российского государства становится главным «особливым» и едва ли не единственным хозяйственным органом России. Полицейских вертикалей в этом ведомстве было три: полиция исполнительная, полиция безопасности и полиция хозяйственная, которая отвечала за благоустройство и развитие российских городов и являлась своеобразным инкубатором самоуправления на земском (муниципальном) уровне.

Александром II 1 января 1864 г. были утверждены «Положения о губернских и уездных земских учреждениях». В ведение земств отдавалось: устройство и содержание дорог, школ, больниц, содержание тюрем и др.

В 1870 г. была проведена городская реформа. В «Городовом положении» от 16 июня 1870 г. говорится, что «Попечение и распоряжение по городскому хозяйству и благоустройству предоставляется городскому общественному управлению, а надзор за законным сего исполнением — губернатору…».

Благоустройство российских городов стало главной заботой городских дум, которые получили право облагать налогом имущества и доходы частных лиц города. Но имущество и дома могли облагаться по закону не свыше одного процента их стоимости, в таком же размере облагались сбором городская торговля и промышленность. В структуре городских расходов немало средств направлялось на нужды самого общественного управления, уплату долгов и на развитие городских предприятий (в том числе водопровод, освещение, благоустройство, санитарную и строительную часть).

Интересно отметить, что в ряде губернских городов доходными были  такие предприятия, как водопровод, конный трамвай — «Конка», электростанция,  электрический трамвай. 

По мере роста городов, возникновения крупных промышленных предприятий и массового  притока рабочей силы, нуждающейся  в жилище, стали появляться  доходные дома, жилье в которых было специально предназначено для сдачи в наём. Доходные дома постепенно дифференцировались как для разных потребителей, так и с учетом финансовых возможностей жильцов: от гостиниц и постоялых дворов – до домов длительного проживания, и от скромных мебелированых комнат до роскошных пансионов.

В этот период началась постепенная передача компетенций, прав и имуществ зрелым, способным к самостоятельной хозяйственной деятельности властям городов. Так в Москве с введением городского самоуправления последовательность передачи прав управления имуществом осуществлялось следующим образом: 1863 год – земельное хозяйство и школы  первой ступени; 1865 год – мосты и набережные; 1873 год – конка; 1878 год – замощение и очистка улиц, ночлежные дома и т.д. Функции и работы, еще не переданные городскому общественному управлению, продолжали выполнять местные органы полиции, которые постепенно превращались из хозяйственных органов в надзорные по опеке и контролю за деятельностью местного самоуправления.

В этот период не только изменился юридический статус жилых домов,  но и существенно изменились требования к их  техническому содержанию, противопожарной безопасности.

Жилищный фонд в городах России,  в этот период, насчитывал около 150,0 млн.кв.м., тем ни менее, множество людей жили в ночлежных домах, подвалах, погребах, сараях, землянка. Только в Москве было учтено 24,5 тысячи коечно-каморочных квартир, в которых проживало 313 тысяч человек. 60% городского жилищного фонда не имело электричества, 75% — водопровода, 85% — канализации; жилой фонд с центральным отоплением составлял около 1%.

Развитие коммунального хозяйства (систем централизованного водоснабжения и водоотведения, уличного масляного или газового освещения, конного трамвая и других видов общественно значимых услуг), в тот период характеризовал  недостаточно высокий уровень доходности этого бизнеса и медленная оборачиваемость капитала. 

Тем ни менее, несмотря на многочисленные финансовые и иные трудности, социальная инфраструктура крупных городов постепенно развивалась с помощью структур общественного управления. К концу Х1Х века усиливается тенденция развития коммунального хозяйства в крупных губернских и уездных городах России.

Так в этот период среди десятка крупнейших городов России г. Уфа занимала 3-место по относительному развитию уличной водопроводной сети  и 2-место по подаче воды на душу населения, оставляя позади по этим показателям две столицы.

90-е годы XIX столетия характеризуются настойчивым стремлением к муниципализации важнейших отраслей хозяйства, определяющих жизнеобеспечение города. После городской реформы 1892 года правительство полностью освободило себя от забот о развитии и управлении городским хозяйством, переложив их на органы общественного управления, в руках которых постепенно сосредоточился весь круг вопросов, связанных с инженерным благоустройством и санитарно-гигиеническим состоянием города, развитием транспортных средств, постановкой начального народного образования, медицинского обслуживания населения.

В крупных городах Поволжья «сооружаются конно-железные дороги, совершенствуются единые системы городского водоснабжения, вводится электрическое освещение. Так, в 1895 году был поднят вопрос о сооружении в Самаре канализационной сети, которая была необходима в целях оздоровления города. Но на её проведение нужны были большие средства (около 1 млн. рублей), которых у города не было. Проблема была решена  к 1909 году при помощи взносов частных лиц; тогда и начались работы по прокладке канализационной сети по плану немецкого инженера Линдлея.  В  1912 году в Самаре была открыта городская канализация».

С начала XX века, как утверждают источники, на государственном уровне осуществлялся поиск способов разрешения жилищной проблемы. В этот период по инициативе П.А. Столыпина был принят закон «О праве застройки», который стал одним из первых жилищных нормативных актов в России. О прогрессивности этого закона свидетельствует тот факт, что он действовал не только при советской власти, но и  позднее, и в переработанном виде вошёл в Гражданский кодекс СССР.

Продолжение следует… см. Часть 2

Источник: «Союз коммунальных предприятий»

> При использовании материалов сайта обязательно наличие гиперссылки c указанием источника gkhsp.kz.
> Ответственность за содержание рекламы и объявлений несет рекламодатель.
> Опубликованные материалы не обязательно отражают точку зрения редакции.
> За достоверность авторских статей ответственность несет автор.

подписка на БюллетеньПОДПИШИТЕСЬ НА «БЮЛЛЕТЕНЬ СОБСТВЕННИКА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ ЖКХ» И ПОЛУЧИТЕ ВОЗМОЖНОСТЬ:
> ИМЕТЬ ПОЛНЫЙ ДОСТУП КО ВСЕМ МАТЕРИАЛАМ САЙТА
> ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ ЭКСПЕРТАМ ЖКХ И ПОЛУЧАТЬ КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ ОТВЕТЫ
> ПОЛУЧАТЬ ПОМОЩЬ В РЕГЛАМЕНТАЦИИ ПРОЦЕССОВ В КСК
> ПОЛУЧАТЬ НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ