Портальные решения
Портальное решение qazreestr.kz
ИС данного портала находится, как видно – на длительной модернизации. Трехкратные «пляски с бубном» на РФ ряда экспертов, см. Рис.1. традиционно — ни к чему не привели. Если это отнести к особо-изуверскому виду издевательств над временем и психическим здоровьем пользователей, то — экспертам остается думать о чем угодно, кроме продуктивной работы с этим горе информ-ресурсом. Требовать от пользователя ЭЦП при регистрации для получения безобидных, не несущих совершенно никаких закрытых стратегических данных на ЭТОМ ПУБЛИЧНОМ информ-ресурсе, равносильно требованию подкрепить своим свидетельством о рождении, что вы – человек, а не птица! Вот почему у экспертов и появилось настойчивое требование – см. п.1.1. и 7.1.1. настоящего документа!
- В средине августа при проведении Zoom — конференции одному из наших экспертов с привлечением участников со стороны АО «КЖК», было заявлено «…об устной договорённости о создании «рабочей группы» для возможных работ модернизации РФ».
Портальное решение e-Qurylys
Проблемы для пользователей начинаются уже на самой первой части стадии регистрации и в попытке «побороть» РФ — после ввода пользователем пароля на ней уже нет никакой возможности проверки правильности написания, содержимое поля «Пароль» убирается напрочь, лишая возможности «засветить пароль врагам отечества»! «Ну… как дети!» ©
- Боковое меню категорически неудобно в работе.
- Невыносимо долго обрабатываются заявления на изменения ИТР, сам же портал анонсирует тайм-аут обработки «Время ожидания до – О.Д.Н.О.Г.О дня», по факту же — более недели мертвого ожидания результата.
- Сложность в использовании UX портала.
- Крайне долгое время обработки заявок при сдаче отчётов, все проблемы? как во времена 80-х на заре компьютеризации с китайскими ХТ-шками, решаются путём личного контактов пользователей со специалистами «back-end» этого ресурса.
- По факту теста эксперты узнают, что портал работает «В тестовом режиме», так и не войдя в обязательное для государственной ИС состояние «Промышленная эксплуатация», ну… это уже настоящая головная боль почти всех информ-систем РК, начиная с пресловутой «Астана LRT» десятилетней давности!
- А теперь уже поподробнее по тому функционалу «e-Qurylys», какой она создана и, как она фактически выполняет с большими огрехами свои же заявленные отраслевые функциональные возможности, а также — какие функциональные возможности не представлены в этой ИС совершенно:
- отчёты технического и авторского надзора – требуют участия со стороны технической службы поддержки, поскольку в наличии имеются серьезные проблемы как с загрузкой данных на портал по времени, так и по контенту;
- фиксация как самого начала, так и отдельных вех процесса строительства привели экспертов в стабильное состояние неизменного диссонанса – здесь вообще мало, что понятно не только для пользователя в части UX, когда гарантированно требуется помощь службы технической поддержки;
- на всех этапах формирования «Акта приёмки строй-объекта в эксплуатацию» гарантированно требуется неотложная помощь службы технической поддержки;
- при всех процедурах абсолютно типовых стандартных задач «Выполнение плановых и физических работ» — гарантированно требуется глубокая помощь службы технической поддержки;
- заявленный и крайне необходимый функционал «Локация ответственных лиц» – работает абсолютно «некорректно»
- аналогично необходимому модулю программного обеспечения (далее – ПО) «Обеспечение применения материалов отечественных производителей» – гарантированно требуется глубокая и постоянная помощь службы технической поддержки;
- Именно потому один из экспертов счел необходимым для своих опыта и совести инженера открыто поделиться конфиденциальной «know how» информацией, каким ОБЯЗАН БЫТЬ базовый функционал современной национальной комплексной ИС страны для успешных автоматизации бизнес и производственно-хозяйственных процессов в области строительной отрасли государства. Приведены буду минимально-необходимые базовые для построения современной ИС цифрового строительства в РК программные модули, среди которых:
- правоустанавливающие документы деятельности строительной организации,
- состав и структура:
- органов ее управления,
- ее специализированных органов:
— дисциплинарная;
— квалификационная;
— контрольная;
— аттестационная
комиссии,
- реестр утвержденных документов,
- компенсационный фонд,
- акты фин. контроля деятельности организации,
- планы проверок строительных объектов,
- акты проверок строительных объектов,
- сводный анализ деятельности строительной организации,
- модули связи с общественностью:
— раскрытие информации;
— публичная отчётная информация;
— аудиторские заключения;
— бухгалтерская/финансовая документация с пояснениями по бухгалтерским балансам и отчетам;
— сметы расходования затрат отдельных этапов строительства объектов;
— отчётная информация по статьям прибылей и убытков;
— отдельные аудиторские заключения по статьям смет затрат отдельных этапов строительства объектов;
— целевое использование полученных бюджетных и особо — инвестиционных финансовых ресурсов;
— сводные итоги производственно-хозяйственной деятельности строительной организации и пр.;
— ее (организации) инвестиционный рейтинг,
- аттестация руководителей и специалистов строительной организации,
- контроль деятельности членов строительной организации,
- оценка квалификации руководителей и специалистов строительной организации:
- состав лицензированных специалистов;
- состав аттестованных специалистов;
- техническое регулирование производственной деятельности строительной организации;
- стандарты:
— виды деятельности,
— процессы выполнения работ,
— квалификационные требования к персоналу,
— методы контроля качества технологических процессов строительства,
— оптимальные технологические процессы строительства,
— качество работ технологических процессов строительства по объектам,
— проектирование,
— технологии строительства,
— оптимальная эксплуатация строительных объектов,
— энергоэффективность сданных в эксплуатацию строительных объектов (заявленная согласно энерго-моделей BIM и фактическая),
— утилизация строительных объектов,
— рециклинг материалов строительных объектов,
— унифицированные процессы измерений в строительстве
+ еще более 50 параметров!
- Также, исключительно для пользователей информ-ресурса будет возможность в режиме «Одной точки входа», не выходя за пределы сайта портала, получать актуальные коммерциализованные сведения об участниках строительной отрасли всей РК в части реального объективного рыночного РЕЙТИНГА:
- строительных компаний,
- подрядчиков,
- контрагентов,
- инвесторов,
- проектно-архитектурных компаний,
- органов технического надзора,
- участников авторского надзора,
- застройщиков,
- заказчиков,
- поставщиков строительных материалов, доступных на рынке РК,
- строительном оборудовании с реестром их дилеров и арендодателей,
- реестра строительных сервисов,
- успешного и финансово-доступного менеджмента,
- независимым рейтингом любого из игроков как сервисных, так и девелоперских компаний,
а также особом, финансово-привлекательном сегменте деятельности МИИР РК, в т.ч.:
- маркетинг;
- механизмы практического долгосрочного привлечения инвесторов;
- организация безопасных правил финансирования проектов;
- методы оптимального управления,
- ПСД,
- экспертиза,
- авторский надзор,
- ППР,
- сетевые графики строительства объектов,
- оптимальный порядок сдачи объектов в эксплуатацию,
- карта информ-ресурса.
Портальное решение e-zhkh.gov.kz, более известное как (e-Shanyraq)
Эксперты выскажутся вначале о неизменно-печальном и ожидаемо-грустном:
- система заполнения РФ портала совершенно не автоматизирована,
- РФ этого портала трудится в традиционном для 80-х годов «Hand Made» режиме,
- раздел «Регистрация ПТ» не содержит ОЧЕВИДНОГО для успешной автоматизации технологических процессов пользователя, а именно — поля «БИН»,
- в РФ отсутствует возможность просмотра реестра участников портала, в подтверждение этого вывода экспертов смотрим прикреплённый на сайте файл — «Реестр ПТ», он и по сию пору — девственно чист и пуст от данных о «простых товарищества»,
- подсказок для работы на сайте нет — от слова СОВСЕМ, участнику всё приходится искать методом «слепого 1/2научного тыка», благо-слово эксперты давно знакомы и не с экзерсисами национальных сайтостроителей с их доморощенными программерами из числа «юных дарований» хакатонов,
- документы по созданию ОСИ/КСК МЖД/здания находятся на сайте квазигосоргана «Казцентр ЖКХ», (о нем — чуть позже), но при этом — образцы документов создания ОСИ можно отыскать только в формате MS Word, что доказывает на отсутствие целевой Концепции автоматизации всех процессов эксплуатации здания в рамках единой системы эксплуатации МЖД РК,
- к тому же для квази — «Казцентра ЖКХ», вообще свойственно пренебрежение очевидными наработками опыта в области WEB-строения*, одному из экспертов уже приходилось давать свой отзыв о созданной по обширному на несколько десятков страниц ТЗ «Казцентра ЖКХ» системе СОМИП — «Системе отбора и мониторинга инвестиционных проектов», созданной по указанию КДС и ЖКХ МИИР РК, см. Рис.2.
_______
* — Полный перечень ошибок программного продукта СОМИП, см. ниже:
«UX
*Имеется следующая история навигации по пунктам меню существующего проекта:
«Главная -> Проекты -> Проект», а должно быть:
«Главная -> Проекты -> Просмотр».
*Необходимо возвращать пользователя на тот уровень закладок меню и субменю, с которого он «нырял» в работу на уровень ниже. Таким образом имеющийся возврат по схеме: Субменю -> Главное меню, в нашем случае недопустим!
* В проекте многократно нарушены очевидные требования UX (повторно-возвратные, не несущие ни данных, ни итогов для пользователя холостые движения).
* Закладка Кредитование -> Двухсторонние договорЫ имеет активную — Enabled кнопку «Просмотр» при нулевом списке заключенных договоров, что алогично для любого программиста!
*Все без исключения закладки верхнего и включаемых ниже по иерархии меню и все субменю должны иметь Glyph либо на, крайний случай, Icon!
* Все без исключения числовые поля ЭФ должны быть усечены как минимум вдвое по длине их активной части.
* Данные полей для целых и вещественных чисел должны иметь различную подсветку (окраску), а лучше бы и вовсе они имели различное стилевое решение Font / Color/ Style.
* Одинаковые по контексту поля (например, «Рабочие места») должны находиться на нумерованной панели ЭФ, либо иметь разбивку с помощью нумерованного в левом верхнем углу типового компонента интерфейса — Bevel.
* Данные полей, имеющие статус Read Only, должны подаваться либо в виде текстового поля, что много лучше, нежели ComboBox, как отражено в настоящем проекте.
* В одной!!! строке представлены 3 поля, имеющие различные сущности:
1.Количество абонентов. 2.Протяженность (км) 3. Количество
* Ни одно поле не имеет Hints (всплывающих подсказок), что недопустимо для начинающих пользователей, затрудняя им порог вхождения в программный продукт.
* Такие сокращения, как «Проект на согласова» вовсе недопустимы, а вот длину Value в ComboBox необходимо расширить, благо места на ЭФ «Проект» более чем достаточно!
UI
Замечания по пунктам меню головной формы программного продукта:
Центральная закладка – «Онлайн-заявка» и «Мониторинг» верхнего меню должна быть изменена на многоуровневую с такими узлами:
Для «Онлайн-заявок»:
Проект
——————-
Заявки
обычные
бюджетные
Для «Мониторинга»:
Данные:
недельной давности
месячной давности
——————-
финансовые
материалов
оборудования
——————-
Контроль
Надзор
Осмотр
——————-
Движение финансовых средств
Финальный вердикт блиц-анализа существующего программного продукта СОМИП таков:
- ВСЕ UX и, как итог,
- все UI
должны быть:
- тщательно от ревизованы
- окончательно скорректированы
- зафиксированы в части требований максимально удобного использования любыми операторами, особенно — среднего и начального уровней.»
Рис.2.
Чуприна А.П., главный инженер IT проектов