ПРОЕКТ. Концепция проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам реформирования жилищной политики»


  

1. Название проекта закона

«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам реформирования жилищной политики».

 

2.Обоснование необходимости разработки проекта закона.

Законопроект разработан в целях совершенствования действующего законодательства в сфере жилищных отношений по обеспечению жильем граждан, нуждающихся в жилище.

Президент Республики Казахстан К.К. Токаев в своем Послании народу от 2 сентября 2019 года и от 1 сентября 2020 года, а также в предвыборной программе обращал внимание на необходимость обеспечения жилья нуждающимся гражданам, что поставило задачу перед Правительством по объединению программ в сфере жилищной политики в Государственную программу жилищно-коммунального развития «Нұрлы жер» на 2020 — 2025 годы, утвержденную Постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2019 года № 1054 (далее — программа «Нұрлы жер») и, в целом, по совершенствованию жилищной политики и законодательства.

Вместе с тем, необходимость разработки законопроекта обусловлена пунктом 43 Комплексного плана по восстановлению экономического роста до конца 2020 года, утвержденного Постановлением Правительства Республики Казахстан от 20 мая 2020 года и исполнением поручения Президента Республики Казахстан К.К. Токаева, озвученного на заседании государственной комиссии по чрезвычайному положению 11 мая 2020 года, согласно которому, Правительству Республики Казахстан следует до конца года создать на основе АО «Жилстройсбербанк Казахстана» (далее — Банк) полноценный институт развития – «Отбасы банк», который будет централизованно осуществлять учет, постановку и распределение жилья.

Так, в соответствии с поручением Главы государства в 2021 году Банк будет преобразован в «национальный институт развития».

Банк — единственный банк в стране, реализующий систему жилищных строительных сбережений, в которой участвуют более 1,5 миллиона казахстанцев.

Банк продолжит осуществлять основную деятельность, предусмотренную Законом Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан», а также Законом Республики Казахстан «О жилищных строительных сбережениях в Республике Казахстан»:

1) прием вкладов (депозитов) в жилищные строительные сбережения, открытие и ведение счетов вкладчиков;

2) предоставление вкладчикам жилищных, промежуточных жилищных и предварительных жилищных займов на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий.

При этом в соответствии с письмом Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка (далее — АФР) от 3 июля 2020 года № 01-3-01/1275, касательно отдельных вопросов создания «Отбасы Банк», направленном в адрес Заместителя Премьер – Министра Республики Казахстан, отмечено что, принимая во внимание исключительную роль Банка в развитии государственной жилищной политики, за Банком будет законодательно закреплен особый правовой режим, предполагающий осуществление вышеприведенных операций без лицензии уполномоченного органа.

Вместе с тем, в дополнение к основной деятельности Банка будут осуществлять следующие функции:

  • ведение и учет граждан, состоящих в Единой республиканской электронной базе очередников (далее – Единая база данных очередников);
  • создание, постановка на учет и ведение базы «Центр обеспечения жильем» (далее – база ЦОЖ);
  • администрирование процесса выдачи жилищных сертификатов;
  • субсидирование арендных платежей арендаторов за частное арендное жильё.

Вышеуказанные дополнительные виды деятельности будут доступны только жилищному строительному сберегательному банку, обладающему статутом национального института развития.

Порядок обеспечения граждан социальным жильем необходимо усовершенствовать и сделать его прозрачным, эффективным, предупредить коррупционные риски.

Существующий механизм ведения очередности нуждающихся в жилье по категориям населения, имеющих инвалидность, сиротам, многодетным, не имеющим достаточного дохода, не достаточно прозрачен и проводится местными исполнительными органами (далее — МИО) без однозначного понимания пропорциональности в удовлетворении жилищных запросов населения.

Таким образом, в рамках централизации и обеспечения прозрачности законопроект предусматривает исключение существующей системы очередности в МИО и разработку новых четких критериев понятия «нуждающийся в жилье» с передачей в Банк функций централизованного учета, постановки и распределения жилья, а также создания на базе Банка «ЦОЖ».

Для качественного и эффективного исполнения новых функций, а также успешной реализации государственных жилищных программ, Банку ежегодно будут выделяться средства из государственного бюджета.

В этих целях необходимо предусмотреть увеличение финансирования Банка для реализации программы «Нұрлы жер».

Также Банку необходим доступ к государственным базам данных, интегрированным в Сервисный программный продукт по очередникам МИО.

Помимо вышеуказанного, требуется включение Банка в число участников Программы ипотечного жилищного кредитования «7-20-25. Новые возможности приобретения жилья для каждой семьи».

Растущая цифровизация, развитие электронных государственных услуг, переход всех предоставляемых услуг с офлайн в онлайн, в том числе реализованная возможность получения электронной цифровой подписи гражданами Казахстана в режиме онлайн обуславливают переход банковских операций в онлайн режим. В связи с чем, Банк также планирует перевести кредитные операции в онлайн режим. Перевод кредитных операций в онлайн формат позволит существенно сократить расходы граждан, связанные с нотариальными услугами, а также оптимизирует в целом процедуру оформления ипотечного жилищного займа, что крайне актуально в текущих условиях действия ограничений на передвижение граждан из-за пандемии коронавируса.

Для реализации вышеуказанных задач законопроект предлагает поправки в части:

  1. Преобразования Банка в «Отбасы Банк», который помимо банковской деятельности будет являться национальным институтом развития (далее — НИР), осуществляющий централизованный учет, постановку, и распределение жилья для всех категории граждан Республики Казахстан.

В выступлении Главы государства на заключительном заседании Государственной комиссии по чрезвычайному положению (11 мая 2020 года) отмечено, что «Правительству следует до конца года создать на основе Банка полноценный институт развития и поддержки – «Отбасы банк», который будет централизовано осуществлять учет, постановку и распределение жилья».

В дополнение, пунктом 43 Комплексного плана по восстановлению экономического роста до конца 2020 года, утвержденного Постановлением Правительства Республики Казахстан от 20 мая 2020 года № 307, предусмотрено создание на основе Банка полноценного института развития и поддержки – «Отбасы банк».

Действующее законодательство предусматривает достаточное регулирование деятельности Банка в действующем статусе. Основными законами, регулирующими деятельность Банка являются:

  • Закон Республики Казахстан «О жилищных строительных сбережениях в Республике Казахстан» (далее – Закон о жилищных сбережениях);
  • Закон Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» (далее – Закон о банках);
  • Закон Республики Казахстан «Об акционерных обществах»;
  • Закон Республики Казахстан «О жилищных отношениях» (далее – Закон о жилищных отношениях).

Согласно статье 3 Закона о банках в Республике Казахстан предусматривается двухуровневая банковская система, включающая верхний уровень банковской системы — Национальный Банк Республики Казахстан (далее – Национальный Банк) и нижний уровень банковской системы — все иные банки, за исключением Банка Развития Казахстана, имеющего особый правовой статус. Банк не имеет подобной оговорки и, следовательно, относится к банкам второго уровня.

В соответствии со статьей 4 Закона о жилищных сбережениях под жилищным строительным сберегательным банком подразумевается банк, имеющий лицензию уполномоченного органа по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций на осуществление деятельности, предусмотренной статьей 5 Закона о жилищных сбережениях, который имеет обязанность участвовать в системе обязательного гарантирования депозитов.

В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Республики Казахстан от 11 ноября 2019 года №203 «О дальнейшем совершенствовании системы государственного управления Республики Казахстан» государственным органом, осуществляющим государственное регулирование, контроль и надзор финансового рынка и финансовых организаций, является АФР.

Статья 5 указанного Закона предусматривает следующие виды деятельности Банка:

1) прием вкладов (депозитов) в жилищные строительные сбережения, открытие и ведение счетов вкладчиков;

2) предоставление вкладчикам жилищных, промежуточных жилищных и предварительных жилищных займов на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий;

3) прием вкладов, открытие и ведение банковских счетов вкладчиков накоплений средств на капитальный ремонт общего имущества объекта кондоминиума и предоставление им жилищных займов.

В дополнение, Банк вправе осуществлять участие в уставном капитале юридических лиц, являющихся частью инфраструктуры финансового рынка и (или) осуществляющих автоматизацию деятельности жилищного строительного сберегательного банка, а также другие виды операций в соответствии с лицензией:

1) кассовые операции – прием, выдача, размен, обмен, пересчет, сортировку, упаковку и хранение наличных денег при осуществлении одной из банковских операций, указанных в пункте 1 и подпунктах 2), 6) пункта 2 статьи 4 Закона о жилищных сбережениях;

2) переводные операции — выполнение поручений физических и юридических лиц по платежам и переводам денег;

3) эмиссия собственных ценных бумаг (за исключением акций);

4) сейфовые операции;

5) обменные операции с иностранной валютой;

6) доверительные операции управления правами требования по ипотечным займам в интересах и по поручению доверителя;

7) прием депозитов, открытие и ведение банковских счетов юридических лиц;

8) осуществлять дилерскую деятельность.

Статьей 3 Закона о банках предусмотрено, что Банк является единственным специализированным отраслевым банком с участием государства. Таким образом, деятельность указанного банка регламентируется общими правилами, предъявляемым к банковской деятельности, с дополнениями, предусмотренными отраслевым законодательным актом.

Понятие «институт развития», используемое как в общественно-политическом, так и в юридическом лексиконе (в том числе и в действующем законодательстве Республики Казахстан) гораздо шире понятия «национальный институт развития».

Касательно действующего статуса национального института развития следует отметить, что согласно подпункту 33) статьи 1 Закона Республики Казахстан «О государственном имуществе» (далее – Закон о государственном имуществе) под данным институтом понимаются финансовые, консалтинговые, инновационные, сервисные организации, созданные по решению Правительства Республики Казахстан в организационно-правовой форме акционерных обществ, главной целью деятельности которых является реализация проектов в области индустриально-инновационного развития и поддержки предпринимательства.

В свою очередь, согласно статье 246 Предпринимательского Кодекса Республики Казахстан (далее – Предпринимательский кодекс) национальные институты развития относятся к субъектам индустриально-инновационной системы, которые участвуют в государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности или уполномочены на реализацию мер государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности.

Так, указанной статьей предусмотрены национальные институты развития в следующих областях: в области поддержки субъектов индустриально-инновационной деятельности, в области развития индустрии, в области технологического развития, в области развития местного содержания, в области развития и продвижения экспорта.

Относительно законодательного обеспечения следует отметить, что Республика Казахстан имеет опыт и законодательную основу для создания банка с особым статусом национального института развития, о чем свидетельствует созданный в 2001 году Банк Развития Казахстана. Однако данный институт выведен из системы банков второго уровня.

Согласно статье 3 Закона о банках нижний уровень банковской системы составляют все иные банки, за исключением Банка Развития Казахстана, имеющего особый правовой статус, определяемый законодательным актом Республики Казахстан.

В соответствии со статьей 1 Закона Республики Казахстан «О Банке Развития Казахстана» Банк Развития Казахстана (далее — БРК) является акционерным обществом, контрольный пакет акций которого принадлежит национальному управляющему холдингу. БРК является национальным институтом развития и банком, уполномоченным на реализацию государственной инвестиционной политики и государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности.

Таким образом, правовой статус БРК законодательно выведен из общей системы банков второго уровня, предусматривает служение особой цели — совершенствование и повышение эффективности государственной инвестиционной деятельности, развитие производственной инфраструктуры и обрабатывающей промышленности, содействие в привлечении внешних и внутренних инвестиций в экономику страны.

Следует отметить, что данный институт развития полностью отвечает требованиям, предъявляемым к подобным институтам подпунктом 33) статьи 1 Закона о государственном имуществе, главной целью деятельности которых является реализация проектов в области индустриально-инновационного развития и поддержки предпринимательства.

В соответствии с подпунктом 33) статьи 1 Закона о государственном имуществе национальные институты развития создаются по решению Правительства Республики Казахстан.

Тем не менее, особый статус БРК как национального института развития определен отраслевым законодательным актом.

Касательно наделения жилищного строительного сберегательного банка, обладающего статусом национального института развития (далее — Банк, обладающий статусом НИР), функционалом по осуществлению централизованного учета, постановке, ведению учета граждан, состоящих в единой республиканской электронной базе очередников и Базе ЦОЖ, а также функции по распределению жилья для всех категории граждан Республики Казахстан необходимо внести соответствующие изменения в Закон о жилищных сбережениях и Закон о жилищных отношениях.

Функция по ведению учета всех нуждающихся в жилище планируется для передачи в Банк, обладающего статусом НИР, от МИО, которые ведут список всех граждан, нуждающихся в жилье, в единой республиканской электронной базе очередников, после проведения его инвентаризации и ревизии на предмет соответствия установленным критериям очередности, что позволит повысить прозрачность предоставления социальных мер поддержки в зависимости от критериев для участия в государственных жилищных программах.

Полномочия по созданию, постановке на учет и ведению базы ЦОЖ предполагается реализовать путем создания единой национальной информационной базы, интегрированной с государственными базами данных, по всем гражданам Республики Казахстан, не имеющим жилья, что позволит применить принцип «одного окна» когда отпадает необходимость обращаться в несколько инстанций для того, чтобы подтвердить свой статус «нуждающегося в жилье», вставать в очередь, а затем обращаться в банк для получения займа.

В целях закрепления возможности осуществлять указанные виды функций с учетом продолжения банковской деятельности, Банку планируется придать статус национального института развития, что потребует внесение в Закон о государственном имуществе изменений в понятие национального института развития, которое должно будет предусматривать в качестве цели не только реализацию проектов в области индустриально-инновационного развития и поддержки предпринимательства, но и реализацию социальных вопросов жилищной политики.

Кроме того, для закрепления нового статуса Банка и его полномочий необходимо внесение соответствующих изменений и дополнений в Закон о жилищных сбережениях и Закон о жилищных отношениях.

Для разрешения поставленной задачи необходимо внести следующие основные изменения в законодательные акты:

  • В Законе о жилищных отношениях и Законе о жилищных сбережениях необходимо расширить функции Банка, обладающего статусом НИР, в отношении следующих видов деятельности:

а) ведение, мониторинг и актуализацию единой республиканской электронной базе очередников;

  1. b) формирование, ведение, мониторинг, актуализацию и постановку на учет в базе ЦОЖ
  2. c) распределение жилья гражданам, состоящим в единой республиканской электронной базе очередников и в базе ЦОЖ в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

2) В Законе о государственном имуществе расширить понятие национального института развития, включив цели по осуществлению или реализации жилищной политики.

 

legalacts.egov.kz

> При использовании материалов сайта обязательно наличие гиперссылки c указанием источника gkhsp.kz.
> Ответственность за содержание рекламы и объявлений несет рекламодатель.
> Опубликованные материалы не обязательно отражают точку зрения редакции.
> За достоверность авторских статей ответственность несет автор.

подписка на БюллетеньПОДПИШИТЕСЬ НА «БЮЛЛЕТЕНЬ СОБСТВЕННИКА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ ЖКХ» И ПОЛУЧИТЕ ВОЗМОЖНОСТЬ:
> ИМЕТЬ ПОЛНЫЙ ДОСТУП КО ВСЕМ МАТЕРИАЛАМ САЙТА
> ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ ЭКСПЕРТАМ ЖКХ И ПОЛУЧАТЬ КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ ОТВЕТЫ
> ПОЛУЧАТЬ ПОМОЩЬ В РЕГЛАМЕНТАЦИИ ПРОЦЕССОВ В КСК
> ПОЛУЧАТЬ НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ