Пути решения проблем по установке тепловых счетчиков в жилых домах КСК

На установку тепловых приборов учета тепла и горячей воды население не соглашается по следующим причинам.

Главная причина

В 2000 году незаконно в принудительном порядке акиматом города с введением публичного договора органы управления КСК в лице председателей были отстранены от возможности контролировать качество и количество поставляемых жителям коммунальных услуг, от возможности требовать восстановления их прав, нарушенных поставщиками услуг. Поставщик услуг уравнялся в правах с жителем, но не с КСК. Председатель КСК оказался отстраненным от возможности защищать права своих жителей.

Если до этого предатели КСК в случае недопоставки, к примеру, газа в период какого-то времени или позднего включения отопления составляли соответствующие акты и по ним принуждали поставщика делать жителям перерасчет, а в случае отказа могли эти вопросы решать через суд, то после введения публичного договора этих прав у них не стало.

Теперь, чтобы председатель мог подать в суд на поставщика услуг от имени жителей, он должен от каждого жителя представить суду нотариально заверенную доверенность. А это очень большие хлопоты и затраты.

До введения публичного договора многие председатели кооперативов открыли при КСК свои вычислительные центры (приобрели компьютеры), посредством которых распечатывали для жителей квитанции по услугам. По утвержденным тарифам начисляли целевые взносы и все коммунальные услуги, вели учет платежей и задолженностей жителей, через банки собирали платежи на свой расчетный счет, после чего рассчитывались с поставщиками услуг. За распечатывание для жителей счетов, сбор денежных средств, контроль за платежами и перечисление их продавцу услуг каждый поставщик отчислял в КСК согласованный сторонами процент комиссионных отчислений.

Так, АПК перечислял 1,8%, Горводоканал – от 5 до 2,5%, «Алматыгаз» – 3%, радиоцентр – 4%, вывоз мусора – от 3 до 10% и т.п. от поступивших от жителей платежей и перечисленной им суммы. На эти средства КСК мог проводить техническое обслуживание соответствующих коммуникаций в доме, в том числе общедомового прибора учета холодной воды.

На основании закона «О жилищных отношениях» и делегированного жителями права в соответствии с уставом КСК в 1999, затем в 2000 годах сначала один, потом несколько КСК стали подавать в суд на АПК, который с 1997-го по 2000 год обсчитывал население. Брал деньги из расчета ежедневной температуры наружного воздуха минус 25 градусов, тогда как такая температура бывала только в отдельные дни. В это вмешалось Антимонопольное агентство, которое принудило АПК вернуть деньги жителям и взыскало с него многомиллионный штраф.

Такое равноправное и справедливое партнерство с КСК поставщикам коммунальных услуг, и прежде всего АПК, не понравилось. В результате чего и родилась идея отключить председателей КСК от защиты интересов жителей посредством перевода их на публичный договор обслуживания.

Тем не менее многим кооперативам АПК произвел перерасчет, вернул излишне оплаченные деньги, другим аннулировал либо сократил задолженности. Однако не всем кооперативам вернул он свой долг. Более того, отдельным кооперативам и по настоящее время продолжает выставлять незаконно начисленный долг тех лет.

Руководители АПК и чиновники, поддерживающие их, в какой-то степени справедливо упрекают председателей КСК в том, что они не все деньги перечисляли за поставленное в те (с 1997-го по 2000-й) годы тепло, а использовали их на нужды своих домов.

Однако о своем вышеописанном массовом обмане жителей города говорить категорически отказываются. В этом они «беленькие и пушистенькие», а «черные и грязные» – это председатели КСК. Должно быть стыдно всех председателей КСК стричь под одну гребенку! Кто так говорит, прежде всего оценивает других по себе!

Однако никому из них даже в голову не приходит мысль, что председатель КСК – это житель. То, что он делает, так это не по своей воле, а по воле жителей. Если в руководители поставщиков услуг попали люди из элиты состоятельного общества, проживающие в благополучных домах с хорошими квартирами и «хорошими связями», да еще быстро перестроившиеся под буржуазного бизнесмена-коммерсанта, у которого нажива стоит на первом месте за счет любого близкого или далекого, разве смогут они понять остальной простой люд! Как в народе говорят, «сытый голодного не разумеет».

Из-за этого тупого непонимания и происходит у нас то, что винят во всех грехах председателя КСК, а не жителя. Якобы это председатель КСК ведет своих жителей не туда, куда им, бизнесменам, хотелось бы. Поэтому через прессу и телевидение вместо оказания помощи кооперативам продолжается активная их дискредитация.

Чиновники исполнительных органов власти и все остальные, ставшие коммерсантами, напрочь забыли, в каком состоянии передавались жителям их дома, а напоминания об этом даже слышать не хотят.

В каком состоянии пришлось принимать от бывших домоуправлений дома большинству руководителей кооперативов, даже вспомнить страшно. Дома, как и все предприятия на тот период времени, оказались разграбленными и запущенными. Электрические счетчики на дежурное освещение сняты, вместо плавких вставок – проволока или шашлычные палочки, крыши – решето, коммуникации в подвале сгнили, текут, в подвалах и на элеваторах дверей нет, все загажено. А целевые на содержание дома для КСК были установлены в размере 6,94 тенге с 1 м², из них 3,34 тенге по договору отчислялись в АПК на техническое обслуживание общедомовых коммуникаций. Причем замена сгнивших труб, задвижек, вентилей в эти 3,34 тенге не входила, необходимо было выкраивать средства из тех 3,60 тенге, за счет которых содержался и административно-управленческий аппарат, и дворники, производилась оплата за электроэнергию дежурного освещения подъездов, комиссионные банка, пунктов приема платежей и прочих нужд. И это не идет ни в какое сравнение с установленными тарифами на тепло и горячую воду и прочие коммунальные услуги. Одним словом, КСК того времени испытали шоковую терапию.

Конечно, в таких условиях правлению КСК ничего другого не оставалось, как временно позаимствовать часть платежей жителей за тепло хотя бы для того, чтобы устранить течь крыш домов.

В связи с изложенным полагаю неразумным взаимные высказывания о недоверии, происходящие между руководителями поставщиков услуг и председателями КСК. Следует усвоить, что председатели КСК – это жители наших домов и никак иначе! Председатель КСК не может решить вопрос о пересмотре тарифа на содержание жилища, зачастую не удается убедить собрать деньги даже в разовом порядке на ремонт протекающей крыши, а не то что дополнительные сборы на установку тепловых счетчиков без решения общего собрания своих жителей.

Для того чтобы решить проблему установки приборов учета тепла и горячей воды, необходимо:

  1. Не отказываться проблему решать без участия председателей КСК и их органов управления. Хотим мы или не хотим, но проблему установки приборов учета придется решать совместно с другими существующими проблемами в КСК. А не так, что вы должны решить только нашу проблему, а свои – решайте сами. Мы поженим, не спрашивая их согласия.
  2. Принудительно перевести поставку коммунальных услуг в рамки закона – на прямой договор между поставщиком услуг и КСК. Организовать поступление платежей жителей за коммунальные услуги через расчетный счет КСК.
  3. Разрешить и поощрять КСК в последующем, решившихся работать через свои вычислительные центры.
  4. Материально заинтересовать КСК работать с должниками коммунальных услуг, вести учет, контроль за количеством и качеством поставляемых коммунальных услуг. Вернуть доверие КСК. И для этого поставщиков услуг обязать выплачивать в КСК их законные комиссионные за обеспечение охраны прибора учета регулируемых услуг, контроль за их качеством и количеством, сбор и перечисление поставщику платежей жителей за услуги, работу с должниками. В прямых договорах предусмотреть пункты взаимной ответственности сторон с выплатой виновной стороной соответствующих штрафов.
  5. В свою очередь обязать КСК использовать комиссионные, поступающие от
  6. поставщика услуг, на обеспечение технического обслуживания прибора и его оборудования, снятие с него показаний и поверку.
  7. Обеспечить обязательное исполнение закона – постановления Правительства за № 2314 от 30 декабря 2009 года утвердившего общие для всей республики Правила предоставления жилищной помощи.
  8. Приборы учета устанавливать за счет поставщика услуг по себестоимости в
  9. рассрочку возмещения его полных затрат только от получаемой экономии тепла и горячей воды, с применением «револьверного метода финансирования».
  10. Активно пропагандировать положительный эффект установки приборов учета тепла. В домах, где в связи с какими-то обстоятельствами обнаруживается отсутствие экономии, проводить тепломодернизацию за счет долгосрочных беспроцентных кредитов государства.

Директор Ассоциации КСК г. Алматы 
Рубцов А. А.

> При использовании материалов сайта обязательно наличие гиперссылки c указанием источника gkhsp.kz.
> Ответственность за содержание рекламы и объявлений несет рекламодатель.
> Опубликованные материалы не обязательно отражают точку зрения редакции.
> За достоверность авторских статей ответственность несет автор.

подписка на БюллетеньПОДПИШИТЕСЬ НА «БЮЛЛЕТЕНЬ СОБСТВЕННИКА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ ЖКХ» И ПОЛУЧИТЕ ВОЗМОЖНОСТЬ:
> ИМЕТЬ ПОЛНЫЙ ДОСТУП КО ВСЕМ МАТЕРИАЛАМ САЙТА
> ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ ЭКСПЕРТАМ ЖКХ И ПОЛУЧАТЬ КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ ОТВЕТЫ
> ПОЛУЧАТЬ ПОМОЩЬ В РЕГЛАМЕНТАЦИИ ПРОЦЕССОВ В КСК
> ПОЛУЧАТЬ НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ