Пять самых умных городов мира


Какой город можно назвать умным? Эксперты расходятся в деталях, но согласны в главном: это город с подключением «интеллектуальных» сервисов к главным системам (водоснабжению, энергосистеме, транспорту, госуслугам) и с удобным доступом к ним с помощью смартфона и публичного Wi-Fi.

Задача программ «умный город» – улучшить жизнь в мегаполисе, создать комфортную среду для работы и отдыха. С помощью высоких технологий здесь решают проблемы парковок и транспортных пробок, загрязнения воды и воздуха. Чтобы жители не страдали от промышленных выбросов, в умных городах рационально используют ресурсы, решают проблемы мусора и отдают предпочтение возобновляемой энергии.

В основе оценок и рейтингов умных городов обычно лежат следующие принципы смарт-сити: энергоэффективность и экономия ресурсов, использование возобновляемых источников энергии, экологичный транспорт. Удобные системы городского транспорта, внедрение интеллектуальных сетевых технологий. Интернет вещей, контроль и оптимизация уличного движения и парковок, распространение смартфонов и публичного Wi-Fi.

Сегодня делаются попытки создать умные города с нуля, заложив в них системы городского электрического транспорта, рециркуляции воды и другие. Это такие проекты, как Эко-сити Тянцзинь в Китае и Сингапур (его постройка – совместный проект обоих государств) или Масдар в ОАЭ. Но пока ни один из них нельзя назвать успешным: темпы их строительства и заселения сильно отстают от планов. Есть и другой путь: встроить смарт-технологии в уже существующие города. Сегодня несколько мегаполисов в разных странах можно отнести к умным благодаря технологиям, которые здесь тестируют и внедряют.

Вот топ-5 умных городов мира, которые мы составили на основе рейтингов от четырех независимых компаний из разных стран: Forbes, PwC, Juniper Research и EasyPark.

Сингапур: в ожидании беспилотных авто

Главный элемент умного города в Сингапуре – уличное движение: здесь интеллектуальные решения используются и для общественного, и для персонального транспорта.

На улицах города-государства установлены умные светофоры, минимизирующие число заторов, и дорожные датчики, которые измеряют плотность транспортного потока.

Сингапур пронизан сетью смарт-парковок, которые регистрируют число оставленных на них автомобилей и отправляют в приложение данные о том, где есть свободные места. А еще он готовится принять первую партию беспилотных автомобилей. Как отметили исследователи Juniper Research, в городе разработан концепт «Виртуальный Сингапур»: 3D-симуляция, на которой можно проводить тесты. Например, спланировать эвакуацию города в случае ЧС.

Лондон: в борьбе с транспортными проблемами

Финансовому и техническому хабу Европы принадлежит второе место в сводном рейтинге. Он попал в число смарт-городов благодаря своему крупному дата-центру и высокотехнологичным решениям проблем трафика.

 
Лондон был в числе первых городов Европы, которые столкнулись с коллапсами из-за пробок и нехватки парковочных мест. В 2002 году реализована транспортная реформа, в ходе которой установили плату за въезд в город, создали сеть перехватывающих парковок и преобразовали систему автобусного сообщения. Сегодня транспортная сеть в Лондоне снова меняется, но уже с помощью смарт-решений.

В центре Нью-Йорка установлены интеллектуальные мусорные урны BigBelly – они снабжены датчиками, которые сообщают, когда пора отправлять за ними мусоровоз. Также смарт-технологии применяются для уличного освещения. Система собирает данные о загруженности улиц и шоссе и выбирает оптимальный режим работы фонарей

В столице Великобритании с 2014 года работают умные парковки, как и в Сингапуре. Также в городе создали приложение-навигатор: можно построить свой маршрут, и оно подберет оптимальные виды транспорта. А еще в Лондоне с 2002 года действует система платежей за перегруженность дорог, которая сейчас уже стала полностью цифровой (водитель платит за право пользоваться автомобилем в транспортно загруженной зоне по будням).

Известно, что в Лондоне планируется вложить около £4 млн ($5,4 млн) в программу развития транспортной сети, рассчитанную на ближайшие 10 лет. В нее входят инвестиции в автобусную сеть и смарт-технологии. Так Лондон стремится преодолеть проблемы, которые выросли из исторического прошлого: как и у других крупных городов Европы, его центр не был рассчитан на плотный поток транспорта.

Нью-Йорк: от мусора до транспортных потоков

«Большое яблоко» тоже активно осваивает инновации. Журнал Forbes поставил его на второе место в рейтинге, а PwC – на первое, благодаря интеллектуальному уличному освещению и смарт-технологиям в управлении уличным движением. Нью-Йорк известен и своими передовыми системами безопасности: город охвачен сетью видеокамер; на улицах установлены сенсоры, фиксирующие звуковые вибрации от выстрелов и отправляющие сигнал в полицию. Есть и современная система профилактики пожаров.

В центре города установлены интеллектуальные мусорные урны BigBelly – они снабжены датчиками, которые сообщают, когда пора отправлять за ними мусоровоз. Также смарт-технологии применяются для уличного освещения. Система собирает данные о загруженности улиц и шоссе и выбирает оптимальный режим работы фонарей.

Барселона: без шума, пыли и перерасхода воды

Столица Каталонии заслужила первое место в рейтинге смарт-городов по версии Forbes и второе – по мнению Juniper Research. В городе действует система датчиков для анализа трафика и управления им, есть умные парковки и системы управления уличным освещением. Реализуется план перехода на эргономичные светодиодные лампы.

Поскольку в Барселоне есть проблемы с водой, здесь действует и умная система полива. В периоды засухи она переходит в экономный режим. А еще в городе работает сеть датчиков для мониторинга качества воздуха и уровня городского шума. Кроме того, здесь воплощается в жизнь ряд масштабных экологических проектов. В частности, это внедрение возобновляемых источников энергии и умные коммунальные сети с интеллектуальными счетчиками, которые могут анализировать расход ресурсов и сообщать о потерях, например, утечках воды из-за неисправной сантехники.

Для Барселоны была разработана платформа по сбору и анализу данных от многочисленных датчиков, расположенных в городе. Она получила название Sentilo, а ее код есть в открытом доступе – чтобы другие разработчики умных городов могли воспользоваться этим опытом.

Копенгаген: городская база обмена данными

Столица Дании заняла верхнюю строчку в рейтинге EasyPark. Здесь развитая инфраструктура для велосипедного транспорта, благодаря которой Копенгаген носит неофициальный титул самого велосипедного города Европы. В 2017 году стартовал проект по оснащению велосипедов датчиками, которые будут сообщать об уровне загрязнения и пробках на дорогах. Власти города поддерживают бизнес в применении умных решений (освещения, домоуправления), внедряют городские программы с высокотехнологичными решениями, например, контроль трафика.

А в 2017 году власти Копенгагена и компания Hitachi создали «городскую базу обмена данными». Теперь любое физическое и юридическое лицо, от рядового горожанина до администрации столицы, может разместить здесь имеющиеся у них данные. Это выглядит как сотрудничество социальных институтов – общества, полиции, администрации и экстренных служб.

В числе умных городов были названы также Осло, Бостон, Цюрих, Стокгольм, Шанхай, Амстердам, Ницца. Есть в списке и Москва – благодаря транспортным картам, порталу Госуслуг, единой медицинской системе ЕМИАС и хорошему покрытию города публичными сетями Wi-Fi.

 

> При использовании материалов сайта обязательно наличие гиперссылки c указанием источника gkhsp.kz.
> Ответственность за содержание рекламы и объявлений несет рекламодатель.
> Опубликованные материалы не обязательно отражают точку зрения редакции.
> За достоверность авторских статей ответственность несет автор.

подписка на БюллетеньПОДПИШИТЕСЬ НА «БЮЛЛЕТЕНЬ СОБСТВЕННИКА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ ЖКХ» И ПОЛУЧИТЕ ВОЗМОЖНОСТЬ:
> ИМЕТЬ ПОЛНЫЙ ДОСТУП КО ВСЕМ МАТЕРИАЛАМ САЙТА
> ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ ЭКСПЕРТАМ ЖКХ И ПОЛУЧАТЬ КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ ОТВЕТЫ
> ПОЛУЧАТЬ ПОМОЩЬ В РЕГЛАМЕНТАЦИИ ПРОЦЕССОВ В КСК
> ПОЛУЧАТЬ НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ