Различные формы участия граждан Германии в общественной жизни


Анализ основных тенденций развития в Восточной Германии после 1989 года показывает, что в короткие сроки возникли различные формы прямого участия граждан в общественной жизни. Среди них:

  • круглые столы на всех политических и территориальных уровнях с целью решения комплексных (часто конфликтных) общественных вопросов. Эта организационная форма дает возможность вести равноправный диалог между всеми участниками, который модерируется независимым ведущим;
  • встречи независимых экспертов по общественно важным темам;
  • многочисленные гражданские инициативы: гражданские комитеты и объединения, в которые входят жильцы, предприниматели с целью решения местных вопросов.

Одной из форм, способствующих повышению социальной активности жильцов и ответственности власти за руководство, является, к примеру, «форум граждан», идея которого возникла в 1970- ые годы в Германии. Суть форума граждан — в возможности для представителей населения наравне с чиновниками, экспертами и политиками выбирать пути решения насущных вопросов. Из людей, желающих принять участие в гражданском форуме, методом случайной выборки формируется гражданское жюри, которое выслушивает выступления экспертов, знакомится с действующим законодательством и дополнительным аналитическим материалом по рассматриваемой проблеме. На основании полученной информации независимыми членами жюри принимается решение, отражающее, как правило, позицию большинства членов общества. Результаты форума публикуются, доводятся до сведения управляющих органов. Тем самым у власти появляется возможность узнать позицию общества по тем или иным вопросам и учесть это мнение в принятии дальнейших решений.

Вопросы, касающиеся всего населения города, обсуждаются на городских форумах. Цель такой практики заключается в обеспечении путем проведения публичных слушаний возможности широкого участия граждан в подготовке и принятии градостроительных решений при соблюдении социального баланса общественных и частных интересов в развитии города.

Например, в городе Нойруппин форум созывается два раза в год. Приглашаются граждане и другие заинтересованные лица, обсуждаются актуальные вопросы городского развития. В результате обсуждений городского форума создаются рабочие группы: например, рабочая группа по разработке проектов, направленных на увеличение привлекательности центра города, или рабочая группа по развитию молодежной культуры. Согласованные проекты реализуются совместно при волонтерском участии представителей общественности и финансовой помощи администрации и государственных или европейских программ поддержки.

Интересна также модель участия граждан «ячейка планирования / рекомендации граждан», разработанная профессором социологии Петером Динелем в рамках исследовательской деятельности об участии граждан, проводимой в университете Вупперталь в 70-е годы. Модель заключается в создании группы «планирование», участники которой выбираются случайным способом. Группа «планирование» состоит в среднем из 25 граждан. Перед участниками ставится задача / проблема, способ решения которой им необходимо найти в течение одной недели. На это время участники освобождаются от своих повседневных рабочих обязательств, но за потраченное время работы в группе предусмотрена компенсация. Для более эффективной работы группы «планирование» и охвата точек зрения большего круга участников обсуждение поставленной задачи происходит в небольших подгруппах, до 5 человек, состав в которых постоянно меняется, и длится не менее одного часа.

Таким образом над решением вопроса сразу работают несколько подгрупп параллельно. При необходимости участники могут прибегать к помощи экспертов во время работы. Ведущий осуществляет профессиональное сопровождение работы группы, организует и документирует процесс. Выработанные рекомендации собирают и обобщают в «рекомендации граждан» и передают в распоряжение соответствующей инстанции (заказчику) в качестве основы для обсуждения и возможной дальнейшей проработки. Прибегая к На пути к реформам жилищного сектора: повышение потенциала объединений собственников жилья в Азербайджане, Беларуси, Грузии, Молдове и Украине Проект реализуется при финансовой поддержке Европейского Союза 30 реализации данного метода, исходят из того, что политические решения, базирующиеся на рекомендациях граждан, найдут большую поддержку со стороны населения. Данный метод может быть широко применен для развития идей и формирования мнений в различных сферах (совместное проживание поколений, улучшение утилизации мусора и др.) или для сопровождения процесса территориального развития.

Конкретным примеров участия граждан являются «представительства задействованных лиц». Они начали создаваться в Восточном Берлине с 1990 года по инициативе районных администраций в связи с модернизацией больших городских кварталов с привлечением бюджетных средств. Необходимость создания таких структур законодательно закреплена в Строительном кодексе. С целью создания представительств администрация созывает собрания жильцов, на которых из присутствующих выбираются члены. В «представительства задействованных лиц» входят представители жильцов, собственников, малого и среднего бизнеса района. Члены «представительств задействованных лиц» активно привлекаются к процессу принятия важных решений о модернизации кварталов. За свою работу они получают небольшую денежную компенсацию затрат и могут использовать для своей работы некоторые административные ресурсы.

Следующим примером участия граждан ФРГ в решении местных, региональных и национальных проблем являются местные и профессиональные советы. Их задачи заключаются в консультировании районных администраций, планировании и сопровождении локальных мероприятий. Члены советов — эксперты, жильцы, депутаты муниципальных советов, представители других советов, собственники жилья и другие. Создание таких советов частично регулируется нормативными предписаниями. Советы созываются как представителями администрации, так и по инициативе граждан на безвозмездной основе. Целесообразность работы таких советов обусловлена тем, что привлечение людей к решению конкретных вопросов, связанных с использованием финансовых средств, вызывает большую мотивацию и серьезное детальное обсуждение.

В результате возникают проекты, пользующиеся большим признанием общественности. Например, в Берлине работает совет квартала «МэркишесФиртель» по реализации программы благоустройства района, повышению престижа и качества проживания в нем. В состав совета входят 35 членов — жильцы, представители местных организаций и учреждений (объединения квартиросъемщиков, школ, церквей, торговли, спортивных и культурных клубов и т.д.).

Интересным инструментом для работы общественных советов является «мастерская будущего». Суть этого метода заключается в развитии общих идей и разработке возможностей их практической реализации.

  1. Фаза критики. В этой фазе происходит осмысление проблем и недостатков в одной конкретной области. Выявленные проблемы оценивают по приоритетности.
  2. Фаза идей и фантазий. Служит для представления предложений и пожеланий, как ситуация может развиваться по-другому.
  3. Фаза реализации. В данной фазе речь, как правило, идет о том, чтобы найти пути и возможности реализации идей наилучшим способом. По возможности участники определяют конкретные договоренности для дальнейших действий («партнерство идей»).

«Мастерская будущего» может быть реализована без больших затрат. Для ее проведения достаточно одних выходных, а иногда и одного дня. Но важна хорошая подготовка, которая заключается в выборе подходящего помещения и обеспечении канцтоварными материалами. Рекомендуется также модерация данного процесса человеком, которому доверяют участники. Число участников не должно превышать 25 человек.

«Мастерская будущего» в значительной степени ориентирована на практические действия и поэтому особенно подходит для групп, давно работающих вместе. Важно, чтобы это не было однократным мероприятием, а работало на постоянной основе. В Германии местные администрации содействуют и принимают участие в образовании и поддержке гражданских структур и инициатив с целью решения локальных жилищно-социальных

Например, участие граждан стало одним из принципов работы районной администрации Марцан в Берлине. Эта администрация занимается рассмотрением предложений от инициативных групп, проводит собрания для жильцов с целью информирования о планируемых строительных проектах. Раз в год происходит вручение приза гражданской активности. В районе Марцан жильцы привлекались к разработке концепций сноса, перепланировки домов, улучшения социальной инфраструктуры, создания велосипедных дорожек, детских и спортивных площадок и т.д.

В этом районе основаны бюро по работе с населением с целью консультирования жильцов, проведения собраний, организации праздников для жильцов. В их задачи входит обсуждение локальных проблем и популяризация коммунальных проектов по городскому развитию. Они обеспечивают обмен информацией, сопровождают и поддерживают мероприятия, способствующие диалогу между различными субъектами.

В социально проблемных районах создаются бюро «менеджмента городского квартала» для финансовой и организационной поддержки. Цель их работы заключается в развитии добрососедских отношений среди жильцов, формировании социально разнообразной структуры района, поддержке добровольной общественной деятельности, а также в содействии интеграции мигрантов. В таких районах проживает много безработных, мигрантов и населения с низким уровнем образования.

Всего в Берлине существует около 35 таких бюро. Их бюджетное финансирование в 2016 году составило порядка 23 миллионов евро, дополнительно оплачивается работа персонала. Офисы сотрудников администраций находятся в городских кварталах, за которые они отвечают (около 50000 жильцов).

В круг их задач входит обеспечение коммуникации между гражданами, местными структурами и администрацией, поддержка самоорганизации жильцов и посредничество при возникновении проблем. Жильцы выносят свои предложения на совет квартала, в бюро по работе с населением проходят дискуссии, выбираются наиболее интересные проекты, впоследствии реализуемые при поддержке администрации района. В результате совместных акций образуются партнерские сети, сокращаются вандализм и небрежное отношение к местам общего пользования.

Конкретным примером «менеджмента городского квартала» в Берлине является гражданская инициатива «Хелене-Вайгель-Платц», возникшая вследствие разрушения центральной площади Хелене-Вайгель и деградации находящегося на ней рынка: превращения его в «рынок дешевых товаров».

В результате по инициативе председателя комитета экономики и недвижимости была создана данная рабочая группа, в которой приняли участие 85-90% работающих на рынке местных предпринимателей, представителей общественных заведений (например, библиотеки) и административных учреждений (культурных, строительных, образовательных и т.д.), архитектор площади и председатель местной некоммерческой организации «Объединение Шпрингфуль».

Цель инициативы — современное и привлекательное оформление площади. Каждые два месяца происходила координационная встреча гражданской инициативы с целью обсуждения текущего процесса перепланировки площади и принятия решений по ее оформлению, развитию рынка и активизации культурной жизни на площади. В результате данной работы площадь стала выглядеть намного привлекательнее, рынок возвратил себе прежнюю репутацию рынка качественных и оригинальных товаров, культурная среда на площади активизировалась.

Конференция под открытым небом

Данный метод особенно хорошо подходит для проблем, решение которых требует креативного подхода. Атмосфера мероприятия должна располагать к творчеству, здесь нет заранее запланированных докладов или рабочих групп. Как правило, конференция длится от двух до трех дней и хорошо подходит как для большого, так и для маленького круга участников. Конференция начинается с пленума, на котором оглашается тема и правила конференции. Затем участники инициируют и формируют небольшие рабочие группы. В таких группах они работают и распределяют свое рабочее время самостоятельно. Каждому человеку рекомендуется работать в одной из групп до тех пор, пока он может внести конструктивный вклад в решение вопроса. Все важные результаты каждой рабочей группы документируются и предлагаются в распоряжение всем участникам. Конференция под открытым небом может проводиться по разнообразным темам: защита климата, городское развитие, совместное проживание в многокультурной среде и др.

Инициаторами подобных конференций выступают предприятия, объединения, администрации, университеты, церкви. Проведение конференций под открытым небом подходит для сбора идей и предложений, на основе которых могут быть разработаны конкретные проекты и действия. Она также применима для переработки сложных проблем, решение которых на первый взгляд не представляется возможным. В Германии уже были проведены сотни подобных конференций. Например, в городе Нюрнберге «конференция под открытым небом» была посвящена развитию южной части города. 200 жителей, принявших участие в дискуссии, выработали предложения по энергосбережению в школах, созданию местного центра занятости и обучения, а также ресурсного центра пенсионеров.

«Гражданский бюджет»

Это способ разработки городского бюджета при участии граждан: практически все жители населенного пункта могут принять участие в разработке рекомендаций по распределению городских финансовых средств. Процесс состоит из трех этапов:

1) Информация. При помощи брошюр, интернета, приложений в газетах или пресс-конференций городской совет информирует граждан о планировании общего городского бюджета и его составных частей (например, поступлений, расходов на библиотеки, бассейны, детские сады, уборку улиц, утилизацию отходов и др.).
2) Консультация. Заинтересованные граждане могут высказывать свои предложения на открытых пленумах, гражданских форумах, расставлять приоритеты в вопросах экономии и инвестиционных мероприятий. Консультации могут также проходить в форме письменного или телефонного опросов.
3) Отчет. Представители городской администрации готовят для населения отчет с аргументацией, какие из предложений граждан будут учтены, какие нет и почему.

Проекты с детьми

Проекты с детьми являются неотъемлемой частью процесса привлечения граждан к партнерскому городскому планированию. Это важно для того, чтобы юные граждане уже выросли с осознанием такой возможности и пониманием целесообразности участия в диалоге с органами власти. На самом низком уровне, в микрорайонах, с помощью социальных учреждений проводят опросы среди детей. Например, как должен выглядеть парк перед их домом, какую скульптуру там можно поставить. Вместе с детьми разрабатывают скульптуру и устанавливают ее на их глазах. Существуют примеры, когда в руки подростков отдают молодежные клубы. В результате бюджетного недофинансирования молодежные клубы перешли из коммунального управления на обслуживание молодежных общественных организаций. При этом общественные организации, прежде чем получить на обслуживание клуб, должны были предоставить в местную администрацию бизнес-план по его дальнейшей эксплуатации. На сегодняшний день, например, в районе Берлина Марцан-Хеллерсдорф все молодежные клубы принадлежат общественным организациям. Привлечение молодежи к принятию решений укрепляет их взаимосвязь с районом. Также с молодежью обсуждаются многие строительные изменения в районе.

Конфликтный менеджмент

Почти 50 городов и поселков земли Бранденбург используют эту новую форму участия. Идея заключается в том, что граждане могут через специальную интернет-платформу подать жалобу и заявить в городскую администрацию о какой-то коммунальной проблеме. С помощью маркировки на карте можно отметить, где имеются проблемы с инфраструктурой. Это могут быть разного рода сообщения, от незаконной свалки до проблем с движением транспорта (неисправный светофор). Администрация, в свою очередь, информирует всех пользователей этой платформы о ходе решения заявленных проблем. Светофорные символы показывают, на какой стадии обработки находится запрос. Красный свет обозначает, что сообщение о проблеме принято, желтый — проходит период обработки, зеленый — вопрос решен.

По материалам МАМН

Главный редактор
Алия Богаева

> При использовании материалов сайта обязательно наличие гиперссылки c указанием источника gkhsp.kz.
> Ответственность за содержание рекламы и объявлений несет рекламодатель.
> Опубликованные материалы не обязательно отражают точку зрения редакции.
> За достоверность авторских статей ответственность несет автор.

подписка на БюллетеньПОДПИШИТЕСЬ НА «БЮЛЛЕТЕНЬ СОБСТВЕННИКА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ ЖКХ» И ПОЛУЧИТЕ ВОЗМОЖНОСТЬ:
> ИМЕТЬ ПОЛНЫЙ ДОСТУП КО ВСЕМ МАТЕРИАЛАМ САЙТА
> ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ ЭКСПЕРТАМ ЖКХ И ПОЛУЧАТЬ КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ ОТВЕТЫ
> ПОЛУЧАТЬ ПОМОЩЬ В РЕГЛАМЕНТАЦИИ ПРОЦЕССОВ В КСК
> ПОЛУЧАТЬ НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ