Рост тарифов на воду и отопление в Казахстане: модернизация или нагрузка на население?


С начала 2025 года во многих городах Казахстана было зафиксировано значительное повышение тарифов на отопление и водоснабжение. Главными причинами роста стали реализация программы «Тариф в обмен на инвестиции», удорожание энергоресурсов и необходимость модернизации коммунальной инфраструктуры. Однако у многих возникает вопрос: действительно ли эти меры направлены на улучшение качества коммунальных услуг, или же это очередная финансовая нагрузка на население?

Причины повышения тарифов

Программа «Тариф в обмен на инвестиции» предполагает привлечение дополнительных средств для обновления изношенных инженерных сетей за счёт увеличения стоимости коммунальных услуг. В рамках этой реформы:

  • С 1 января 2025 года базовые тарифы на отопление выросли на 3%.
  • В ряде регионов, таких как Актобе, подорожание связано с увеличением заработных плат работников ЖКХ и ростом цен на природный газ.
  • Внедрён новый алгоритм тарификации водоснабжения: «чем больше потребляешь, тем больше платишь», что стимулирует экономию ресурсов.

Таким образом, рост тарифов обусловлен комплексом факторов: инвестиционными программами, инфляцией, увеличением затрат на энергоносители и модернизацией инфраструктуры.

Кто платит за модернизацию ЖКХ?

Согласно программе модернизации ЖКХ, финансирование идёт за счёт трёх источников:

  1. Государственные инвестиции.
  2. Средства субъектов естественных монополий (СЕМ).
  3. Платежи граждан через повышенные тарифы.

В 2024 году на модернизацию коммунальной инфраструктуры было направлено 267 млрд тенге, из которых:

  • 130,2 млрд – теплоснабжение (58,7 млрд – тариф, 68,6 млрд – бюджет).
  • 92,2 млрд – электроснабжение (88,5 млрд – тариф, 3,5 млрд – бюджет).
  • 29,5 млрд – водоснабжение (14,3 млрд – тариф, 15 млрд – бюджет).
  • 15,3 млрд – водоотведение (9,6 млрд – тариф, 5,4 млрд – бюджет).

Таким образом, значительная часть расходов покрывается за счёт повышения тарифов для населения.

Контроль за исполнением инвестпрограмм

Несмотря на запланированные вложения, практика показывает, что не все компании выполняют свои обязательства. В подтверждение этому:

  • В 2021 году 300 субъектов естественных монополий были оштрафованы на 13,3 млрд тенге за невыполнение инвестиционных программ.
  • В 2022 году число нарушителей выросло до 336 компаний, штрафы составили 14,1 млрд тенге.
  • В 2023 году временные компенсирующие тарифы (ВКТ) были введены для 296 СЕМ, штрафы составили 5,6 млрд тенге.

Эти данные показывают, что без должного контроля тарифная реформа рискует превратиться в инструмент увеличения прибыли поставщиков услуг без фактической модернизации сетей.

Руководитель департамента Комитета по регулированию естественных монополий Асель Буденеева, считает, что дополнительный доход от дифференцированных тарифов не просто увеличивает прибыль монополистов, а направляется на развитие ЖКХ.

Средства будут направлены на ремонтные работы, установку приборов учёта и внедрение ресурсосберегающих технологий. Дифференцированные тарифы стимулируют потребителей использовать ресурсы разумнее, снижая ненужные траты.
И, если всё будет реализовано прозрачно и эффективно, это улучшит качество коммунальных услуг. Однако остаётся вопрос контроля: насколько реально эти средства будут направлены на развитие, а не просто поглощены структурами монополий?

Последствия для населения

Между тем, бремя восстановления коммунальной инфраструктуры легло на плечи самих собственников. Годы отсутствия реальных инвестиций, изношенность сетей и слабый контроль со стороны государства привели к тому, что теперь модернизация оплачивается за счёт роста тарифов, а не за счёт тех, кто должен был поддерживать коммунальные объекты в рабочем состоянии.

Для собственников жилья рост тарифов означает:

  • Увеличение коммунальных платежей на 10–30%.
  • Средний рост затрат на коммунальные услуги в пределах 3–4 тыс. тенге в месяц для квартиры 60 м².
  • Возможность получения компенсаций для малоимущих семей через акиматы.
  • Повышение заработных плат сотрудников коммунальных предприятий, что должно привести к улучшению качества обслуживания.

Учитывая чувствительность населения на темы тарифов и расходов на содержание многоквартирных жилых домов, уже есть недовольство с их стороны.  Люди, как правило, сопротивляются повышению цен, особенно если они не видят явных улучшений в качестве услуг или инфраструктуры.

В общем, придётся многим реально «затянуть пояса».

В статье использованы материалы из:  https://adilet.zan.kz/rus/docs/V1900019617/history https://www.gov.kz/memleket/entities/economy/press/news/details/647722?lang=ru,  https://tengrinews.kz/kazakhstan_news/s-1-fevralya-v-almatyi-izmenyatsya-tarifyi-na-vodu-560044/

Руководитель УЦ «GHKH-INFO»             Алия Богаева

> При использовании материалов сайта обязательно наличие гиперссылки c указанием источника gkhsp.kz.
> Ответственность за содержание рекламы и объявлений несет рекламодатель.
> Опубликованные материалы не обязательно отражают точку зрения редакции.
> За достоверность авторских статей ответственность несет автор.

подписка на БюллетеньПОДПИШИТЕСЬ НА «БЮЛЛЕТЕНЬ СОБСТВЕННИКА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ ЖКХ» И ПОЛУЧИТЕ ВОЗМОЖНОСТЬ:
> ИМЕТЬ ПОЛНЫЙ ДОСТУП КО ВСЕМ МАТЕРИАЛАМ САЙТА
> ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ ЭКСПЕРТАМ ЖКХ И ПОЛУЧАТЬ КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ ОТВЕТЫ
> ПОЛУЧАТЬ ПОМОЩЬ В РЕГЛАМЕНТАЦИИ ПРОЦЕССОВ В КСК
> ПОЛУЧАТЬ НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ