Вступая в 2022 год и возникшими событиями в стране многие из наших председателей КСК реально увидели и проверили работоспособность власти и сделали выводы.
Одним из последствий январских событий, стал мораторий, объявленный главой государства на повышение оплаты на регулируемые коммунальные услуги.
Другим немаловажным решением в нашем государстве стало повышением минимальной заработной платы в 2022 году до 60 тысяч тенге.
Именно работники работающие в системе управления и содержания имущества КСК, ПКСК, ОСИ оценили насколько трудно стало выполнить требование по повышению минимальной заработной платы.
Так в г. Экибастуз, который мы берем за пример, размер расходов на содержание жилья во многих домах составляет от 15-18 тенге за квадратный метр.
При этом, требования жилищной реформы, обязывающие собственников определиться с формой управления истекают как для тех, кто в состоянии платить 150 тенге с квадратного метра, так и для тех, кто оплачивает 15 тенге с квадрата вторичной недвижимости.
Именно для таких жилых домов местный Маслихат утвердил в декабре 2021 года, (на 2021год) тариф в размере 23 тенге кв. м. и ничто не мешало его ввести в квитанцию. Но, как оказалось со слов городских властей, что делать это преждевременно, ввиду объявленного моратория на повышение коммунальных тарифов.
В итоге и председатели ОСИ и председатели ПКСК, КСК г. Экибастуза задались вопросом о том, как им выполнить требования о повышении минимальной заработной платы и при этом, не повысить тариф, которого и так уже ни на что не хватает.
В качестве выхода власти предложили воспользоваться наймом работников из числа безработных, которые получают дотацию от государства.
Получается, такой «выход» требует увольнения годами проверенных кадров с выплатой им всем положенной компенсации и найме работников, которые могут покинуть рабочее место через месяц и не имеют ни опыта и никакой мотивации для работы на минимальной заработной плате.
Также не спасает встать на учёт в качестве безработных, ибо многие из работников на пенсии, а некоторые не имеют прописки в городе и соответственно не могут получить статус наемного работника в свой же КСК.
И как ни пытались практично подойти к решению возникшей проблемы, некоторые руководители остановились всё же на необходимости повышения расходов на содержание жилья, так как если Маслихат тариф утвердил на 2021 год, то мораторий как бы не касается этого решения.
Каково же было удивление председателей КСК/ОСИ, когда на встрече в местной жилищной инспекции им не рекомендовали выполнять решение Маслихата, под предлогом объявления моратория.
Выполнение решения местного представительного органа, может отменить сам Маслихат, но депутаты ничего не рекомендовали.
В результате и председатели КСК и председатели ОСИ оказались перед фактом выбора о том, какой из законов под свою ответственность им нарушить в угоду выполнения ситуационных задач местной жилищной инспекции.
Стоит напомнить, что мораторий Президента касается исключительно регулируемых коммунальных услуг и никакого отношения к расходам на содержания жилья не имеет.
Теперь переходим к выводам, которые напрашиваются сами собой.
ВЫВОД 1
Выполнение плана по переходу к ОСИ и ПТ может повлечь за собой повышение нагрузки на бюджет в случае, если председатель ОСИ решит получить свою оплату как безработный посредством выплат для работников, трудоустраиваемых по государственной программе занятости.
Подобный вариант развития событий ранее не рассматривался, однако иначе выплачивать по 60 тысяч тенге каждому председателю ОСИ будет невозможно. Отсюда следует другой вывод о том, что местные исполнительные органы будут готовы в угоду сглаживания протестных настроений финансировать таких сотрудников, увеличивая нагрузку на бюджет, посредством создания дополнительных рабочих мест.
Смогут ли такие дотационные работники реально стать заменой тем кадрам, которые сейчас решают эти проблемы вопрос риторический. Настораживает другое — желая остановить рост платежей, государство готово тратить деньги, не мотивируя собственников самостоятельно думать о необходимости содержания собственного имущества. Логика, когда тариф в 15 тенге и мнимое спокойствие дороже, чем работа над установлением реальных причин нищеты широкого слоя коммунальных работников тоже не ведёт ни к чему хорошему.
ВЫВОД 2
Создание работоспособных ОСИ не входит в планы некоторого количества региональных руководителей, несмотря на кампанию по продвижению жилищной реформы. Невозможность применения минимального тарифа, даже без повышающих коэффициентов, оказало колоссальный отрезвляющий эффект для тех немногих председателей ОСИ, которые еще думают о работе в решениях, принятых законодателем.
Любая работа в данном плане невозможна, если её саботируют государственные органы, отказываясь утверждать минимальный тариф и не рекомендующие выполнять законное решение Маслихата.
Без учёта всех подводных камней, которые существуют при проведении мероприятий, направленных на создание хотя бы минимальных условий для выживаемости ОСИ их количество будет сокращаться, за счёт тех, кто уже отказался от идей подобного самоуправления и не получил никакой помощи по возникшим проблемам.
ВЫВОД 3
Нежелание государственных органов разъяснить действующее законодательство о необходимости применения минимально установленного тарифа после его утверждения местным Маслихатом свидетельствует об отсутствии воли для наведения порядка в данной сфере.
Если нет системных мер сейчас, почему они возникнут после окончания моратория. Все региональные Маслихаты могут провести мониторинг исполнения своих решений и убедиться, каковы причины саботажа.
Для справки:
Согласно поручения главы государства опубликованном на сайте: egov.kz: вводится мораторий на повышение тарифов на регулируемые коммунальные услуги, а именно водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, газоснабжение и электроснабжение. Данный мораторий действует до 1 июля 2022 года.
https://www.gov.kz/memleket/entities/economy/press/news/details/309548?lang=ru
Согласно Приложения 1 к приказу от 29 апреля 2020 года № 249 об утверждении перечня коммунальных услуг в РК таковыми признаются:
Теплоснабжение;
Электроснабжение;
Водоснабжение;
Водоотведение;
Газоснабжение;
Обслуживание лифтов;
Сбор и вывоз твердых бытовых отходов (мусороудаление).
Согласно п. 8 Методики: «Минимальный размер расходов на управление объектом кондоминиума и содержание общего имущества объекта кондоминиума применяется в многоквартирных жилых домах, где собственники квартир, нежилых помещении не приняли решение о размере расходов или где ранее собственниками было принято решение об утверждении платы на содержание жилья, меньше чем установленный представительным органом минимальный размер на содержание общедомового имущества».
Любые попытки остановить применение минимальной платы на управление и содержание общего имущества, утверждённые местными Маслихатами не основаны на законе.
Рекомендации юридической силы не имеют. Выдавая желаемое за действительное, мы только ухудшаем свое положение.
Председатель комитета
по реформированию ЖКХ
при НАК РК Рубцов А.А.