Многие спрашивают почему ничего не пишите. Изучаю, читаю, мониторю и анализирую практику управления и содержание домов в других странах, поведение чиновников, отношение собственников к общедомовому имуществу, как у них, и как у нас.
Об этом будет другой материал.
Если говорить о нашей реформе, конечно, она, мягко говоря, не получилась, в том виде в котором хотели внедрить, и Президент это подтвердил, сказав «мы с этой реформой ОСИ, сильно ошиблись». И каждый понял по-своему, и у всех вопросы, а что дальше, а как понять, оставят ли КСК, а зачем мы пошли в ОСИ, мы же не хотели, сказали штрафовать будут, сказали монополисты не будут заключать с нами договора, если не создадим ОСИ. Комментарии в чатах и отраслевых группах на Facebook, Instagram, Telegram зашкаливают.
В отличии от многих кто переобулся, придерживаюсь своей изначальной точки зрения – все формы управления на конкурентной основе могут вести свою деятельность, собственники сами выбирают куда им пойти и с кем работать. Лучшие игроки рынка останутся и к ним потянутся. Многие спрашивают, в чем была цель реформы?
В первую очередь прозрачность оплачиваемых и расходуемых средств полученные от собственников на расходы на содержание жилья. Ведь многие как поняла жаловались, что в КСК платим, а они ничего не делают.
У меня вопрос к собственникам — вы на собрание ходите? вы видите какая инфляция в стране?
К сведению «Инфляция в феврале 2023-го в годовом исчислении составила 21,3%. Цены на продукты выросли на 26,2%, непродовольственные товары – на 20,5%, платные услуги – на 15%. Годовая инфляция в январе выросла до 20,7%. Об этом сообщается на сайте Бюро нацстатистики РК.»
Насколько часто поднимали вопрос о повышении тарифов на расходы на содержание жилья?
Ранее писала, что в одном из микрорайонов города, Алматы РСЖ – 8 тенге за кв.. при этом жильцы жалуются, что КСК ничего не делают. Что можно сделать с таким тарифом?
А сколько у вас должников по дому? Есть пример, где долг одного собственника превышает миллион. тенге. Не платит много лет и ничего с ним невозможно сделать, лишить единственного жилья не могут, отрубить от коммуникаций тоже невозможно, они общие. Должники есть у большинства многоквартирных жилых домов в РК, т.е. это те, кто живёт и пользуется комфортом в своей квартире за счет других.
На сентябрь 2022 года —«Наибольшая дебиторская задолженность сохраняется в городе Нур-Султане – 2,5 млрд тенге, городе Алматы – 2,5 млрд тенге, городе Шымкенте – 1,7 млрд тенге», — уточнил Каирбек Ускенбаев. (источник: https://www.inform.kz/ru/bolee-13-mlrd-tenge-kazahstancy-zadolzhali-za-kommunal-nye-uslugi_a3975380)
Мониторинг комментариев в чатах городов, в сетях говорит о том, что в председатели ОСИ в большинстве рванулись должники, за редким случаем, болеющих за свой дом собственников, и, да ещё есть инициативные, которые даже бесплатно, как говорят работают. Но это однозначно нарушение, ОСИ юридическое лицо, а это о многом говорит, и в первую очередь надо понимать, что налоговая вам поблажек делать не будет за ваш альтруизм.
Комментируя поправки и дополнения в Закон о жилищных отношениях часто ссылаются на Рау Альберта Павловича, в прошлом возглавлявшего Комитет по экономической реформе и региональному развитию, ныне Заместителя Председателя Мажилиса Парламента Республики Казахстан VIII созыва, дескать лоббировал провальную реформу. Но надо отметить, что он не один принимал решение, были и профильные сменяющие друг друга министры МИИР – Касымбек Ж.М, Скляр Р.В, Атамкулов Б.Б, Ускембаев К.А., АО «Казцентр ЖКХ» Абдикаримов М.Ж. заместитель председателя правления, были и другие депутаты, как Ахметов С.К., Смышляева Е.В, из сенаторов Перепечина О.С. — Заместитель Председателя Сената Парламента Республики Казахстан, в обязанность которой входила организация деятельности Жилищной комиссии Сената Парламента Республики Казахстан, из рабочей группы Мажилиса Рубцов А.А., председатель Ассоциации КСК города Алматы предвидел итоги поправок писал об этом неоднократно (статьи с 2018 года в открытом доступе на сайте www.gkhsp.kz.) интервью с ним есть во многих СМИ РК. Не приняли во внимание, не услышали.
Инициаторы и участники, те кто стоял у истоков внесения поправок, все эти три года после внедрения молчали и сейчас молчат, а некоторые даже награду получили за лучший проект года.
Что происходило в жилищной отрасли между собственниками, управляющими и местными исполнительными органами нельзя было не заметить. Суды переполнены исками, рознь между соседями, «битвы» за дома и против домов, угрозы и шантаж.
Больше всего нареканий было в адрес одного из многой череды лиц, принимавших решение за жилищную реформу.
Нужно отдать должное Рау А.П, наверное, единственный из всех вышеперечисленных чиновников-реформаторов чаще всего давал интервью и выходил на отраслевые группы в Facebook, отвечал даже на самые нелицеприятные комментарии в свой адрес сдержанно и корректно. Респект и уважение за это ему.
Лозунг, который звучал изначально из уст горе-экспертов «вы заработаете на своем доме». — не сработал. Если новые ЖК ещё могут что-то заработать на аренде нежилых помещений, баннерах на фасаде дома итп. Во вторичном жилищном фонде, которого у нас более чем достаточно не заработаешь.
Так почему же реформа не пошла?
Акимы многих городов отчитывались о чуть-ли 100% переходах на ОСИ/ПТ, жилищная инспекция по отзывам управляющих и председателей ОСИ из разных городов не разъясняли корректно суть реформы, порой не могли ответить на ситуационные вопросы, тоже самое в департаменте юстиции-регистрировали новые формы управления домами с грубейшими нарушениями ( все мы помним — одно ОСИ на несколько домов на разных фундаментах, или с привязкой к магистральным инженерным сетям, регистрация ОСИ на 80-летних бабушек-это вообще нонсенс), оказались неподготовленными и представители ЦОНов. А главное не подготовлены были сами собственники. И это самый большой пробел.
К примеру, в Германии, а мы ведь равняемся на них, проводят совместную работу с собственниками через ассоциации десятилетиями, вместе обсуждают вносимые изменения. И что самое интересное, собственники покрытие коммунальных расходов и деятельность управляющих домами является для них приоритетным.
Уважаемые Акимы городов, если бы вы в погоне за статистикой зарегистрированных новых форм управления не предоставляли «кривые» отчеты, а давали бы правдивую информацию о реально действующих ОСИ/ПТ такого хаоса в стране вокруг этой реформы не произошло бы.
Можно было ещё в 2022 году не продлять сроки перехода, а вносить вменяемые поправки. Не доводить до того, что сам Президент сказал о «сильной ошибке».
Что мешало вам быть честными хотя бы по отношению к жителям своего города. Ведь они-то всё видели и понимали. И методы борьбы местных исполнительных властей некоторых городов за неповиновение председателей действующих форм управления МЖД не поддаётся никакой здравой логике.
Мы строим Новый Казахстан звучит отовсюду. А каким мы его хотим видеть?
В одном из выступлений наш Президент К.К. Токаев сказал: «Моя задача — осуществить необходимые преобразования в обществе, открыть нашему народу дорогу в светлое будущее»
Так давайте будем идти по этой дороге в светлое будущее вместе, вместе с нами, со своим народом, который вам доверился, обратите внимание на то, как живут люди, чем озабочены, какие проблемы решают и как, где их «боль», чем обеспокоены и чему радуются.
Будьте ближе к нам, к своему народу, здесь снизу виднее «свет в конце тоннеля».
Главный редактор Алия Богаева