Министры, депутаты, акимы и другие лица, выполняющие определенные функции, а также приравненные к ним, не занимаются предпринимательством. И вот теперь эту норму хотят частично изменить. Кому и что будет разрешено, изданию Zakon.kz рассказала депутат Мажилиса Снежанна Имашева.
Небольшая преамбула. В Казахстане каждый имеет право заниматься предпринимательской территорией – это конституционное право, гарантированное Основное право ( пункт 4 статьи 26 Конституции РК). Однако есть исключение.
Они установили статью 13 Закона «О противодействии коррупции». Согласно этой норме, предпринимательская деятельность (и не только она, но и некоторые виды другой деятельности, приносящие доход) несовместима с выполнением государственных функций.
Причины очевидны: чтобы не было, так сказать, «конфликта интересов»: государственных и деловых. Проблема в том, что запрет на бизнес существует не только для лиц, «занимающих ответственную государственную должность», но и приравненных к ним лиц. А это очень широкий круг. И не для всех, очевидно, табу оправдано.
Решение было изменением правил. Поправки, предложенные в проекте Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам их приведения в соответствие с нормами Конституции РК». О изображении и предпосылках его показа изданию Zakon.kz рассказала Председатель Комитета по законодательству и законодательству реформы Мажилиса Парламента РК Снежанна Имашева.
– Как следует из поправок, лицам, уполномоченным по исполнению государственных функций, по-прежнему нельзя будет участвовать в предпринимательской деятельности. А вот лицам, приравненным к ним, в новой редакции статьи 13 Закона будет разрешено заниматься предпринимательской сферой. Но не всем. Уточните, пожалуйста, круг лиц, именно будет позволено попутно заняться коммерцией (и какие при этом нужно будет соблюсти условия), а кому – нет. И почему потребовались данные новеллы?
– Начнем с того, что Конституционный суд по поступившему обращению гражданина РК начал проверку статьи 13 Закона Республики Казахстан «О противодействии коррупции» на соответствие Конституции. В результате статья признана несоответствующей Основному закону РК в части ограничения прав на свободу предпринимательской деятельности лиц, приравненных к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций.
«В частности, эта норма противоречит пункту 4 статьи 26 Конституции, которая закрепляет права граждан на частную собственность, и пункту 1 статьи 39, определяющему, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения». Снежанна Имашева
В связи с этим, согласно законопроекту, антикоррупционные ограничения, связанные с запретом на оккупационную территорию, не совместимы с выполнением государственных функций, не будут распространяться на лиц, осуществляющих управленческие функции в РГП, коммунальных предприятиях и коммунальных госучреждениях. При этом в отношении государственных служащих и всех других лиц, приравненных к государственным служащим, ограничения остаются прежними.
– В связи с чем установлена такая разница между одними лицами (госуправленцами) и приравненными к ним руководителями РГП, коммунальных предприятий – разница, которой раньше не было (а еще раньше была)?
– В соответствии со статьей 62 Конституционного закона «О Конституционном суде РК», «Нормативные постановления и заключения всего Конституционного суда являются общеобязательными на территории РК окончательными и не причинными обжалованиями. РК не может быть повторным принятием этого акта с таким же изменением.
Таким образом, юридические лица, осуществляющие управленческие функции в РГП, коммунальных предприятиях, коммунальных госучреждениях, в том числе школах, больницах (это первые руководители, их заместители, главный бухгалтер, руководители отделов госзакупок, управляющие филиалов), наделяются правом заниматься предпринимательской и иной деятельностью. оплачиваемой территории». Снежанна Имашева
Управленцам в национальных холдингах и национальных компаниях так же, как и раньше, такой запрет сохраняется в силу стратегической направленности деятельности таких компаний.
– Помимо предпринимательской деятельности для лиц, приравненных к уполномоченным по выполнению государственных функций, запрещается и другая оплачиваемая деятельность. За исключением научной, творческой и преподавательской. Изменится ли поправками что-либо в этой части?
«Несмотря на то, что на приравненных лиц не будет распространяться запрет на занятие предпринимательской и иной платной территорией, закон будет установлен, что данные лица не разрабатывают предпринимательскую зону в тех случаях, когда такая деятельность будет препятствовать завершению, мы придерживаемся честных взглядов, повлечет использование ими служебного имущество либо создаст конфликт интересов с необходимыми обязанностями». Снежанна Имашева
Вопросы другой оплачиваемой деятельности в рамках поправок не поднимались.
– Когда человек вступает на государственную должность, предполагая антикоррупционные ограничения, он обязан передать его имущество в доверительное управление. Перечень таких потерь немного изменится. Какие операции с имуществом все-таки разрешены для разных категорий госслужащих?
– В настоящее время разрабатывается рассматриваемый вариант норм, согласно которому перечень имущества, не подлежащего передаче государственных служащих в доверительное управление по договору доверительного управления имуществом, добавление акций коммерческими организациями (простые акции в объеме, не превышающие пяти процентов от общего количества голосующих долевых организаций) и цифровыми активами.
Позиция разработчика закона сводится к тому, что в стране осуществляется поощрение развития народного IPO, госслужащих и приравненных к ним лиц, а также эти народы и должны иметь равные права на приобретение акций.