В июне текущего года традиционного роста тарифов не произошло — правительство приняло решение не повышать стоимость тепловой энергии. Министр ЖКХ Андрей ХМЕЛЬ в эфире белорусского телеканала также заявил, что резких скачков тарифов на жилищно-коммунальные услуги в Беларуси в ближайшие месяцы не ожидается. Изменения планируются в 2023 году. Предполагается, что это будут подъемы в два этапа — с 1 января и с 1 июня. Андрей ХМЕЛЬ пояснил, что учитывается зависимость роста тарифов от доходов населения, поэтому повышение не превысит пяти долларов США в эквиваленте за год.
Жилищно-коммунальные услуги в Беларуси делятся на основные и дополнительные. Первые оказываются в обязательном порядке, за исключением случаев, когда нет технической возможности их оказания, (например, в пятиэтажке отсутствует лифт, поэтому и услуга по техническому обслуживания лифта не предусмотрена), вторые — в добровольном (есть желание получать услугу — собственник жилья заключает договор на ее оказание).
Еще одна услуга появилась сравнительно недавно — в 2021 году. Это УПРАВЛЕНИЕ ОБЩИМ ИМУЩЕСТВОМ СОВМЕСТНОГО ДОМОВЛАДЕНИЯ. Предоставляется эта услуга всем собственникам квартир многоэтажных жилых домов, так как по статусу она приравнена к основным.
Исчисляется плата за услугу соразмерно общей площади принадлежащего собственнику жилья и нежилых помещений в доме — 0,0177 руб. за 1 кв. м. Вносят ее жильцы ежемесячно.
Конкретные обязанности уполномоченного лица по управлению общим имуществом совместного домовладения указаны в Типовом договоре на управление общим имуществом совместного домовладения. По договору одна сторона (уполномоченное лицо) по поручению другой стороны (участника совместного домовладения) за плату обязуется организовать оказание семи основных и пяти дополнительных жилищно-коммунальных услуг, обеспечить благоприятные и безопасные условия для проживания, содержание общего имущества в технически исправном и эстетически удовлетворительном состоянии в соответствии с правилами и нормами эксплуатации. В обязанности уполномоченного лица входят также организация и проведение по мере необходимости, но не реже одного раза в год общих собраний потребителей по вопросам управления общим имуществом, организации содержания и ремонта общего имущества и иным вопросам в соответствии с законодательством.
Плательщики ЖКУ, проживающие в домах, обслуживанием которых занимаются товарищества собственников (ТС, ЖСПК), расходы по управлению общим имуществом возмещают за счет членских и целевых взносов; дополнительно услугу по управлению жильем им оплачивать не нужно.
Справка. Управление общим имуществом совместного домовладения — это услуга по осуществлению деятельности в целях обеспечения эксплуатации общего имущества совместного домовладения, реализации собственниками прав пользования объектами недвижимого имущества и общим имуществом совместного домовладения (п. 58 ст. 1 Жилищного кодекса Республики Беларусь).
В ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ жилого дома входит комплекс работ по обеспечению бесперебойного функционирования инженерных систем и контроля за техническим состоянием конструктивных элементов здания в процессе эксплуатации. Услуга по техническому обслуживанию считается качественной, если все инженерные системы дома функционируют бесперебойно, а конструктивные элементы здания технически исправны.
Стоимость технического обслуживания зависит от тарифов на данную услугу и общей площади жилого помещения.
Субсидируемый тариф 0,1398 руб. за 1 кв. м общей площади жилого помещения применяется в отношении квартир (долей) при наличии зарегистрированного в них по месту жительства гражданина.
Тариф, обеспечивающий полное возмещение экономически обоснованных затрат, установлен в размере 0,15 руб. за 1 кв. м общей площади жилого помещения (при отсутствии зарегистрированного по месту жительства гражданина; при регистрации в жилом помещении частного унитарного предприятия; при наличии у гражданина в собственности или во владении и пользовании нежилого помещения в доме либо нежилого капитального строения (здания, сооружения), используемого для личных целей (кроме предпринимательской деятельности) и оснащенного счетчиками (в отношении коммунальных услуг); при сдаче квартиры внаем для краткосрочного проживания). Между тем в Витебской области полный тариф по капитальному ремонту ниже и составляет 0,1475 руб. за 1 кв. м общей площади квартиры.
Все собственники квартир в многоэтажном жилфонде делают ежемесячные отчисления на КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ независимо от года постройки дома, в котором они живут. Деньги аккумулируются на общем целевом счете и должны использоваться исключительно для капитального ремонта жилых домов. Часть средств на эти цели выделяется из бюджета, это предусмотрено белорусским законодательством.
В товариществах собственников имеется возможность аккумулировать средства на депозитных счетах. При этом средства могут накапливаться благодаря ежемесячным взносам собственников, а также предоставлению помещений в аренду. Это не запрещено, но слабо развито сегодня по той причине, что само представление собственников о совместном домовладении только начинает развиваться.
В перечень работ, выполняемых при капремонте, включены те из них, которые направлены на восстановление утраченных в процессе эксплуатации характеристик, то есть работы по ремонту ограждающих конструкций, инженерных систем, кровель, фасадов, теплоузлов — всего, что обеспечивает надежную эксплуатацию жилфонда.
Плата за капитальный ремонт вносится по субсидируемому тарифу (за исключением нежилых помещений). Списки многоквартирных жилых домов, подлежащих капитальному ремонту и тепловой модернизации в текущем году, утверждаются местными исполкомами и до 1 февраля публикуются в средствах массовой информации и размещаются на сайтах этих ведомств.
Тариф — 0,1958 руб. за 1 кв. м общей площади жилого помещения.
Стоимость ВОДОСНАБЖЕНИЯ И КАНАЛИЗАЦИИ зависит от тарифов на водоснабжение и водоотведение (могут отличаться в регионах), показаний счетчика расхода воды — если счетчик на воду установлен — или норм водопотребления (устанавливают местные органы власти) — если счетчика нет.
При отсутствии счетчика плата за воду и канализацию (даже при наличии зарегистрированных по месту жительства граждан) осуществляется по экономически обоснованным (коммерческим) тарифам, обеспечивающим полное возмещение затрат на оказание услуги. Исключение составляют жилые помещения, в которых установка счетчика технически невозможна.
Предельно допустимый субсидированный тариф на водоснабжение (за 1 куб. м) — 1,1927 руб. (при наличии зарегистрированных по месту жительства или месту пребывания — по выбору плательщика). В разных городах тарифы на воду могут быть разные. Например, в Минске данный тариф ниже предельного — 1,0922 руб., в Бресте — 1,1706 руб.
Предельно допустимый тариф на водоотведение (канализацию) установлен на уровне 0,9908 руб. за 1 куб. м (в Минске по решению исполкома — 0,6867 руб.).
Экономически обоснованный тариф (за 1 куб. м): водоснабжение — 1,1706 руб. в Бресте; 1,3 руб. в Витебске; 1,3432 руб. в Гомеле; 1,3144 руб. в Гродно; 1,2261 руб. в Минской области; 1,3499 руб. в Могилевской области; 1,0922 руб. в Минске. Водоотведение (канализация) — 1,1108 руб. за 1 куб. м в Бресте; 1 руб. — в Витебске; 1,1324 руб.— в Гомельской области; 1,0506 руб. — в Гродно и области; 0, 9961 руб. — в Минской области; 1,0619 руб. —в Могилеве и 0,6867 руб. — в столице.
Если в квартире никто не зарегистрирован по месту жительства, у гражданина в жилом доме в собственности имеется нежилое помещение, в квартире зарегистрировано частное унитарное предприятие или жилое помещение сдается внаем для краткосрочного проживания, — применяются экономически обоснованные тарифы.
Если в жилом помещении никто не проживает (не зарегистрирован по месту жительства) и в нем не установлен счетчик на воду, то количество израсходованной воды определяется исходя из нормативов потребления и «условного количества проживающих» (площадь квартиры делится на 20 м2 (с округлением в меньшую сторону), получается условное количество граждан).
С сентября прошлого года стоимость ТЕХОБСЛУЖИВАНИЯ ЛИФТОВ не зависит от количества зарегистрированных в квартире граждан. Для расчета используются квадратные метры.
Субсидированный тариф на техобслуживание лифта составляет 0,0642 руб. на 1 кв. м (в Минске — 0,0622 руб.).
Если в квартире никто не зарегистрирован по месту жительства или не проживает в ней по договору найма, то стоимость техобслуживания лифта будет рассчитываться по следующему тарифу: 0,0726 руб. за 1 кв. м в Бресте; 0,0724 руб. — в Витебске; 0,0642 руб. — в Гомеле; 0,0737 руб. — в Гродно; 0,0726 руб. — в Минской области, 0,0729 руб. — в Могилевской; 0,0667 руб. — в Минске.
От платы за лифт могут быть освобождены граждане, которые не могут им пользоваться по состоянию здоровья. Не нужно платить за лифт также гражданам, проживающим на первом этаже, за исключением ситуаций, когда первая остановочная площадка лифта находится в подвале или если на первом этаже расположены нежилые помещения.
Если квартира сдается внаем для краткосрочного проживания, техобслуживание лифта оплачивается по коммерческому тарифу.
САНИТАРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ так же, как и техобслуживание лифтов, зависит от площади жилого помещения и фактических затрат на санитарное содержание.
Так, в 2022 году за 1 кв. м в областях тариф составит 0,0437 руб., в Минке ниже — 0,0388 руб.
Тариф на ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ, ПОТРЕБЛЯЕМУЮ НА РАБОТУ ЛИФТА, также является предельно допустимым — 0,88 руб. в месяц на одного проживающего.
Стоимость освещения вспомогательных помещений, работы оборудования, в т. ч. лифта, зависит от количества проживающих, за исключением детей до 7 лет, и при наличии показаний группового счетчика расхода электричества (стоимость электроэнергии распределяется между квартирами пропорционально количеству проживающих).
Если гражданин не должен оплачивать техобслуживание лифта, то не оплачивает и электричество, потребляемое на его работу.
Если в квартире никто не зарегистрирован по месту жительства или не проживает по договору найма, то стоимость электроэнергии определяется исходя из «условного количества проживающих» (общая площадь квартиры делится на 20 м2 (с округлением в меньшую сторону), получается условное количество граждан).
ТАРИФ НА ОСВЕЩЕНИЕ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ И РАБОТУ ОБОРУДОВАНИЯ (за исключением лифта) зависит не от количества проживающих, а от квадратных метров. В областях его предельная величина — 0,022 руб., в Минске — 0,0249 руб.
Стоимость электроэнергии определяется по ее фактическому расходу, но не может превышать стоимости, рассчитанной исходя из предельного тарифа. С 1 июня указанные тарифы на освещение подъездов, работу лифтов и другого оборудования применяются только в случаях, предусмотренных жилищным законодательством.
Субсидируемый ТАРИФ НА ТЕПЛОВУЮ ЭНЕРГИЮ ДЛЯ ОТОПЛЕНИЯ И ПОДОГРЕВА ВОДЫ — 21,9245 руб. за 1 Гкал. Экономически обоснованный тариф — 118,8 руб. за 1 Гкал — применяется для помещений, где нет зарегистрированных граждан. Стоимость отопления зависит от общей площади квартиры и показаний общедомового счетчика расхода теплоэнергии на отопление. Если в доме вообще нет счетчика, то плата за отопление зависит от общей площади квартир и средних нормативов расхода теплоэнергии на отопление квадратного метра общей площади.
Тарифы на УСЛУГИ ПО ОБРАЩЕНИЮ С ТКО зависят от наличия в доме мусоропровода и могут корректироваться решениями местных органов власти в меньшую сторону от предельно допустимых.
Так, в домах, где ведется раздельный сбор отходов и мусоропровод заварен, тариф ниже.
Например, в Минске за обращение с отходами нужно платить 8,2410 руб. за 1 куб. м, если мусоропровода нет, и 9,8437 руб. за 1 куб. м, если мусоропровод в жилом доме функционирует.
Решениями Брестского, Витебского, Гродненского, Минского областных исполнительных комитетов тариф для домов без мусоропровода — 10,1853 руб. за 1 м3, с мусоропроводом — 11,1777 руб.
В Гомельской области заварили все мусоропроводы, поэтому тариф там один — 10,1853 руб. за 1 м3.
В Могилевской области тариф для домов без функционирующего мусоропровода 10,1853 руб. за 1 м3, с функционирующим мусоропроводом — 10,5117 руб.
Стоимость вывоза мусора зависит также от норматива образования твердых коммунальных отходов и количества проживающих. Если в жилом помещении находится частное унитарное предприятие, плата за обращение с твердыми коммунальными отходами осуществляется по коммерческих тарифам.
Количество кубических метров мусора, образовавшихся в квартире, установить невозможно. Поэтому для его определения используется норматив образования твердых коммунальных отходов. Этот норматив устанавливается отдельно в каждом районе и каждом крупном городе.
Дополнительные жилищно-коммунальные услуги (всего их пять) оплачиваются по тарифам, указанным в договоре. Однако за домофон и необходимое для его работы оборудование государством установлен предельно допустимый тариф — 1,06 руб. ежемесячно на одну квартиру. Выше он быть не может.
Главное правило оказания дополнительных ЖКУ — наличие подписанного договора между собственником (нанимателем) жилья и организацией, которая предоставляет подобную услугу. Если договора нет, плату за услугу выставлять не должны. От получения дополнительной услуги можно в любой момент отказаться, расторгнув договор в соответствии с законодательством.
Яна ЩУКА
Источник: gkx.by