Тезисы о необходимости отмены налога НДС на организации, занимающиеся обслуживанием и содержание имущества


Министру по инвестициям
и инфраструктурному развитию

Тезисы о необходимости отмены налога НДС на организации, занимающиеся обслуживанием и содержание имущества

Внесение изменений в п.9 ст. 394 Налогового Кодекса РК с 2018 г. ввело новый налог НДС на организации, занимающиеся обслуживание и содержанием жилого фонда.

При этом под НДС попали накопления собственников квартир на предстоящий в будущем капитальный ремонт.

В настоящее время необходимо исключить возможность обложения налогом НДС все организационно правовые формы, занимающиеся накоплением денежных средств на капитальный ремонт включая ПК, ПКСК, ТОО ИП так как согласно ст. 42-1 Закона РК «О жилищных отношениях» на общем собрании собственников квартир принимается решение об избрании формы управления общедомовым имуществом.

Любое предприятие (организация) будучи выбрано на общем собрании формой управления, обязана открыть счета на капитальный ремонт, аккумулировать на них деньги и производить ремонтные работы в случае проведения общего собрания о проведении того или иного вида капитального ремонта.

Таким образом, в настоящее время создан стимул для злостных неплательщиков отказываться от произведения платежей на капитальный ремонт, так как их обложение 12% налогом идёт в разрез с п.8 ст. 31 Закона РК «О жилищных отношениях» предполагающим, что деньги накапливаются только для проведения капитального ремонта, но не как для уплаты налога.  

Более того, в данном случае нарушается ст. 14 Конституции РК в части прямой дискриминации прав граждан по месту жительства в виде частичной реквизиции их накоплений на капитальный ремонт.

Далее с введением нового закона целесообразно освободить от уплаты НДС субъектов рынка, занимающихся управлением, обслуживанием и содержанием общедомового имущества с обязательным введением раздельного налогового учёта, с целью избежания ухода от уплаты налогов.

ДОВОД 1. Приведённые на совещании статистические данные о величине средних платежей на содержание жилья в 25 тенге с квадратного метра не отражают реальную величину платы для тех сегментов рынка, где реальна конкуренция. Фактически в Республике Казахстан та или иная конкуренция по выбору той или иной формы обслуживания  возникает в жилье, собственники которого готовы платить ежемесячно на его содержание и управление от 60 тенге за квадратный метр. Реальная доля данного жилья в РК составляет не больше 15 % от общего объёма.

При этом, в новостройках на уровне проекта заложены решения, которые не могут позволить обслуживание дома в среднестатистический уровень по стране. В итоге введение НДС для данного сегмента рынка сделает его дороже на размер НДС, так как реальная рентабельность и прибыль данного бизнеса не превышает 10 % и не подстегнет конкуренцию, а наоборот сделает данный рынок менее привлекательным.

Между тем, одной из целей законопроекта является вовлечение в сферу содержания и управления жилья большего количества предпринимателей.

ДОВОД 2.Налоговое администрирование по НДС в настоящее время предполагает собой включение в налогооблагаемую базу всех платежей получаемых управляющей компанией.

Однако по факту, такая практика несправедлива, так как зачастую УК ведет оплату коммунальных платежей от имени жителей, но фактически все деньги за коммунальные услуги перечисляются УК, так как сети не переданы на баланс коммунальных предприятий и все договора заключены между УК и поставщиками коммунальных услуг.

Решить данный вопрос просто принятием нового Закона и введения ОСИ не получится, так как передача сетей на баланс и заключение договоров регулируется другим законодательством. 

В итоге мы имеем пример, когда по факту неправильного определения налогооблагаемого оборота фискалы выставляют штраф на УК в размере 8,5 млн тенге, что становится барьером на пути создания любой бизнес модели в данном сегменте рынка.

До введения изменений в Налоговый кодекс весь оборот организаций, занимающихся обслуживанием и содержанием жилого фонда, освобождался от НДС и таких проблем не возникало.

Внесение изменений в Налоговый кодекс должно касаться формы раздельного учёта и из-под налогооблагаемого оборота должны обязательно исключаться все платежи, на коммунальные услуги, которые выполняются Управляющими Компаниями от имени и по поручению собственников.

ДОВОД 3. По факту целесообразность введения налога НДС имеет своей логикой обложение налогом  реальных работ и услуг, выполняемых при управлении и содержании жилого дома.

При этом, услуги по содержанию, в условиях реального развития рынка кратно дороже услуг по управлению, что в свою очередь предусматривает в дальнейшем необходимость рассмотрения вопроса дополнительного налогообложения именно в сфере управления, но только по факту возникновения данного рынка.

В настоящее время фактически НДС является налогом с оборота на предприятие имеющего под управлением жилые комплексы, конечным плательщиками, которых, являются собственники квартир. При этом, реально никакой прибавочной стоимости не создаётся, так как основными затратами в данной сфере бизнеса являются заработные платы.

Увеличивая налогооблагаемую базу по НДС, государство потеряет сопоставимую сумму в доле выплаты заработных плат конечным сотрудникам и специалистам занимающимся обслуживанием жилого фонда.

Либо остро встанет необходимость реорганизации бизнеса с целью ухода от НДС, что также не даст никаких положительных результатов учитывая совершенно небольшие размеры предстоящих платежей в размере от 500 до 1  млрд. тенге.

 С учётом повышения минимальной заработной платы многие управляющие компании реально пошли бы на их повышение и тем самым компенсировали бы выпадающий налог НДС другими выплатами в бюджет.

Также был бы снят барьер на накопление денег на капитальный ремонт и данные сборы бы кратно перекрыли все потери бюджета, так как нахождение денежной массы в банках второго уровня позволило бы решить целый ряд государственных задач и обеспечить повышенные темпы капитального ремонта жилья.

Председатель Ассоциации  КСК г. Алматы
Рубцов А.А.

> При использовании материалов сайта обязательно наличие гиперссылки c указанием источника gkhsp.kz.
> Ответственность за содержание рекламы и объявлений несет рекламодатель.
> Опубликованные материалы не обязательно отражают точку зрения редакции.
> За достоверность авторских статей ответственность несет автор.

подписка на БюллетеньПОДПИШИТЕСЬ НА «БЮЛЛЕТЕНЬ СОБСТВЕННИКА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ ЖКХ» И ПОЛУЧИТЕ ВОЗМОЖНОСТЬ:
> ИМЕТЬ ПОЛНЫЙ ДОСТУП КО ВСЕМ МАТЕРИАЛАМ САЙТА
> ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ ЭКСПЕРТАМ ЖКХ И ПОЛУЧАТЬ КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ ОТВЕТЫ
> ПОЛУЧАТЬ ПОМОЩЬ В РЕГЛАМЕНТАЦИИ ПРОЦЕССОВ В КСК
> ПОЛУЧАТЬ НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ