Поправки в закон приняты, но еще не работают. И его нормы нуждаются в корректировке, и сама практика подсказывает, что без правовых и финансовых рычагов и социальных программ поддержки новой реформы не обойтись. Необходимо сделать данный закон направленным на решение социальных вопросов и для простых граждан Казахстана. Как опытные работники данного жилищного и социального кластера желаем высказать свое мнение и видение на ряд острых вопросов.
- Изменения необходимы в закон «О жилищных отношениях» в части выборности не на 1 год, а на 3 года руководителя ОСИ и ПТ итп. Поясним почему:
Отопительный сезон, если рассматривать в полном объеме, это цикл подготовки и ремонта оборудования, сетей и коммуникаций занимает довольно большой период времени: с конца апреля по октябрь,
опрессовка и подготовка к ее сдаче и сам отопительный сезон с 15 октября по 15 апреля. Но надо для этого собрать средства с жителей. А если избегают, уклоняются или не имеют возможности платить, если не хватает средств- тогда что делать? Возможный выход — получить кредит или как мы предлагаем по работе с банками второго уровня разработать новые продукты кредитования, льготного кредитования. Ну либо работать в зависимости от запрашиваемой суммы с микрокредитными организациями на возвратной основе. Возможно, что для этого нужно подключить другие финансовые институты, как фонды и неправительственные организации для социальных проектов по аналогии с такими, где донором выступает ТОО «ТенгизШевройл». В такую работу председателю ОСИ и ПТ итп. вникнуть сразу и всего лишь за год, получить поддержку в финансовых институтах будет весьма сложно. Он избран на один год. Возникнет вопросы доверия к заемщику. На такие риски не все пойдут, да и подготовка к отопительному сезону будет под угрозой срыва. Предлагаем продлить срок выборности руководителей органов управления на 3 года. Пусть работают в команде с Советом дома и ревизионной комиссией по 3 года. Кредитовать дома под гарантии Совета дома. Если ПТ- то под гарантии жителей. И тогда будет взаимная заинтересованность в работе и возвратности заемных средств и их целевое использование.
- Банки второго уровня должны будут работать по-новому, с новыми субъектами ОСИ и ПТ итп. Следует открывать на один дом два счета по сбору и эксплуатационным расходам от всех жителей дома. И второй счет — Накопительные счета на капитальные ремонты крыш, фасадов итд.
Необходимо вносить в банковское законодательство и законодательство по вопросам ЖКХ изменения в части того, чтобы можно было хранить средства накопительного счета на депозите, с тем чтобы пока накопиться нужная сумма на ремонт крыши или фасада –деньги жителей работали бы на пользу дома с ростом под проценты. Банки не должны требовать нотариально заверенные документы от всех жителей. Это опять удар по карманам жителей, волокита. Есть Советы домов, ревизионные комиссии-все это выбранные и авторитетные жители этого же дома и пусть под их нотариально заверенные доверенности и, если надо гарантию открываются, управляются и обслуживаются счета на ОСИ и ПТ и тп.
Счета ПТ необходимо отличать от других счетов физических лиц по которым у фискальных органов свои вопросы: в части незаконной предпринимательской деятельности и уклонения от налогов. Счета ПТ и ОСИ также должны быть счетами социально важной направленности и с льготной комиссией в банках –туда жители платят эксплуатационные расходы.
- Микрокредиты в размере до 1-3 миллиона тенге- также не должны быть под большие проценты выделяться ОСИ и ПТ, и тп. ситуация: на покупку теплообменника, скажем или насоса в срочном аварийном порядке необходимо приобрести у поставщика и потом в рассрочку рассчитаться с микрокредитной организацией. Иначе в рассрочку никто из поставщиков не продает. Возвратность можно гарантировать из средств 2 счетов дома.
- Возможно, что как в сельском хозяйстве данный жилищный кластер для развития потребует субсидии от государства. Не секрет, что большая часть жилого фонда в крупных городах состоит из ветхого жилья. Фасады домов, коммуникации близ домов с учетом грунта и грунтовых вод нуждаются в капитальном ремонте. Вновь создаваемые фонды из средств олигархов и других правительственных или неправительственных финансовых фондов и институтов могли бы быть донорами для подобных программ, где операторами бы выступали держатели и доноры этих же фондов. Необходимо взаимодействие с акиматами и маслихатами для разработки местных и региональных программ государственных субсидий в социальных проектах по ремонту домов, прилегающим коммуникациям и дворам, и дворовым игровым площадкам, в данном вопросе ЖКХ.
- В многоквартирных домах есть многодетные семьи, инвалиды, безработные и другие социально уязвимые слои общества, поэтому считаем, что необходимо создать для них программу помощи в виде жилищных субсидий. Иначе вопрос взыскания задолженности у них -станет камнем преткновения для форм управления. А также вопросы социальной напряжённости, разобщенности соседей и конфликтные ситуации могут помешать благоустройству дома. А в рамках социальной занятости предлагаем по государственным программам выделять средства для субсидий или пособий по оплате социально незащищенным гражданам из таких слоев эксплуатационных расходов. Также предлагаем с биржи труда направлять безработных в сервисные компании трудиться в многоквартирных домах. Вопросы кадров в данной сфере стоят весьма остро. Иногда привлекают граждан соседних стран. Но, если создать льготы по налоговым выплатам для тех сервисных компаний, которые берут на работу с биржи труда и тем, кто там зарегистрирован выделять соответствующие пособия, то мы решим вопросы с кадрами в регионе.
- Одним из самых сложных вопросов для КСК и в дальнейшем для ОСИ и ПТ вопросы взыскания долгов. После поправок в ГПК РК мы вынуждены обращаться к нотариусам. Те выписывают исполнительные надписи. Но если получают возражения –их отменяют. Тогда как в законе «О жилищных отношениях» написано, что все обязаны платить эксплуатационные расходы. Нотариусы эти нормы игнорируют и согласно их отраслевому закону отменяют исполнительные надписи. По налогам такого не происходит. Налогоплательщик, не согласный обращается в суд и оспаривает. Пусть и жители не довольные работой ОСИ и ПТ или сервисными компаниями оспаривают в суде. Не собранные вовремя средства чреваты расторжением договоров между ОСИ или ПТ с сервисными компаниями. Произойдет срыв отопительного сезона или аварийные ситуации. Поэтому, важно в закон «О нотариате» внести изменения, чтобы отменяли все взыскания, кроме взысканий за долги в сфере ЖКХ, иначе у нас будут этим пользоваться постоянные злостные неплательщики, а могут ещё и тиражировать в народ. Также важно, чтобы не отменяли исполнительные надписи. Этим мы оградим нотариусов и формы управления от ненужной траты времени и волокиты. И не будет раздора между соседями, потому что руководство ОСИ, Совет дома -в сущности соседи и жители — общего дома. Тогда нотариусов оградим и суды не будут загружены, судебные исполнители будут работать увереннее, а жители дисциплинированными и активными, раз хотят надлежащий сервис и порядок в их домах.
- На примере своих соседей, жителей наших домов скажу прямо, что опасение вызывают в данной реформе вопросы удорожания сервисных услуг. В нашем КСК «Новый город» — мы сами решали: сколько штатных единиц держать, сколько должна будет быть заработная плата у персонала. После того как наступит 01.07.2022г. КСК должны прекратить свою деятельность и существование. Создадим ОСИ и только будем, как жители собирать деньги и перечислять в сервисную компанию. Встанет вопрос повышенных тарифов. Вот тут –то и надо понимать, что сервис –важнейший социальный кластер и работают в нем в основном субъекты малого бизнеса. А сервисным компаниям, если по старым тарифам не выгодно работать, да и строительные материалы дорожают. Тогда они поднимут и сделают новые тарифы со значительным удорожанием. Опять получается удар по карманам простых жителей многоквартирных домов и – граждан РК. И сервисным компаниям надо содержать персонал, транспорт и технику, страховать работников, иначе никто не захочет работать себе в убыток и как бы не разорились такие субъекты данного сегмента.
- Чтоб не вызвать массовое банкротство и закрытие сервисных компаний и поглощения мелких ИП и ТОО более крупными субъектами среднего бизнеса с доминированием на рынке сервисных услуг с подорожанием их тарифов — потребуется помощь данному кластеру в виде государственных программ субсидий, льготных кредитов для субъектов малого бизнеса и социальных программ льготного налогообложения. Ведь именно к ним можно привлекать на работу жителей города, многодетных матерей со скользящим графиком работы, инвалидов или других социально уязвимых жителей города.
- Чтобы реформа заработала, так как на Западе в развитых странах Европы, как ожидали разработчики новых поправок в законы РК в сфере ЖКХ необходимо создавать социальные финансовые институты и инструменты в помощь этой реформе. Законы должны писаться и работать для граждан и не наносить удары по их семейному бюджету. Жилищный сектор – один из самых важных сегментов для развития благосостояния общества. И здесь большая и важная роль сервисных компаний. Без финансовых инструментов жилищная реформа и сейчас не работает и что тогда будет в дальнейшем?
- После 01.07.2022 г., когда закроются все КСК кто возьмет на себя подготовку к отопительному сезону? С кем будут монополисты заключать договора? Остается очень много организационных вопросов. Ведь многие из нас являются жителями многоквартирных домов. Призываем данный закон поднять по статусу и сделать его Жилищным кодексом и все его нормы сделать направленными на повышение уровня и качества жизни граждан РК.
Председатель КСК «Новый город» Тукеева Д.Н.
P.S. Орфография и пунктуация автора сохранены