На сегодняшний день на Европейском континенте моделью управления признана представительная демократия, суть которой заключается в том, что лица, которых избрало население, являются представителями их интересов. Несмотря на то, что этот принцип — точка опоры демократии, голосование не является единственным инструментом, при помощи которого граждане участвуют в управлении государством.
Общественные дебаты, публичные встречи, кампании, опросы, советы, петиции, инициативы, горячие линии, средства коммуникации, вебплатформы — это всего лишь короткий перечень тех механизмов, которые используют граждане или органы правительства для обеспечения более активного участия общества в управлении. Эти механизмы сближают правительство и граждан, кроме этого они позволяют гражданам определить приоритеты и цели, пересмотреть действия избранных или назначенных лиц и потребовать отчет. Участие граждан является одной из составляющих принятия решения.
В странах Европейского Союза, как и в странах, желающих вступить в него, вовлеченность граждан рассматривается как один из фундаментальных элементов демократического управления. Демократия должна позволять гражданам эффективно участвовать в управлении, выносить важные вопросы на повестку дня, выражать свою позицию в отношении того или иного вопроса, получать полную информацию от правительственных органов, влиять на правительство с помощью различных механизмов контроля, в том числе и выборов. Эти права и возможности должны быть эффективными, иметь силу, они не должны быть номинальными.
Для развития демократии в стране одним из важных условий является осуществление эффективного самоуправления. Поэтому после обретения независимости многие из постсоветских стран, в том числе и страны-партнеры, участвующие в проекте, изменили законодательство, вследствие чего появились новые нормы о вовлечении граждан и независимом принятии решений местным самоуправлением. Всемирная ассоциация вовлечения общества (International Association for Public Participation, IAP2) в 2007 году определила 7 ценностей участия граждан (Core Values for Public Participation — CVPP)1 :
- Процесс участия общественности базируется на убеждении, что в принятии решения имеют право участвовать те, кого это решение непосредственно касается;
- Процесс участия общественности содержит в себе гарантии, что вклад общества [его мнения] повлияет на принятие решения;
- Участие общественности способствует стабильности процесса принятия решения, в котором будут признаны и учтены нужды и интересы всех участников, в том числе лиц, принимающих решение;
- Процесс участия общественности направлен на всех, кто заинтересован в принятом решении и (или) кого оно потенциально касается;
- Процесс участия общественности направлен на обеспечение вклада участников в принятие решения;
- Процесс участия общественности предоставляет участникам информацию, которая позволяет им принять обдуманное решение;
- В рамках процесса участия общественности участники получают информацию о том, каким образом было учтено их мнение.
На основе декларированных ценностей и установившейся практики Международная ассоциация участия граждан выработала стандарт, который широко используется в процессе принятия решения для оценки общественного участия.
Ниже представлена иллюстрация этого стандарта. Таблица отражает 5 этапов, показывающих степень увеличения влияния на принятие решения.
На пути к реформам жилищного сектора: повышение потенциала объединений собственников жилья в Азербайджане, Беларуси, Грузии, Молдове и Украине.
Проект реализуется при финансовой поддержке Европейского Союза
Каждый этап является ступенью, определяющей конкретный уровень развития процесса общественного участия, а также цели этого процесса и необходимую типологию поведения для достижения этих целей. Как видно из таблицы, на нижнем уровне располагается «информированность», а на самом высшем — «полномочие». Данный инструмент хорошо описывает процесс участия граждан и уровень их восприятия, принимает во внимание их желание активно участвовать в процессе. Организация экономического сотрудничества и демократии (OECD) считает, что взаимодействие правительства и граждан имеет различные проявления и состоит из нескольких элементов:
Информирование — односторонние отношения, когда правительство предоставляет и знакомит общественность с информацией. Это может происходить пассивным путем, то есть гражданин получает информацию после запроса; есть также активный путь, когда органы правительства сами распространяют информацию (например, проактивная публикация).
Консультации — двусторонние отношения, когда граждане оценивают действия правительства заранее или постфактум.
Активное участие — партнерство между гражданами и правительством, которое основано на таком отношении, когда граждане играют активную роль и непосредственно участвуют в процессе принятия решений. В данной ситуации решение принимают органы власти, однако граждане посредством диалога предоставляют правительству или местным институтам мнения, альтернативы и направления
Главный редактор
Алия Богаева
Источник: Международная Ассоциация
менеджмента недвижимости