Управление и содержание жилья в Алматы: новый тариф, старые вопросы


Проект об утверждении минимального тарифа на управление и содержание жилья в Алматы вызвал множество споров и разногласий. Планируемое увеличение тарифа до 40 тенге за 1 м² позиционируется как важный шаг к улучшению качества жизни горожан, однако отсутствие прозрачности в расчётах и обоснованиях вызывает серьёзные сомнения в его целесообразности и справедливости.

Почему возникает недоверие? На сегодняшний день более 5 500 из 9 000 многоквартирных жилых домов (МЖД) в Алматы имеют тарифы в разы ниже 40 тенге за 1 м². Это действительно приводит к дефициту средств для поддержания общего имущества в надлежащем состоянии. Тем не менее, вместо прозрачного объяснения причин и расчётов нового тарифа городские власти ограничиваются ссылками на инфляцию как на главный аргумент.

Инфляция — не единственная причина. С 2010 года, когда был установлен минимальный тариф в размере 25 тенге за 1 м², среднегодовой уровень инфляции в Казахстане составлял около 7%. За 14 лет накопительный эффект инфляции существенно снизил покупательную способность тарифа, что признают и городские власти.

Однако, инфляция не может быть единственным основанием для пересмотра тарифа. Согласно методике расчёта, утверждённой местными органами власти, минимальный тариф должен учитывать такие факторы, как:

  • Срок эксплуатации объекта. Старые здания требуют большего ухода и затрат.
  • Материалы конструктивных элементов. Например, деревянные перекрытия требуют частого ремонта.
  • Этажность. Высокие здания дороже в обслуживании.
  • Инженерное оборудование. Лифты, домофоны, противопожарные системы увеличивают расходы.
  • Придомовая территория. Озеленение, уборка снега и обслуживание детских площадок также требуют финансирования.

Несмотря на это, предлагается единый тариф, который не отражает реальных различий между домами и их техническими характеристиками.

Согласно методике, для обоснования тарифа местный исполнительный орган г.Алматы должен предоставить коммерческие предложения, подтверждающие стоимость всех включённых услуг. Это включает:

  • стоимость уборки подъездов и придомовой территории;
  • цены на дезинфекцию, дератизацию и другие санитарные мероприятия;
  • затраты на техническое обслуживание инженерных систем.

Эти документы являются ключевыми для прозрачности процесса, но местный исполнительный орган г.Алматы не предоставил ни расчётной сметы, ни перечня услуг с реальной стоимостью, ни сканов коммерческих предложений. Без этого утверждение нового тарифа выглядит произвольным и необоснованным.

Важный вопрос остаётся без ответа: что именно входит в предлагаемый минимальный тариф? Методика предписывает распределять затраты следующим образом:

  • на управление объекта кондоминиума – не более 30 %;
  • на содержание общего имущества объекта кондоминиума – не менее 70 %.
  • при самостоятельном управлении объектом кондоминиума доля затрат на управление достигает до 40 %, на содержание общего имущества объекта кондоминиума до 60 %.

Управляющие, председатели КСК/ОСИ, да и жители не получили чёткого ответа, как именно эти средства будут распределяться и какие гарантии качества предоставляемых услуг они могут получить.

Пересмотр тарифа — это не только экономическое решение, но и ответственность перед жителями города. Отсутствие расчётов, обоснований и прозрачности подрывает доверие к процессу и вызывает сомнения, смогут ли управляющие организации качественно управлять и содержать жилой фонд города.

Местным исполнительным органам необходимо, обнародовать расчёты нового тарифа, предоставить перечень услуг с их реальной стоимостью, опубликовать коммерческие предложения и другие данные, подтверждающие обоснованность тарифа.

Резюмируя, хочется отметить, чтоповышение тарифа может быть неизбежным шагом в условиях инфляции, роста стоимости, материалов, услуг и износа жилого фонда. Однако это повышение должно быть прозрачным, справедливым и обоснованным.

Жители Алматы заслуживают не просто нового тарифа, но и уверенности, что их деньги будут использованы для реальных улучшений, а не для «латания старых дыр»

Руководитель УЦ «ЖКХ-ИНФО»                         Алия Богаева

> При использовании материалов сайта обязательно наличие гиперссылки c указанием источника gkhsp.kz.
> Ответственность за содержание рекламы и объявлений несет рекламодатель.
> Опубликованные материалы не обязательно отражают точку зрения редакции.
> За достоверность авторских статей ответственность несет автор.

подписка на БюллетеньПОДПИШИТЕСЬ НА «БЮЛЛЕТЕНЬ СОБСТВЕННИКА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ ЖКХ» И ПОЛУЧИТЕ ВОЗМОЖНОСТЬ:
> ИМЕТЬ ПОЛНЫЙ ДОСТУП КО ВСЕМ МАТЕРИАЛАМ САЙТА
> ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ ЭКСПЕРТАМ ЖКХ И ПОЛУЧАТЬ КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ ОТВЕТЫ
> ПОЛУЧАТЬ ПОМОЩЬ В РЕГЛАМЕНТАЦИИ ПРОЦЕССОВ В КСК
> ПОЛУЧАТЬ НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ