Они пытаются вернуть собственные затраты на ремонт.
Перебои с горячей водой, отоплением и электричеством, проблемы с парковочными местами и еще много других дефектов обнаружили собственники квартир ЖК “Ортау” и ЖК “Сакура” после того, как застройщик сдал их в эксплуатацию. Теперь они вынуждены судиться с ним, чтобы взыскать потраченные на ремонт деньги. Об этом сообщает корреспондент inbusiness.kz.
Юрист Алия Балыкбаева представляет интересы пяти покупателей квартир в ЖК “Ортау”. Дом находится на пересечении Сатпаева – Наурызбай-батыра, рядом с ЖК “Керемет”. В 2021 году, решив приобрести квартиры в ЖК “Ортау”, собственники сразу же оплатили их полную стоимость, предварительно заключив договор купли-продажи, так как объект еще не был введен в эксплуатацию.
“15 июля 2022 года ЖК “Ортау” был официально введен в эксплуатацию. Тогда мои доверители смогли посетить объект и посмотреть, что же они приобрели. Согласно предварительному договору продажи, квартиры были куплены в формате “предчистовая отделка”. Согласно заключениям строительной компании, это значит, что в квартире уже можно жить после ее сдачи. В соответствии с этим цена за квадратный метр на то время составляла 600-680 тыс. тенге в зависимости от квадратуры”, – сказала юрист.
Застройщик обещал покупателям на территории жилого комплекса 18 гостевых комнат, паркинг, караоке, бассейн, кафе. На деле все оказалось не так радужно, как обещалось на стадии покупки заветных квадратных метров. Увидели готовые квартиры, покупатели были шокированы полным отсутствием предчистовой отделки, отопления, перебоями с горячей водой и электроснабжением, строительным мусором в стенах и неработающим лифтом. В ноябре 2022 года собственники вместе с юристом отправили досудебную претензию застройщику с требование возместить расходы, потраченные на ремонт. В ответ владельцы квартир не получили никакой реакции. Как отметила Алия Балыкбаева, генеральным застройщиком ЖК “Ортау” является компания RAMS Qazaqstan, продавцом ЖК – ТОО Alan Realty и ИП “Ортау”.
“В досудебных претензиях и исковых заявлениях мы опирались на статью 428, ч. 1, пункт 3, Гражданского кодекса РК, где любой покупатель имеет право требовать возмещение расходов по устранению недостатков. Также мы опирались на статью 429 Гражданского кодекса РК, что продавец отвечает за недостатки проданного товара, даже тогда, когда он об этом не знал. Но в нашем случае продавец и генеральный застройщик знали обо всех этих недостатках, но никак не реагировали. Мы считаем, что RAMS Qazaqstan нарушил закон о рекламе, подав заведомо ложную и недостоверную информацию, обещая паркинг, бассейн и много чего еще. Несмотря на то что объект давно введен в эксплуатацию, там ничего такого нет. Я и мои доверители предполагаем, что тут присутствует коррупционная составляющая, потому что такой объект нельзя было принимать и вводить в эксплуатацию”, – добавила юрист.
По словам Алии Балыкбаевой, вместе с собственниками за помощью они обращались с заявлением в акимат, в административную полицию, архитектуру градостроительства и управление урбанистики Алматы. Представители компании RAMS в свою очередь на судебное заседание не являются.
Жители ЖК “Сакура” тоже столкнулись с проблемами в приобретенном доме. Как отметил представитель нескольких ОСИ ЖК “Сакура” юрист Алексей Сон, собственникам до сих пор не представлена проектно-техническая документация. Акт приемки передан как неполный документ. Согласно нему, площадь земельного участка ЖК составляет 6,8 га, по факту же около 2,5 га. Жильцы до сих пор не могут зарегистрировать кондоминиум на земельный участок и территорию ЖК, так как не получены требуемые документы.
“Требуемые документы, а также 46 строительных нарушений установлены вступившим в силу мировым соглашением, которые находятся на исполнении частного судебного исполнителя. Однако с весны прошлого года и до настоящего времени фактически из 48 требований исполнено около семи. Не разрешен вопрос с коммунальными услугами. Обещанный бассейн на территории работает с перебоями, каскад не работает вообще, и он не запущен. Имеется острая нехватка парковочных мест”, – отметил он.
По словам юриста, когда собственники заселялись в квартиры, им обещали 300 парковочных мест на территории ЖК и даже выдали копии гарантийных писем. Однако с прошлого года застройщик не передал земельный участок в кондоминиум и не зарегистрировал необходимые на него документы. Вместо этого он вырезал необходимые под парковочные места земельные участки и стал их продавать, тем самым нарушив статью 31 закона РК о жилищных отношениях.
“Вопрос о продаже не решен. Договоры о продаже мы не видели. Улица Арайлы очень узкая и имеет всего две полосы в обоих направлениях. Жильцам, которые не приобрели парковочные места, приходится парковаться либо за территорией ЖК, либо в соседнем ЖК. С 2020 года данные вопросы не разрешаются ни государственными органами, ни самим застройщиком. Купили квартиры и получили 10 судебных разбирательств в подарок. Другого ответа на эти вопросы мы пока найти не можем. Требования жильцов не удовлетворяются. Были неоднократные встречи с представителями ЖК, госорганов, были и выездные мероприятия. С нашей стороны даже подавалось заявление на имя президента. Но до настоящего времени мы так и не можем решить эту острую проблему”, – прокомментировал юрист.
Алексей Сон добавил, что в настоящее время дело рассматривается в специализированном межрайонном экономическом суде. Пока оно приостановлено на стадии исполнения судебного решения. Для RAMS же в случае неисполнения судебного решения назначен штраф чуть больше 100 тыс. тенге.
“Для них это несущественная сумма. Поэтому с весны прошлого года это решение висит как неисполненное до настоящего времени. Я полагаю, что в последующем судебный исполнитель вообще может нам возвратить исполнительное производство, руководствуясь действующим законодательством в связи с тем, что его невозможно исполнить”, – сказал юрист.
Напомним, ранее жители ЖК «Сакура» уже протестовали против действий компании-застройщика RAMS Qazaqstan