В отдельных случаях акиматы сами создавали проблему, незаконно предоставляя земли под строительство третьим лицам.то: inbusiness.kz
По словам сенатора Андрея Лукина, своим депутатским запросом он вносит предложения по деятельности местных исполнительных и контролирующих органов на предмет соблюдения законности при застройке столицы, городов республиканского значения и областных центров за 2020-2022 годы, передает inbusiness.kz.
«Имеются факты отсутствия должного контроля в сфере градостроительства со стороны комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства министерства промышленности и строительства, а также акиматов. В результате земли и разрешения на строительство выдаются без учета мнения граждан, возможностей инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры. Манипуляции акимата и строительных компаний приводят к бессистемной застройке городов, деградации городской среды, зеленых зон, ухудшению качества жизни населения. Указанные действия местных исполнительных органов порождают консолидацию протестного настроения граждан», – сказал он.
Одним из основных нарушений акиматов, по его словам, является несоблюдение земельного законодательства при выдаче участков, а также генеральных планов и проектов детальной планировки.
«Согласно статье 109 Земельного кодекса, все земли городов, поселков, сельских населенных пунктов используются в соответствии с их генпланами и проектами детальной планировки. Однако в городах Алматы, Астане, Актау, Атырау, Караганде, Кокшетау, Кызылорде, Павлодаре, Талдыкоргане, Таразе, Усть-Каменогорске и Шымкенте имеется 1 тыс. фактов незаконного изменения целевого назначения земельных участков и корректировок проектов детальной планировки в нарушение генплана. В этих регионах необоснованно исключаются объекты социального назначения, при этом вопрос дефицита ученических мест и больничных коек постоянно обсуждается в обществе», – продолжил депутат.
К сведению, в Алматы дефицит мест в школах превышает 26 тыс., в дошкольных организациях – 42 тыс.; в Астане – дефицит 25 тыс. ученических мест в школах, в дошкольных объектах – 46 тыс.
«Из категории «зоны озеленения», парки и скверы неправомерно исключены 145 участков (Астана – 138, Алматы – 7), некоторые из них уже застроены торговыми центрами и многоэтажными домами. Также из проектов детальной планировки исключено 142 объекта здравоохранения, организаций дошкольного и среднего образования (Алматинская область – 72, Астана – 61, Уральск – 5, Актобе – 4). К примеру, в Астане на месте школы из 900 учащихся ТОО SAT Group Project возводит 18-этажный жилой дом. Всего в столице вынесено 1425 постановлений о корректировках ПДП (за 2020-2022 годы), принятие которых акимом города незаконно возложено на своих заместителей. В силу статьи 35 Закона «О правовых актах» постановления должны подписываться только акимом города», – уточнил он.
Такие факты повсеместны, добавил сенатор.
«В Атырауской области из-за неправомерных действий акиматов ТОО «Нуркапстройгаз» получен земельный участок под застройку МЖК, в то время как по генплану должна быть рекреационная зона (парки, скверы, бульвары, аллеи). В предгорье Алматы на фоне последних событий в Турции по протестам уполномоченного органа предотвращена застройка жилых домов на 120 участках, 250 га. Также уполномоченным органом вскрыт факт незаконного изменения целевого назначения земельного участка за вознаграждение. Приговором суда города Кокшетау осужден заместитель руководителя отдела земельных отношений, архитектуры и градостроительства. Помимо этого, акиматы вразрез требованиям статьи 48 кодекса предоставляли земли без процедуры проведения торгов. В городах Астане, Кокшетау, Петропавловске и Талдыкоргане установлено 550 таких фактов», – привел он данные.
Другим недостатком в работе акиматов, по его словам, является неэффективная система градостроительного планирования в городах.
«На сегодня генпланы городов устарели и не отвечают реалиям нынешнего времени, не учитывают демографию, теплоснабжение населения и другое. В частности, главный документ столицы от 2001 года (утвержден постановлением правительства №1064), рассчитанный на 1,2 млн человек, на сегодня неактуален. Он не позволяет эффективно планировать застройку города, население которого уже достигло 1,5 млн человек. Все это приводит к дефициту тепловой мощности, существенной нагрузке на коммунальные сети и объекты социального назначения. Примером тому является ситуация в жилых домах ЖК «Budapest», «Madrid» и других, вызвавшая в прошлом году резонанс среди общественности. В то время жители остались без отопления перед зимними холодами. В городе Алматы сроки генплана 2002 года истекли еще в 2020 году. Новый проект так и не утвержден», — подчеркнул Лукин.
Более того, им не предусмотрены сейсмологические риски: пункты приема пищи, безопасные места при землетрясении, АЗС вблизи гор и другое, добавил он. Аналогичная ситуация в Актау, Караганде и Шымкенте.
«Еще одной проблемой является стихийное строительство. Собственники земельных участков возводят жилые дома с привлечением средств дольщиков без разрешительных документов, а именно: отсутствуют ПСД, положительное заключение экспертизы, неправомерно согласованы эскизные проекты, не направлены уведомления о начале работ и другое.
Правоохранительным органом в городах Астана, Актау, Алматы, Караганда, Кокшетау, Костанай, Семей и Уральск выявлено около 250 таких домов. Только в Мангистауской области вскрыто свыше 100 фактов, из них пять домов уже получили одобрение суда о принудительном сносе. В городе Алматы выявлено отсутствие разрешительных документов по 14 жилым домам», — продолжил депутат.
В целом, по его словам, имеющиеся факты свидетельствуют о принятии недостаточных мер со стороны комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства и со стороны акиматов.
«В отдельных случаях акиматы сами создавали проблему, незаконно предоставляя земли под строительство третьим лицам. Текущее положение комитета не обеспечивает эффективный контроль. Территориальные управления государственного архитектурно-строительного контроля разобщены и находятся в подчинении акиматов. Соответственно, их зависимость от акиматов лишает возможности проводить самостоятельную работу. Поэтому полагаем целесообразным вывести контролирующие органы из подчинения акиматов и передать их в комитет по образцу реорганизации комитета по управлению земельными ресурсами в единый орган», — считает сенатор.
Правительству необходимо усилить систему контроля градостроительства, а именно, в целях установления прозрачности строительных процессов разработать «единое окно» по контролю и согласованию всех процедур с момента получения земельного участка до ввода объекта в эксплуатацию, предложил он.
«Внедрить систему общественного контроля, в том числе обеспечив открытый доступ граждан к информации о предоставляемых участках. Требуется принятие ответственности за нарушение требований закона об архитектурной и градостроительной деятельности. На основании изложенного для разрешения вышеуказанных вопросов предлагается рассмотреть возможность: по выявленным недостаткам разработать дорожную карту по устранению нарушений и недопущению аналогичных случаев в будущем; поручить министерству промышленности и строительства совместно с уполномоченными госорганами проанализировать ситуацию по регулированию сферы архитектуры, градостроительства и разработать по ним конкретные поправки в действующее законодательство», — предложил он.
Также предлагается проработать вопросы передачи компетенции территориальных органов ГАСК в комитет по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства; о проведении комплексной градостроительной экспертизы проектов генеральных планов городов республиканского значения, столицы, городов областного значения и актуализировать их с учетом имеющихся недостатков; исключить практику незаконной корректировки ПДП, изменения целевого назначения земельных участков, а также выдачи разрешительных документов, не соответствующих генеральным планам населенных пунктов.