На сегодняшний день (с 4 января по 13 февраля) в Конституционный Суд поступило свыше тысячи обращений граждан, более половине из которых направлены ответы с разъяснениями в связи с несоответствием их формальным критериям, а остальная часть обращений находится на первичной стадии рассмотрения. Всего принято к производству – 9. Такое положение дел обусловлено ошибками заявителей, выявляемыми на стадии предварительной проверки обращений, сообщили в Конституционном Суде РК.
В целях повышения качества подготовки жалоб обращено внимание на часто допускаемые недостатки, вследствие которых обращения могут быть возвращены:
1) если обращение заявителя подписано чужим ЭЦП, подано через представителя без подтверждающего документа о согласии заявителя либо поступило от ненадлежащих лиц, которые не входят в круг субъектов обращения в Конституционный Суд (ЮЛ, ИП, главы КХ и др.);
2) если заявитель вне связи с компетенцией Конституционного Суда пытается обжаловать судебные акты по уголовным, гражданским и административным делам либо действия правоохранительных органов и других должностных лиц;
3) если заявитель оспаривает конституционность норм правовых актов и при этом не приводит исчерпывающие доказательства, что они непосредственно затрагивают его права и свободы, либо необоснованно ставит вопрос о признании неконституционным целый правовой акт без уточнения конкретной нормы или отдельных его положений.
Законодательство предусматривает возможность повторного обращения после устранения всех недостатков и приведения обращения в соответствие с требованиями по форме, содержанию и условиям обращения в Конституционный Суд.
На сайте КС размещена памятка и образец обращения граждан в орган конституционного контроля, с которыми можно ознакомиться по нижеследующим ссылкам: