В этой сфере имеются вопросы как законодательного, так и организационного характера, требующие своего разрешения, отметил выступивший на заседании с содокладом председатель Комитета Мажилиса по законодательству и судебно-правовой реформе Нурлан Абдиров.
В ходе подготовки к Правительственному часу члены Комитета побывали практически во всех регионах страны и ознакомились с работой филиалов Госкорпорации и госорганов на местах, а также встречались с экспертами Всемирного Банка.
При поддержке Минюста в Комитете состоялась специальная экспертная встреча с представителями компаний из Польши и Грузии. На ней была обсуждена экспертная оценка законодательства Казахстана и стран ОЭСР в обсуждаемой сегодня сфере.
В своем содокладе парламентарий изложил результаты проведенного Комитетом анализа. В числе приоритетов обозначены такие направления, как создание единой информационной базы данных о земельном фонде и объектах недвижимости и наведение порядка в земельном вопросе. Такое поручение было дано Главой государства в Послании народу 5 октября 2018 года.
В настоящее время регистрация прав на объекты недвижимости ведется отдельно от учета прав на земельные участки. При этом каждая из систем страдает собственными недостатками. А есть еще так называемый технический кадастр, который раньше вело БТИ. Где тоже своих проблем хватает.
Поэтому для выполнения поставленной Главой государства задачи Правительству следует вначале концептуально переосмыслить всю систему регистрации прав на земельные участки и недвижимое имущество, разработать единую модель, которая учитывала бы все аспекты регистрации указанных объектов.
Актуальным, отметил депутат, признан также вопрос защиты права собственности. Парламентарий пояснил, что законодательством не предусмотрена ответственность за недобросовестную или неполную проверку предоставленных документов, допущение технических ошибок. А это делает важные положения Закона декларативными. С учетом этого необходимо предусмотреть как в Гражданском кодексе, так и в Законе о госрегистрации норму о том, что добросовестный приобретатель недвижимого имущества признается его собственником с момента регистрации за ним права собственности, за исключением тех случаев, когда собственник вправе истребовать имущество от добросовестного приобретателя.
В ряду приоритетов председатель Комитета назвал также вопросы о публичности информации, противодействия коррупции. Подытоживая сказанное, парламентарий отметил, что все эти задачи будет трудно в полной мере реализовать без совершенствования действующего Закона о регистрации прав на недвижимость. На сегодня он не учитывает ни глобальной цифровизации общества, ни современных тенденций развития рынка недвижимости, особенно в долгосрочной перспективе.
Источник: Мажилис Парламента Республики Казахстан