. Член общественного совета Северо-Казахстанской области Павел Афанасьев раскритиковал доступность судов, акиматов, ЦОНов, автобусов, перекрёстков для инвалидов, сообщает корреспондент Петропавловск.news.
На заседании общественного совета 12 октября рассмотрели реализацию мероприятий, направленных на доступность объектов управленческого, социально-культурного, спортивного назначения для инвалидов. Заместитель руководителя управления координации занятости и социальных программ Татьяна Береская рассказала, что в области проживают около 25 тысяч инвалидов. 917 человек передвигаются на колясках, почти 3,5 тысячи человек страдают нарушением зрения, 1064 живут с нарушением слуха, около 7 тысяч — с поражением опорно-двигательного аппарата. По области только 452 объекта имеют статус «полностью доступны для 4 категорий лиц с инвалидностью».
— Элементами доступа обеспечены 83 социально-значимых объекта, что составляет 53,5% от плана на 2023 год. В этом году в перечень включены 155 объектов. Из них 46 относятся к государственным учреждениям, 14 к объектам здравоохранения, 13 являются объектами социально-культурного и спортивного назначения, 67 учреждений образования, 2 социальной защиты, 13 организаций, предоставляющих услуги населению, — рассказала Татьяна Береская.
Чиновница долго рассказывала, как контролируют доступность объектов инфраструктуры для лиц с инвалидностью, как проводят проверки, как выписывают предписания на устранение нарушений, как штрафуют бюджетные и частные организации.
— В основном все выявленные нарушения касаются обеспечения доступности для маломобильных групп населения — несоответствие входных групп, путей движения, зон оказания услуг, санитарно-бытовых помещений, отсутствие тактильной информации, парковочных мест для транспорта лиц с инвалидностью, — пояснила Татьяна Береская. Информацию, мягко
сказать, раскритиковал член общественного совета Павел Афанасьев.
— Из-за переизбытка цифр замыливается суть. Не видно реального положения рядового человека с инвалидностью. Вроде работа идёт. Проверок много, предписаний много. А толку мало, потому что, на мой взгляд, нет единой государственной политики в этом вопросе. Все находится на уровне собственников. Например, если это частный объект, все вопросы должен решать владелец. Если государственный – директор бюджетной организации. В последнее время видим много критикующих публикаций, замечаний по данному вопросу. Не обеспечены доступностью для инвалидов суды – забаррикадировались, также как Антикор. Построили кучу заборов. Никто не побеспокоился о доступе инвалидов. Инвалид не может подняться в здание суда, — говорит общественник.
По словам Павла Афанасьева, не доступны для граждан органы управления.
— В маслихат как инвалиду зайти, если мы сами с одышкой поднимаемся по центральной лестнице, которая не приспособлена даже для здоровых людей! В городском акимате доступен только первый этаж! Во многих зданиях есть лифты. Они не функционируют. Многие даже удивляются, когда слышат, что таковые имеются. В маслихате есть две боковые лестницы, которые не используют. Лифт сломан, не ремонтируют. В областном акимате 3 лестницы. Все ходят только по одной. Центральный вход для всех закрыт, кроме акима. Почему на это никто не смотрит? Все посетители ходят только через боковой вход. В акимате города есть 2 боковые лестницы. Они тоже не работают. Для кого их строили? Ходят все по одной! Более-менее доступностью для инвалидов обеспечены здания объектов здравоохранения и культуры, — возмущён Павел Афанасьев.
Учреждения образования доступностью для инвалидов обеспечены в меньшей степени.
— Недавно обследовали единственный вуз в регионе. Максимум инвалид может попасть только на первый этаж, как будто выше ходить не должны. Для кого в ЦОНах стоят кнопки тревожного вызова? Они не работают. Устанавливают для отвода глаз, как и подъёмные устройства, которые в основном не функционируют, — продолжает общественник. — Если такое положение в Петропавловске, не сложно представить, что происходит в районах. Одного из депутатов на совещания носят на руках.
Не каждый автобус оснащен подъёмным устройством.
— В соцсетях люди пишут, что водители отказываются применять подъёмное устройство. Ссылаются на то, что оно якобы не работает. Как такое может быть, в новых автобусах! Просто не хотят задерживаться на остановках. Всяческими путями, отговорками начинают от инвалида избавляться и на руках его в салон не заносят, — приводит очередной пример отсутствия доступности для инвалидов Павел Афанасьев. Общественник считает, что виной всему отсутствие политики государства в этом направлении.
— Надо, чтобы со стороны государства были разработаны стандарты, найти механизм. Где-то приказным методом, где-то заинтересовать, — говорит общественник. — Знаю несколько руководителей бюджетных организаций, которые разрабатывали ПСД. Однако на документацию деньги выделяли, а на строительство пандуса нет. Пришли с проверкой и его же оштрафовали. Хотя он об этом сигнализировал в управление образования. Во втором случае совсем деньги не выделили ни на ПСД, ни на сооружение объектов. А штраф получил. Это бюджетная организация, которая содержится за счёт государства. Но штраф директор платил из своей зарплаты.
Павел Афанасьев напомнил также про пандусы, которые построены чуть ли не под прямым углом. Про парковочные места для инвалидов, которых в городе почти нет. Про звуковые перекрёстки, где звук настолько убавлен, что еле слышен даже для здорового человека. Про высоченные бордюры на перекрёстках, которые невозможно преодолеть людям на колясках и с колясками. Про тротуары, которых нет не только в промзонах, но и на центральных магистралях города.
— Со стороны «Севказэнерго» по улице Жамбыла во многих местах нет тротуаров. Либо они закрыты, к примеру, теплотрассой. Приходится выходить на дорогу. По новой улице Жумабаева дорога есть, тротуаров ещё нет. Люди идут по проезжей части. Требования не соблюдают ни при проектировании, ни при строительстве, — высказал своё мнение Павел Афанасьев.
Ольга Вайтович
https://pkzsk.info