Забавные новости порой приходят из столицы «страны коммунальных экспериментов». Еще вчера, в парламенте все, как бы всерьез, были настроены принять «судьбоносные» поправки в некоторые законодательные акты РК. А сегодня мы узнаем, что мажилисмены и сенаторы не пришли по некоторым из них к консенсусу. Возможно, вместе с обильно выпавшим снегом, спала пелена с глаз и наступило внезапное коллективное прозрение. И невероятное стало, наконец, очевидным.
Пришло понимание, что закон в таком виде принимать нельзя: во-первых, сырой, во-вторых деструктивный, ну, и самое главное совершенно бесполезный, потому-что абсолютно бестолковый. Ну, и как можно, в здравом уме и ясном рассудке, обсуждать проект закона, в котором одну из двух предлагаемых нам форм управления – Простые товарищества, по причине разного рода юридических закавычек (предоставление 100% доверенностей) будет практически невозможно реализовать. А вот вторая форма управления – ОСИ, на которую реформаторы поставили «все свои оставшиеся деньги», оказалась совсем не такой, какой нам бы ее хотелось видеть. Оказалось, что она, в силу своей специфической ограниченности, применима только для небольшого количества (15%) избранных домов. А весь вторичный жилой фонд (85%) страны, благодаря грядущим нововведениям, может оказаться в полной Ж и КХ, то есть в позе коровы из фильма «Особенности национальной охоты» — в раскорячке. И вперед нельзя, смысла нет, и назад тоже нельзя, закон не позволяет. Тупик!
Для домов, построенных еще «при царе Горохе», а особенно для тех, в которых квартир «как кот наплакал», принятие нового закона смерти подобно. Для каждого из них отдельное, подомовое содержания своих председателей ОСИ и бухгалтеров, – обременительная обуза, и что самое обидное, — деньги, выброшенные на ветер, которых и так не много.
«Домам со стажем» предлагают сделать на словах свободный, а на деле безальтернативный выбор: между, не для них придуманных, ОСИ и абсолютно никакими ПТ. То есть между теми формами управления, которые они на протяжении 20 лет так упорно обходили, и до сих пор обходят стороной. И не от хорошей жизни, все эти годы упрямо сбиваются в многодомные КСК. Там и денег на порядок больше, и материально-техническая база есть, и организация труда налажена. Другой вопрос, кто и как всем этим распоряжается? Если по-хозяйски, с ведением подомового учета, то таким КСК цены нет. Если же там «крысятничают», принимая общедомовые деньги за часть своего семейного бюджета, то руководителей таких КСК надо гнать в шею. И чем скорее, тем лучше.
А вот для элитных, многоквартирных жилых комплексов новый закон вроде бы, как подходящий. Можно и собственные однодомные КСК (ОСИ) создать, благо денег предостаточно, и движение денежных потоков взять под свой контроль. Если бы не «одно большое, НО». Под «одним большим, НО» я подразумеваю постоянное «ненавязчивое» и незримое присутствие интересов и возможностей застройщика.
Скажите, кто «его всемогуществу» помешает, после изменения коммунальных правил, штамповать свои ручные ОСИ, точно так же, как он до этого штамповал свои ручные КСК и ТОО. Не зря я упомянул о его возможностях. Их у него, как и рычагов влияния и давления, превеликое множество. А кто узнает, что эти ОСИ его ручные, и что могут противопоставить его интересам и возможностям в основной своей массе инертным, разобщенным и юридически безграмотным жильцам? Никто, или почти никто. Опять тупик!
Авторы «судьбоносных нагромождений» в законе, вместо того, чтобы убрать все преграды и препоны, мешающие нормальной работе, наоборот, нагородили их еще больше. И почему-то они решили, что контроль спасет мир. Конечно, контроль никогда не помешает. Но когда денег «с гулькин нос», а контролеров «хоть пруд пруди» — это уже не работа, это форменное насмехательство над ней. Ладно бы мелкие ОСИ, там контролировать нечего. А как, прикажете контролировать крупные управляющие компании, которые, в конце концов, останутся доминирующей формой управления на расчищенном от КСК коммунальном рынке. Ведь, кто бы, что не говорил, и как бы не расписывал преимущества новых (недо) форм управлений ОСИ и ПТ, все равно все дороги ведут в УК. Здесь без вариантов. А те, недолго думая, пошлют любого, кто придет к ним с проверкой или за отчетами, даже имени не спросят. Очередной тупик!
И еще одна больная тема ЖКХ — это отсутствие профессиональных руководителей. Нет их у нас, и все тут. В мелкие КСК, ОСИ и ПТ на мизерные оклады грамотные, уважающие себя специалисты, не идут. А какой спрос с теть Маш и дядь Петь. Каков поп – таков и приход. Я уже не говорю о том, что избавится от них или уйти домом из-под их опеки — это то же самое, что пройти семь кругов ада. А всего-то надо было сделать и притом очень давно: повысить (ужесточить) их ответственность и упростить (облегчить) их сменяемость. А все остальное народ сам доделает!
И что у нас в сухом остатке?
Действующий закон не совершенен. Предлагаемые поправки делают его еще хуже, а самое главное абсолютно ничего не решают. То, что сейчас происходит в стране, я бы назвал — подготовкой к торжественному вступлению в мифическое «светлое будущее» через полное разрушение нормального настоящего. Разворачивается компания по уничтожению фундамента, на котором стоит почти все ЖКХ. По крайней мере, весь его вторичный жилой фонд. Существуют незыблемые законы экономики, и их надо придерживаться. Чтобы ЖКХ нормально функционировало, нужны деньги и крепко стоящие на ногах хозяйства. Плодить заведомо недееспособные предприятия – это глупо и нецелесообразно. Уничтожать хорошо работающие кооперативы, чтобы создать недееспособные – это преступление!
Вместо того, чтобы из бочки меда аккуратно извлечь небольшую ложку дегтя, нам предлагают заменить эту бочку на другую, а если быть точнее, на тысячу миниатюрных бочонков, в которых имеются свои маленькие ложечки дегтя. Народная мудрость гласит, а народ зря советовать не станет: «не пили сук, на котором сидишь», а если все-таки вздумал, то хотя бы «соломку подстели».
Председатель ПКСК «Самал»
Е.Бисембаев