Жилищная реформа в Шымкенте и Туркестане
Жилищная реформа в г. Шымкент ничем не отличается от других регионов РК, как говорится в крылатой фразе «все побежали, и я побежал», так и здесь все «рисуют» и мы не отстаем.
Время идет, сроки поджимают, осталось всего 3 месяца до 1 июля 2022 года, и только сейчас динамика начинает прорисовываться.
Начали наконец сотрудничать с местными исполнительными органами (далее: МИО) в части осуществления совместной деятельности по проведению пояснительной работы среди населения. Нас начали слышать, проводить круглые столы с представителями сервисных услуг и экспертным сообществом, ну и непосредственно с нами – представителем комитета по реформирования жилищного законодательства РК по южному региону.
Хотелось бы отметить роль МИО г. Туркестан в лице акимата города, отдела жилищных отношений и жилищной инспекции, которые оказывают содействие в проведении круглых столов, встреч и собрания с населением. Одна из последних встреч в формате круглого стола была проведена в стенах отдела, где присутствовали представители энергопередающей компании ТОО «Энергопоток», субъектами сервисных услуг, лифтовых компаний, застройщиками, которые по совместительству являются собственниками нежилых помещений на первых этажах МЖД, а также я, как представитель комитета по жилищной реформе в нашем регионе. Были затронуты проблемы коммунальной отрасли, такие как общедомовые нужды, оказание услуг по управлению и содержанию общего имущества, механизмы заключения договоров вновь созданных форм управления с субъектами как сервисных так, и коммунальных услуг, затрагивающих общее имущество.
В Туркестане есть дома, состоящие из 2-х подъездов, где один подъезд выдан через ипотеку, а другой по социальной программе без выкупа, также как есть подъезды, где присутствуют обе категории. Поэтому были подняты вопросы по проведению пояснительной работы среди категории жителей, которые получили жилье по социальной программе без дальнейшего выкупа, вопросы по лифтам, домофонам и т.д.
По итогам встреч с населением, проведенным собраниям, круглым столам, ощутимые результаты есть, и я, как специалист склонен к мысли, что в Туркестане реформа пойдет.
Немного иная ситуация в Шымкенте. Город, как никак, третий мегаполис РК, республиканского значения, количество МЖД намного больше, очень много новых строений.
МИО, также, как и акиматы города и районов, управления жилья, жилищной инспекции, отдела строительства, департамент юстиции нацелены на продвижение жилищной реформы. Но есть и вторая сторона, а именно, если вернуться назад в историю: когда-то г. Шымкент был городом областного значения.
В 1996-1997 годах, когда по всей стране уже начали создавать КСК, у нас организовать КСК не получилось, хотя пытались. В 2007 -2008 г были созданы жилищно-эксплуатационное управление (ЖЭУ), которые просуществовали не долго, всего 1,5 года. И вот на смену несостоявшимся КСК, ЖЭУ и т.д пришли две новые формы управления, на которые местное население смотрит с опаской.
⃰Для справки: Шымкент почти единственный город, где не прижилась система КСК, от слова совсем. И мы связываем это с совокупностью нижеследующих факторов:
- Нехватка кадров. Мы неоднократно поднимали вопрос об увеличении кадрового состава жилищной инспекции, 5-6 человек на такой большой город недостаточно, могу объяснить почему. Зачастую жилищная инспекция перекладывают свою работу на районные акиматы (по закону эта деятельность входит в обязанности жилинспекции), которые в большинстве случаев не особо и разбираются, и в основном, крайне загружены своей операционной деятельностью, хотя я склонен к мысли, что все это из-за опять же ничтожно малого количества сотрудников.
- Недостаточная информированность, отсутствие обучающих материалов.
- Отсутствие четкого механизма взаимодействия между МИО, уполномоченных органов, экспертного сообщества, управляющего и сервисного сообщества, финансовых институтов, банков.
- Отсутствие работы с непосредственно собственниками жилых и нежилых помещений.
Хотелось бы отметить, что, проведя мониторинг ситуации в других регионах, пересмотрев свою оценку в нашей области — «лед тронулся», и динамика набирает обороты.
Мы периодически встречаемся и проводим круглые столы с разными участниками рынка. Именно сегодня 31.03.2022 в наших городах была проведена встреча с участием руководства ТОО «Энергопоток», ТОО «Онтустик Жарык», биллинговой компанией Омега XXI, лифтовых и домофонных компании и нас. Инициатива пошла от поставщиков услуг, что само по себе радует и говорит о том, что мы хотим навести порядок и соответствовать всем нормам закона.
На что хотелось бы надеяться?
Надеемся на то, что благодаря нашей взаимной работе мы добьемся общей цели, и это приведет к формированию целого ряда положительных изменений, и в первую очередь появится ответственность собственников за свой дом, за общедомовое имущество, у них появится понимание как взаимодействовать с управляющими и сервисными организациями, где чьи границы ответственности. Жильцы, пусть и не сразу, но постепенно начнут отходить от мысли, что за них это сделает кто–то другой в лице госорганов (акимат, жилинспекция, сервисные организации и т.д.)
Представитель жилищного комитета
ОЮЛ НАК РК, ЮКО Исмаилов Ж.Р.