Выработки критериев граждан, нуждающихся в жилище


Из концепции
проекта Закона Республики Казахстан
«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам реформирования
жилищной политики»

 

Основы обеспечения жильем граждан Республики Казахстан, нуждающихся в жилище регламентированы в п. 2 статьи 25 Конституции, которая закрепляет: «В Республике Казахстан создаются условия для обеспечения граждан жильем. Указанным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилье, оно предоставляется за доступную плату из государственных жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами».

Конституционная норма, предусмотренная во втором предложении процитированного пункта 2 статьи 25 Конституции, строго определяет круг субъектов, которым жилье предоставляется из государственных жилищных фондов. К таким субъектам относятся определенные законом категории граждан, нуждающихся в жилье. В комментарии к рассматриваемой норме Конституции указано, что «В соответствии с действующим законодательством Республики государственное обеспечение граждан жильем осуществляется исключительно в отношении лиц, нуждающихся в соответствующих поддержке и помощи, в улучшении жилищных условий малообеспеченных семей (граждан), а также отдельных категорий граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий». То есть конституционная обязанность государства обеспечивать граждан жильем установлена не перед всеми гражданами Республики Казахстан, а только перед лицами, одновременно соответствующими двум критериям:

  • относятся к категориям граждан, исчерпывающий перечень которых установлен статьей 67 Закона о жилищных отношениях (инвалиды и участники Великой Отечественной войны; дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей; многодетные матери и многодетные семьи при условии соответствия размера их совокупного среднемесячного дохода законодательно установленным требованиям; социально уязвимые слои населения при условии соответствия размера их совокупного среднемесячного дохода законодательно установленным требованиям; государственные служащие, работники бюджетных организаций, военнослужащие, кандидаты в космонавты, космонавты, сотрудники специальных государственных органов и лица, занимающие государственные выборные должности; граждане РК, единственное жилище которых признано аварийным);
  • нуждаются в жилье.

Так, необходимыми условиями предоставления жилища из государственного жилищного фонда является нуждаемость в жилье, определяемая в соответствии с нормами статьи 69 Закона о жилищных отношениях. В частности, основаниями признания граждан РК нуждающимися в жилище из государственного жилищного фонда является:

1) отсутствие у них жилища на праве собственности на территории Республики Казахстан при постановке на учет и на момент предоставления жилища из коммунального жилищного фонда или жилищного фонда государственного предприятия;

2) отсутствие у них жилища на праве собственности в данном населенном пункте при постановке на учет и на момент предоставления жилища из жилищного фонда государственного учреждения;

3) отсутствие у них предоставленного арендного жилища без права выкупа;

4) жилище, в котором они проживают, не отвечает установленным санитарно-эпидемиологическим и техническим требованиям;

5) в смежных, неизолированных жилых помещениях проживают две и более семей;

6) в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний (по списку заболеваний, утвержденному Правительством Республики Казахстан), при которых совместное проживание с ними в одном помещении (квартире) становится невозможным.

При этом, гражданин (вместе с супругом и несовершеннолетними детьми) вправе иметь в данном населенном пункте только одно жилище из государственного жилищного фонда или жилище, арендованное МИО в частном жилищном фонде, кроме случаев, когда каждый из супругов имел такое жилище до вступления в брак (статья 70 Закона о жилищных отношениях).

В Республике Казахстан порядок обеспечения социальным жильем граждан, нуждающихся в жилище, осуществляется в соответствии с Законами о жилищных отношениях, «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» (далее – Закон о местном госуправлении), «О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий» и другими нормативными правовыми актами.

Необходимо порядок обеспечения социальным жильем усовершенствовать и сделать его прозрачным, эффективным, предупредить коррупционные риски.

Проблемные вопросы по обеспечению социальным жильем освещались в СМИ. В частности, отмечалось, что по данным проведенного ОО «Казпотребнадзор» исследования по уровню доступности в Казахстане социального жилья, составлен антирейтинг регионов страны. Самое недоступное социальное жилье в столице. Выделяются следующие факторы, которые не могут переломить даже высокие темпы строительства. 1-ый фактор — высокая динамика роста численности населения столицы, 2-ой — большое количество государственных служащих, претендующих на получение льготного жилья, 3-ий — сравнительно высокая правовая грамотность жителей столицы и их осведомленность о возможности получения жилплощади на льготных условиях. Сообщается, что проблемная ситуация с доступностью социального жилья имеется во всех западных областях. В Атырауской, Западно-Казахстанской и Актюбинской областях примерно каждая десятая семья состоит в списке на получение социального жилья. Далее в рейтинге располагаются преимущественно области, относящиеся к северному и центральному регионам: Костанайская, Павлодарская, Акмолинская, Северо-Казахстанская и Карагандинская. «Относительно благоприятную ситуацию с обеспечением нуждающегося населения жильем из государственного жилищного фонда в указанных областях можно во многом объяснить характером демографических процессов в них. Здесь наблюдается сравнительно низкая рождаемость и устойчивый отток населения в Россию, в связи с чем количество очередников заметно снижается», — говорится со ссылкой на заключение ОО «Казпотребнадзор». При этом наиболее устойчивые позиции в антирейтинге заняли области, относящиеся к южному региону, а также Алматы. Также в исследовании ОО «Казпотребнадзор» указывалось, что в указанных регионах в очередях состоит в несколько раз меньшая доля жителей, чем в столице. По всей видимости, это связано с большой долей сельского населения, а также административными препонами при постановке в очередь на получение социального жилья.

Тем самым, наличие разветвленной структуры очередности по различным категориям населения, а также специфика правоприменительной практики МИО на местах не отвечают критериям прозрачности и достаточной эффективности в разрешении вопросов обеспечения нуждающегося населения жильем.

Президент Республики Казахстан К.К. Токаев в своем Послании народу от 2 сентября 2019 года и от 1 сентября 2020 года и предвыборной программе обратил внимание на необходимость обеспечения жильем нуждающихся граждан, что поставило задачу перед Правительством по объединению программ в сфере жилищной политики в программу «Нұрлы жер» и, в целом, по совершенствованию жилищной политики и законодательства.

Правительству до конца года поручено создать единую национальную систему учета очередников на арендное жилье, а также на получение льготных жилищных займов по программе «Бақытты отбасы». Очередность ежегодно увеличивается на 50 тыс. человек, при вводе социального жилья на 20 тыс. семей. В этой связи, по программе «Нұрлы жер» предусматривается введение градационной системы обеспечения жильем граждан в зависимости от их возможностей и статуса.

В ходе брифинга на площадке Правительства Министр индустрии и инфраструктурного развития Бейбут Атамкулов рассказал об условиях новой жилищной программы «5-10-20» и обозначил условия предоставления жилья не по категориям граждан, а в зависимости от фактических доходов. Граждане с низкими доходами до 1-го прожиточного минимума ( 32,7 тыс. тг) на каждого члена семьи получат арендное жилье. Граждане, имеющие доход до 2-х прожиточных минимумов ( 65,3 тыс. тенге) на каждого члена семьи, будут иметь возможность получить жилье под 2% («2-10-20», Бакытты отбасы). Граждане, имеющие доход до 3,1 прожиточных минимумов ( 101,3 тыс. тг) на каждого члена семьи, получат жилье по новой программе «5-10-20». Граждане, имеющие доход свыше 3,1 прожиточных минимумов на каждого члена семьи, будут участвовать в программах банков второго  уровня.

Банк, обладающий статусом НИР, будет распределять жилье в первую очередь среди граждан из единой республиканской электронной базы очередников, в зависимости от регионального объема вводимого в эксплуатацию жилья с учетом уровня дохода по Лестнице доступности жилья.

При распределении жилья будут применяться механизмы, предусмотренные программой «Нұрлы жер».

Участники единой республиканской электронной базы очередников, состоящие на учете нуждающихся в жилье, чей доход не превышает 1 Прожиточный минимум, могут претендовать в порядке очереди на арендное жилье.

В предлагаемой модели предусматривается ряд изменений в законодательство по определению категории граждан, нуждающихся в жилье, а также социально уязвимых слоев населения.

В частности, предлагаются изменения в статью 69 Закона о жилищных отношениях:

  1. Совершеннолетние граждане Республики Казахстан, признаются нуждающимися в жилище, если:

1) они не имеют жилища на праве собственности на территории Республики Казахстан в течение последних пяти лет при постановке на учет в базу ЦОЖ

2) они не имеют жилища на праве собственности в данном населенном пункте при постановке на учет и на момент предоставления жилища из жилищного фонда государственного предприятия;

3) они не имеют жилища на праве собственности в данном населенном пункте при постановке на учет и на момент предоставления жилища из жилищного фонда государственного учреждения;

4) они не имеют предоставленного арендного жилища из коммунального жилищного фонда;

5) единственное жилище которых признано аварийным в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан;

6) жилище, в котором они проживают, не отвечает установленным санитарно-эпидемиологическим и техническим требованиям;

7) в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний (по списку заболеваний, утвержденному Правительством Республики Казахстан), при которых совместное проживание с ними в одном помещении (квартире) становится невозможным.

  1. Требование о достижении совершеннолетнего возраста не распространяются на следующих граждан:

1) инвалиды 1 и 2 групп;

2) лица, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, перечисленных в списке заболеваний, утверждаемом Правительством Республики Казахстан;

3) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не достигшие двадцати девяти лет, потерявшие родителей до совершеннолетия. При призыве таких лиц на воинскую службу возраст продлевается на срок прохождения срочной воинской службы;

Законные представители детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, обязаны в течение шести месяцев со дня поступления детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в организацию образования, медицинскую или другую организацию, или со дня определения таких детей под опеку или попечительство либо со дня заключения договора с патронатным воспитателем поставить ребенка на учет для получения жилища в Банк, обладающего статусом НИР.

Вместе с тем, полагаем, что с точки зрения юридической техники и частоты правовой регламентации необходимо требование о том, что достижение совершеннолетнего возраста не распространяются на определенную категорию граждан закрепить в статье 69 Закона о жилищных отношениях, исключив фрагментарность регламентации.

Граждане, включенные в базу ЦОЖ, чей доход не превышает одного прожиточного минимума, могут претендовать в порядке очереди на арендное жилье из частного и коммунального жилищного фонда.

При повышении уровня дохода у граждан, включенных в базу ЦОЖ и получивших арендное жилье из частного жилищного фонда, сохраняется возможность участвовать в распределении кредитного жилья. В случае получения жилья из коммунального жилищного фонда, с правом выкупа, при повышении уровня доходов, очередник исключается из базы ЦОЖ.

Согласно предлагаемой модели в базу ЦОЖ будут включены совершеннолетние граждане Республики Казахстан, не имеющие жилье на территории республики в течение 5-ти прошедших лет и подавшие заявку на их включение, вне зависимости от принадлежности к категориям (государственные служащие, многодетные семьи, неполные семьи и т.д.), а также несовершеннолетние граждане:

1) инвалиды 1 и 2 групп;

2) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не достигшие двадцати девяти лет, потерявшие родителей до совершеннолетия. При призыве таких лиц на воинскую службу возраст продлевается на срок прохождения срочной воинской службы;

3) лица, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, перечисленных в списке заболеваний, утверждаемом Правительством Республики Казахстан.

Следует подчеркнуть, что данная категория граждан будет иметь преференции в виде дополнительных баллов, присуждаемых ввиду социальной уязвимости. В частности, реализация кредитного жилья МИО с применением балльной системы будет осуществляться Банком, обладающего статусом НИР, с учетом дополнительных баллов у очередников из социально-уязвимых слоев населения (инвалиды).

Инвалиды и дети-сироты при заявке на арендное социальное жилье будут иметь преимущество по дате постановки, так как постановка на учет будет осуществляться еще до их совершенолетия. Разработанные критерии понятия «нуждающийся в жилье», позволят учесть потребности социально-уязвимых слоев населения.

https://legalacts.egov.kz

> При использовании материалов сайта обязательно наличие гиперссылки c указанием источника gkhsp.kz.
> Ответственность за содержание рекламы и объявлений несет рекламодатель.
> Опубликованные материалы не обязательно отражают точку зрения редакции.
> За достоверность авторских статей ответственность несет автор.

подписка на БюллетеньПОДПИШИТЕСЬ НА «БЮЛЛЕТЕНЬ СОБСТВЕННИКА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ ЖКХ» И ПОЛУЧИТЕ ВОЗМОЖНОСТЬ:
> ИМЕТЬ ПОЛНЫЙ ДОСТУП КО ВСЕМ МАТЕРИАЛАМ САЙТА
> ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ ЭКСПЕРТАМ ЖКХ И ПОЛУЧАТЬ КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ ОТВЕТЫ
> ПОЛУЧАТЬ ПОМОЩЬ В РЕГЛАМЕНТАЦИИ ПРОЦЕССОВ В КСК
> ПОЛУЧАТЬ НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ