
В Государственном классификаторе организационно – правовых форм хозяйствования №12 от 04.05.1999 г., было прописано, что «Потребительский кооператив (37) в интересах его участников (пайщиков) осуществляет заготовительную, торговую, производственную, посредническую и иную деятельность, не запрещённую законом, содействует развитию социально-бытовой инфраструктуры, ведет благотворительную деятельность, участвует в международном кооперативном движении.
Потребительский кооператив может существовать и как самостоятельная организационно-правовая форма юридического лица (кооперативы собственников квартир, дачные, жилищно-строительные, гаражные и другие кооперативы), и в форме потребительского общества (сельского, поселкового, районного, городского и др.), представляющего форму объединения потребительских обществ».
Законом Республики Казахстан от 29 июня 2023 года № 13-VIII ЗРК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования оборота сжиженного газа и жилищно-коммунального хозяйства», внесено изменение в Закон Республики Казахстан от 26 декабря 2019 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам жилищно-коммунального хозяйства» (пункт 4 статьи 1), исключено требование о сроках деятельности КСК, ПКСК. Таким образом, деятельность этих форм управления в настоящее время законна.
❓ Исходя из вышеизложенного, прошу дать разъяснения:
- О правомочности применения ПКСК, КСК положения статьи 289 Налогового кодекса РК при сдаче налоговой отчетности за 2023 год по ф.100?
ОТВЕТ Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан

Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан, рассмотрев обращение, поступившее в единую платформу приема и обработки обращений «E-otinіsh» от 4 февраля 2024 года № ЗТ-2024-03058405, сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 289 Кодекса Республики Казахстан о «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) некоммерческой организацией признается организация, зарегистрированная в форме, установленной гражданским законодательством Республики Казахстан для некоммерческой организации, за исключением акционерных обществ, учреждений и потребительских кооперативов, кроме объединений собственников имущества многоквартирного жилого дома, которая осуществляет деятельность в общественных интересах и соответствует следующим условиям:
1) не имеет цели извлечения дохода в качестве такового;
2) не распределяет полученный чистый доход или имущество между участниками.
Пунктом 2 статьи 289 Налогового кодекса определены доходы некоммерческой организации, подлежащие исключению из совокупного годового дохода.
Согласно пункту 3 статьи 289 Налогового кодекса доходы некоммерческой организации, не указанные в пункте 2 данной статьи, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.
Положением статьи 1 Закона Республики Казахстан «О потребительском кооперативе» (далее — Закон) определено, что потребительский кооператив – добровольное объединение граждан на основе членства для удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных (паевых) взносов.
Статьей 6 Закона определено, что потребительский кооператив является юридическим лицом.
Таким образом, учитывая, что в целях налогообложения потребительский кооператив не признается некоммерческой организацией, соответственно налогообложение деятельности такого кооператива осуществляется в соответствии с общими требованиями налогового законодательства. Вместе с тем при составлении декларации по корпоративному подоходному налогу (форма 100.00) положения статьи 289 Налогового кодекса потребительским кооперативом не применимы.
Обращаем внимание, что данное разъяснение основано на изложенной в запросе информации. В случае наличия каких- либо изменений информации и возникновения новых фактов, указанное разъяснение не подлежит применению, так как налоговые обязательства подлежат определению с учетом таких изменений и фактических обстоятельств.
В соответствии с подпунктом 5) пункта 2 статьи 22 АППК Вы вправе обжаловать принятое решение (административный акт) либо административное действие (бездействие) должностных лиц в порядке, предусмотренном статьей 91 АППК.
Директор Департамента методологии
Комитета государственных доходов
Министерства финансов РК А. Джетибаева