
Жители Атырау стали чаще опаздывать на работу, езда на общественном транспорте в часы пик иной раз просто изматывает, ведь из-за масштабной модернизации автодорог маршруты перестроены. Городские власти призвали горожан проявить терпение и выдержку. Ведь это временные трудности.
Новые летние мокасины, как бы их не было жалко, пришлось протестировать на предмет устойчивости и выносливости к одновременному комбинированному воздействию мелкой песчано-гравийной смеси, щебня, асфальта и битума. О том, как выполняются ремонтные работы — в нашем репортаже.
Нервничаем, но ждем
Дорожно-ремонтные работы активно ведутся на центральных улицах областного центра, что заметно осложнило движение автотранспорта. Утром и вечером на дорогах сплошные заторы и пробки, особенно на проспектах Азаттык, Сатпаева, Ауэзова. В настоящее время средний ремонт — на улицах Жарбосынова, Махамбета, Молдагуловой, Гагарина, Ерниязова, Сатыбалдиева и Бигельдинова. Капитальным ремонтом охвачены городские участки автотрасс Атырау – Астрахань, Атырау – Индер и участки дорог по ул. Жастар в сторону с. Еркинкала, и по ул. Шамелова.
Step by step на Жарбосынова
Жаркое летнее солнце, гул дорожно-строительной техники, крики рабочих, едкий запах битума и горячего асфальта — вот что можно наблюдать на центральных улицах города в эти июньские дни. На ул. Жарбосынова, в отрезке от ул. Ерниязова до ул. Тайманова, в самом разгаре идут дорожные работы. На этой локации ударно трудились дорожники из подрядной организации ТОО «КазСервисГрупп». Они подсказали, чтобы разузнать о ходе ремонтных работ, надо было найти мастера участка. И пришлось проковылять от пересечения с проспектом Тайманова, мимо автостоянки ТЦ Baizaar и дойти до пересечения с ул. Кабдрахмана Ерниязова.
Руководитель проекта ТОО «КазСервисГрупп» Асылбек Кабдешев рассказал, что их дорожно-строительная компания проводит средний ремонт по ул. Жарбосынова. Дорожные работы на отрезке между улицами Курмангазы и Ерниязова взяли старт с 1 апреля. На этом участке улицы длиной 800 метров средний ремонт недавно был окончен, и движение автотранспорта по нему открылось. В целом эту улицу общей протяженностью 2,2 км от ул. Курмангазы до ул. Айтеке би планируется охватить целиком средним ремонтом в течение этого года. Как пояснил Асылбек Кабдешев, первоначально в проект была заложена укладка тротуаров по обеим сторонам улицы. Однако заказчик (городской отдел пассажирского транспорта и автодорог) решил внести изменения в данный проект, и теперь тротуары прокладывают только по правую сторону дороги, если начало улицы считать со стороны ул. Курмангазы. А вот с левой стороны дороги ведется установка дренажных лотков, как открытого, так и закрытого типа. По идее дренажные лотки должны быть по обеим сторонам дороги, но с правой стороны, где прокладывается тротуар, как оказалось, под землей лежит силовой электрический кабель. Средств на перенос инженерных сетей в проекте не заложено, потому что это не капитальный ремонт или реконструкция, предполагающая такого рода затраты. Толщина нового дорожного покрытия — 11 см, при этом 6 см – это толщина нижнего слоя, а 5 см – верхнего. Кладут сюда щебеночно-мастичный асфальтобетон. В планах закончить ремонт на участке на пересечении между улицами Ерниязова и Тайманова к 15 июня. Затем работы должны были продолжены в отрезке от ул. Тайманова до ул. Молдагулова. Асылбек показал и рассказал, как укладываются дренажные лотки и прокладываются тротуары с брусчаткой, а также технику, задействованную в работе. На момент посещения один слой асфальта на дороге был уже уложен.

Улица превращается… в элегантный бульвар!
Следующий объект, где ведутся ремонтные работы, — проспект Сатпаева. Асфальт кладет подрядная организация ТОО «Атырауинжстрой –АИС». Работы здесь, как и на других улицах, в самом разгаре. Исходящий жар и едкий запах горячего асфальта вкупе с палящим солнцем создает ощущение того, что ты на миг заходишь в сауну под открытым небом. И понимаешь: дорожники просто так хлеб не едят. Их труд, как и любой, ответствен и непрост, с раннего утра до позднего вечера в летнюю жару укладывать тяжеленные бордюры, прокладывать тротуары, ровно стелить горячий асфальт, пусть даже с помощью спецтехники, чтобы ровно и точно, слой за слоем, и ни сантиметра больше. Иначе всё пойдет вкривь и вкось, ведь технологию надо соблюдать обязательно.
По информации пресс-службы дорожно-строительной компании «Атырауинжстрой-АИС», проект рассчитан на 2025-2026 годы и охватывает не только проезжую часть, но и прилегающие территории, включая улицы Байтурсынова и Студенческую. Проект включает четыре участка: от моста через реку Урал до Дома быта, от Дома быта до улицы Курмангазы; улица Байтурсынова (от Сатпаева до резиденции); улица Студенческая. Ключевая идея концепции — создание современного городского бульвара, сочетающего транспортную функцию с комфортной прогулочной средой. И это будет не просто ремонт проезжей части, а комплексное переосмысление пространства: с акцентом на пешеходов, зелёные зоны и общественные пространства. Предусмотрена укладка нового асфальта с частичной заменой поврежденных бордюров и арычных лотков; мощение тротуаров и площадок брусчаткой; масштабное озеленение деревьями, клумбами, кустарниками и газонами; установка пяти фонтанов, скульптур, детских и спортивных площадок, десятков элементов городской мебели; замена освещения, устройство велодорожек, прокладка системы автополива.
— Улица перестаёт быть просто «дорогой для машин» и превращается в городской бульвар, где важны люди, зелень, прогулки и визуальная эстетика. Все это делает улицу многофункциональной и «живой», — говорит начальник управления планирования и учета ТОО «Атырауинжстрой-АИС» Николай Фомин.
Движение полностью не перекроют
Дорожные работы ведутся и на других основных транспортных артериях города. Средним ремонтом, как сказано выше, охвачены пр-т Азаттык, улицы Махамбета и Молдагуловой. Здесь задействованы силы подрядной организации ТОО «ДостықСпецТранс». Начальник производственно-технического отдела компании «ДостықСпецТранс» Жаксыбек Калниязов отметил: по пр-ту Азаттык будет отремонтировано 2,4 км дорог, по ул. Махамбета – 2,7 км и по ул. Молдагуловой – 2,4 км. На пр-те Азаттык отремонтируют участок дороги от пересечения с проспектом Ауэзова до ул. Абая (до кольцевой), на ул. Махамбета от пересечения с проспектом Азаттык до проспекта султана Бейбарыса, на ул. Молдагуловой от ул. Бауыржана Момышулы до ул. Бергалиева (объездной дороги) в старом городе. Работы стартовали с апреля, начиная с мобилизации материально-технических ресурсов дорожно-строительной компании. Был закуплен, привезен и смонтирован в городе собственный асфальтобетонный завод. В планах заасфальтировать указанные улицы к началу нового учебного года.
Представитель компании сказал: после укладки нижнего слоя асфальта по пр-ту Азаттык от пр-та Ауэзова до пересечения с ул. Атамбаева (850 м) к концу июня, возможно, эта улица будет открыта для проезда, чтобы не создавать излишних заторов на дорогах. На нее нанесут временную дорожную разметку. Порой дорожникам приходится ждать коммунальные службы, когда те прокладывают и меняют инженерные коммуникации, из-за чего снижаются темпы проведения дорожных работ. Как пояснил Калниязов, следующий участок работ по пр-ту Азаттык, от торгового центра «Агила» до кольцевой по ул. Абая.
Что касается ул. Махамбета, то это отрезок от ул. Абая до автозаправки «Гелиос» и пересечения с ул. Сырыма Датова. И только в последнюю очередь будет отремонтировано так называемое «горло» или треугольник — от Атамбаева до торгового центра «Агила» по пр. Азаттык и по ул. Махамбета от пересечения с ул. Сырыма Датова до пр-та Азаттык. Это самый сложный участок в плане движения автотранспорта, и все работы будут согласованы с заказчиком – горакиматом и органами полиции. Но движение для транспорта не будет закрываться полностью, так как это — центральная артерия города, и в любом случае будут найдены варианты для движения машин.
Тротуары же по проспекту Азаттык пока будут уложены пока на одной стороне. Жители уже видят и ходят по аккуратно уложенной разноцветной брусчатке от ул. Абая до ТЦ «Агила». Если финансирование работ увеличат, новая брусчатка, возможно, появится и на противоположной стороне улицы.
Тимур КАЗИЕВ