
СИТУАЦИЯ: Для чего вообще существует орган «Жилищная инспекция», если собственники и так вынуждены сами инициировать суды, заказывать аудит и собирать на это деньги? Да, по закону в каждой УК, ОСИ или КСК должен быть ревизор или ревизионная комиссия, но на практике их работа часто ничего не значит. Чтобы подать в суд на неправомерные действия председателя или управляющей организации, требуется аудиторское заключение — а это недешёвое удовольствие. Причём если аудитор не зайдёт вместе с адвокатом, его просто могут не допустить до проверки. Сколько же средств должны собрать жители, чтобы обеспечить такой процесс? Ведь именно в функции Жилищной инспекции входит контроль за соблюдением законодательства в сфере ЖКХ, в том числе ради обеспечения безопасности и нормального функционирования жилых домов.
АНАЛИЗ СИТУАЦИИ: Государство как бы отстранилось, создав иллюзию самоуправления. Формально собственники теперь «владеют, управляют и несут ответственность», но при этом им не дали ни механизмов, ни ресурсов, ни реального рычага контроля. Ревизоры и ревизионные комиссии часто фиктивны или неактивны.
Это факт. Полноценная аудиторская проверка стоит десятки или сотни тысяч тенге. И чтобы инициировать её, нужно собрать собрание, набрать кворум, оплатить аудитора, а потом ещё и юриста — всё это на деньги жильцов, которые и так не хотят платить даже за текущие нужды.
Однако, согласно поправкам 2025 года в Закон РК «О жилищных отношениях», полномочия жилищной инспекции были расширены и теперь включают контроль за деятельностью всех форм управления многоквартирными домами — ОСИ, КСК и управляющих компаний.
Инспекция уполномочена проверять, открыты ли отдельные счета на каждый дом, используются ли типовые уставы, осуществляется ли своевременная и прозрачная отчетность перед собственниками, а также соблюдаются ли технические нормы содержания и обслуживания жилых зданий.
Жилищная инспекция имеет право инициировать проверки и требовать устранения выявленных нарушений.
В её полномочия также входит создание и ведение единого электронного реестра всех субъектов управления — ОСИ, КСК, управляющих компаний и других.
Цель реестра — обеспечить прозрачность и открытый доступ к информации о структуре управления каждым домом, уровне цифровизации, наличии отдельных счетов и отчетности. Инспекция контролирует актуальность и достоверность данных, размещённых в реестре.
С 2026 года ОСИ и КСК обязаны действовать на основании типовых уставов, а жилищная инспекция проверяет соответствие их фактической деятельности этим уставам. Она также обязана реагировать на обращения граждан и принимать конкретные меры, включая:
- выдачу предписаний;
- наложение административных штрафов;
- содействие в инициировании общих собраний собственников.
Кроме того, инспекция участвует в реализации программ модернизации жилищного фонда, оказывает методическую поддержку субъектам управления и осуществляет контроль за равным доступом к программам.
Но по факту, как показала практика во многих городах жилищная инспекция часто отписывается, что «это внутренние дела собственников», не имеет реальных механизмов влияния без жалоб и решений суда, не заходит в дома без согласия управляющего или ОСИ, даже если нарушения очевидны, боится вмешиваться, особенно если речь о больших УК или аффилированных с акиматом структурах.
Резюмируя, можно сказать, что поправки 2025 года наделили жилищную инспекцию не только контрольными функциями, но и задачами по развитию системы управления многоквартирными жилыми домами, обеспечению прозрачности, защите прав собственников, а также разрешению спорных вопросов между собственниками и управляющими, выстраивая между ними мостик понимания. При этом остаётся надежда, что специалисты и руководители жилищных инспекций городов и населенных пунктов на местах будут квалифицированными и ответственно подходить своей работе.
Руководитель УЦ «GHKH-INFO» Алия БОГАЕВА