Опыт этой огромной страны интересен смелым заимствованием экономически выгодных практик Запада в управлении совместными домовладениями и сочетанием таких практик с национальной политикой и интересами. Так, в 1994 году было издано и реализовано Решение Государственного совета об углублении реформы городской жилищной системы, и система жилищных сбережений начала формироваться. Это послужило началом строительства коммерческого жилья (совместных домовладений).
Экономически доступное жилье относится к коммерческому жилью социального обеспечения, которое финансируется правительством Китая и имеет как экономические характеристики, так и характеристики применимости. После того, как в 1998 году Китай начал коммерциализировать жилье, семьям с низким и средним доходом его стали продавать по установленной государством цене и по принципу гарантированной минимальной прибыли. Это означает, что цена на жилье является умеренной по сравнению с рыночной, но не снижает стандарты строительства. Главное — эффект использования жилья, а не стандарты строительства, то есть цель — экономическая доступность и безопасность. Стоимость невысока, площадь квартир небольшая, а окружающая среда комфортна и красива.
Экономически доступное жилье — это политическая мера, принятая правительством Китайской Народной Республики для решения жилищной проблемы для людей с невысокими доходами.
Другая мера жилищной политики, ориентированная на аренду, называется жильем с низкой арендной платой, или государственным арендным жильем. Такого жилья строится достаточно много, по сравнению с постсоветскими странами.
Отличия между этими двумя мерами жилищной политики следующие:
жилье с низкой арендной платой только сдается, но не продается, а доступное жилье используется для продажи;
в списках экономически доступного жилья представлены недавно построенные дома, в то время как списки жилья с низкой арендной платой разнообразны и включают новое жилье, свободную недвижимость, отремонтированные ветхие дома и старые дома заводов и фабрик;
жилье с низкой арендной платой сдается в аренду беднейшему городскому населению и собирает лишь символическую ренту, в то время как доступное жилье использует землю, поддержку налоговой политики, контроль строительных стандартов и ограничения прибыли для снижения затрат на строительство, оно ориентировано на дешевый рынок для городских жителей, которые не могут позволить себе коммерческое жилье.
Метод строительства экономичного жилья заключается в том, что для его Застройщиков правительство отменяет плату за передачу земли и вспомогательные сборы, связанные с муниципалитетами (только эти две статьи составляют не менее 40% от стоимости жилья), а также другие обычные сборы. Поэтому цена экономичного жилья определяется в соответствии со стоимостью строительства, включая рентабельность застройщика (3%). Политика Государственного совета состоит в том, что муниципалитет не может получать плату за передачу земли при строительстве экономически доступного жилья, поэтому его строительство в 2000 году уменьшилось с 22,7% до 2,9% в 2010 от всей построенной недвижимости. Причина — муниципалитетам не хватает денег на социальные программы, коммерческое жилье строить выгоднее. И экономически доступное жилье, и коммерческое относятся к коллективной собственности (совместное домовладение), но для экономического есть запрет на повторную продажу квартир в течение 5 лет с целью предупреждения спекуляции.
Застройщики экономически доступного и коммерческого жилья несут конечную ответственность за качество жилых комплексов, начиная с надежности его проекта до безопасности использования, и выдают каждому покупателю квартиры «Гарантию качества дома» и «Инструкцию по эксплуатации дома». Инструкция по эксплуатации объясняет структуру и характеристики жилого дома, а также типы и стандарты различных частей (компонентов), а также предлагает меры предосторожности при использовании. Как правило, она должна включать следующее содержание:
- Тип конструкции дома
- Общие меры предосторожности
- Руководство по настройке лифтов, водоснабжения, электричества, газа, тепла, связи, противопожарной защиты и других объектов
- Руководство по зарезервированным местам для установки оборудования и сооружений и мерам предосторожности при установке
- Типы дверей и окон, меры предосторожности при использовании
- Распределение нагрузки
- Руководство по мерам предосторожности для несущих стен, утеплительных систем, гидроизоляционных слоев, балконов и т. д.
- Другие вопросы, требующие разъяснения
Правила управления жилой недвижимостью (совместными домовладениями) обнародованы Постановлением Государственного совета Китайской Народной Республики № 379 от 8 июня 2003 г. и изменены в соответствии с Решением Государственного совета о внесении изменений в «Положение об управлении собственностью» от 26 августа 2007 г. Они сформулированы в целях регулирования деятельности по управлению собственностью, защиты законных прав и интересов совладельцев домов и предприятий, обслуживающих недвижимость, а также улучшения условий жизни и труда людей. Основные положения этих Правил, формирующие государственную политику:
- государство поощряет совладельцев выбирать предприятия, оказывающие услуги в сфере недвижимости, с помощью механизма открытой и справедливой рыночной конкуренции;
- государство поощряет использование новых технологий и новых методов и полагается на технический прогресс для улучшения управления недвижимостью и уровня обслуживания;
- Застройщик перед продажей первой квартиры в новостройке должен составить протокол временного управления, касающийся правил использования, обслуживания и управления общего имущества, общих интересов владельцев, обязательств, которые собственники должны выполнять;
- застройщик должен предъявить каждому покупателю квартиры договор временного управления и подробно объяснить его содержание перед продажей квартиры. Когда покупатель квартиры подписывает договор купли-продажи с Застройщиком, он дает письменное обязательство соблюдать временные правила управления;
- до того, как на первом общем собрании совладельцы дома выберут и наймут предприятие, оказывающее услуги в сфере недвижимости, Застройщик должен сам нанять предприятие, оказывающее услуги в сфере недвижимости для этого нового дома;
- государство поощряет Застройщиков выбирать и нанимать предприятия по обслуживанию недвижимости с надлежащей квалификацией путем проведения торгов в соответствии с принципом отделения сервиса недвижимости от управления недвижимостью;
- предприятия, осуществляющие деятельность по управлению недвижимостью, должны иметь независимую правосубъектность. Государство внедряет систему управления квалификацией для предприятий, осуществляющих деятельность по управлению недвижимостью;
- персонал предприятий, занимающийся управлением совместными домовладениями, должен получить сертификаты профессиональной квалификации в соответствии с соответствующими государственными нормативными актами;
- плата за услуги в сфере недвижимости должна соответствовать принципам разумности, открытости и соответствия цены и качества, различать характеристики различных жилых домов и определяться совладельцами дома и предприятием, обслуживающими недвижимость;
- владельцы жилых и нежилых помещений дома должны платить в специальный фонд на содержание дома в соответствии с соответствующими государственными постановлениями. Специальный фонд технического обслуживания дома принадлежит совладельцам дома и используется исключительно для обслуживания, обновления и преобразования общих частей собственности, а также общих помещений и оборудования после истечения срока гарантии Застройщика и не может быть растрачен для других целей;
- любой, кто присвоил деньги из специального фонда обслуживания в нарушение положений настоящих Правил, обязан вернуть незаконную прибыль и заплатить двойную сумму незаконного присвоения. Эти штрафы направляются на ремонт и обслуживание общих частей имущества, общих помещений и оборудования, а оставшаяся часть используется в соответствии с решением собрания собственников; виновные подвергаются уголовному преследованию;
- если в нарушение положений настоящих Правил Застройщик не выбирает предприятие, оказывающее услуги в сфере недвижимости на торгах, то подвергается штрафу до 200 тыс. юаней;
- если на предприятии, оказывающем услуги в сфере недвижимости, нанимается персонал, не получивший свидетельства о профессиональной квалификации для управления недвижимым имуществом, административный отдел недвижимого имущества местного народного правительства должен приказать прекратить незаконное действие и наложить штраф в размере 50 тыс. юаней;
- несанкционированное использование частей общего имущества дома, несанкционированные перепланировки влекут штраф для физического лица до 10 тыс. юаней, а для юридического — до 200 тыс. юаней. Полученный доход направляется на ремонт и обслуживание общих частей имущества, общих помещений и оборудования, а оставшаяся часть используется в соответствии с решением собрания собственников.
Геннадий КАЛЁНОВ, исп. директор Международной ассоциации менеджмента недвижимости
gkx.by