МИИР, наконец, официально признал угрозу коллапса нашей коммунальной инфраструктуры. Ведомство предлагает комплексный подход к развитию по принципу «люди к инфраструктуре» с обеспечением «бюджетного фильтра» или приоритетного финансирования. При этом перечень объектов, нуждающихся в ремонте, реконструкции и строительстве, необходимые объемы финансирования будут определять местные акиматы.
Алматы и Шымкент пойдут по пути «Большого Парижа»
Реформой №1 в концепции обозначили рациональное планирование развития территорий, которое планируют добиться за счет создания оптимальной системы расселения, рациональной организации территории и определения долгосрочной потребности в инфраструктуре.
К 2022 году будет завершена корректировка Межрегиональных схем территориального развития Южного, Центрального и Западного регионов. Скорректируют также Межрегиональную схему территориального развития Южного региона и Шымкентской агломерации. Это позволит определить границы развития Шымкент как центра притяжения, сопоставимого или превосходящего по экономическому потенциалу Ташкент. Аналогичную схему развития Актюбинской агломерации актуализируют в связи с задачей по достижению статуса города-миллионника. Моделью развития Алматинской и Шымкентской агломераций определили опыт «Большого Парижа».
На расчетный (2035 год) и прогнозный (2050 год) будут разработаны проектные предложения по перспективному градостроительному развитию территории Южного, Центрального и Западного регионов, Шымкентской и Актюбинской агломераций.
Для повышения качества жизни более 900 тыс. человек, проживающих в жилых массивах на окраинах Нур-Султана, Алматы и Шымкента и прилегающих к столице населенных пунктов Акмолинской области обещают продолжить строительство и модернизацию объектов образования, здравоохранения, культуры, спорта, оказания услуг населения. Здесь же планируют решить проблемы с водой, газом, канализацией, теплом и электричеством, а также построить дороги и мосты. Такие же блага ждут областные центры, 27 моно и 43 малых городов
Проект «Ауыл – Ел бесігі» обещают оставить. Лимиты между регионами будут распределять исходя из количества опорных сельских населенных пунктов и жителей, проживающих в них.
Малым и исчезающим селам – блок-модули и временный подвоз воды
Второй реформой станет «рациональное обеспечение населения питьевой водой». В 1992 селах будут продолжены работы по строительству и реконструкции существующих систем водоснабжения и водоотведения. Из них в 793 селах будет построено и реконструировано централизованное водоснабжение и в 1129 малочисленных селах будут установлены локальные системы очистки воды – комплексные блок-модули.
В селах, где наблюдается постоянный отток населения, а также в упраздняемых аулах будет организован временный подвоза воды. В качестве альтернативы предлагается бурение индивидуальных скважин с установкой фильтров, обслуживать которые будут сами собственники. Устанавливать блок-модули, индивидуальные скважины, пункты раздачи воды планируют за счет средств местного бюджета или привлечения частных инвестиций, но могут рассмотреть и финансирование из республиканского бюджета.
Приоритет будет отдавать проектам, в которых предусмотрено применение современных материалов, оборудования и технологий, а также проекты по реконструкции и модернизации наиболее аварийных участков городских систем водоснабжения и водоотведения.
На модернизацию теплосетей и водопровода возьмут международные займы
Третья реформа – модернизация жилищно-коммунального сектора через механизмы бюджетного кредитования и субсидирования.
Субъекты естественных монополий будут привлекать займы международных финансовых институтов. В МИИР надеются, что субсидирование затрат на погашение и обслуживание займов международных финансовых организаций смягчит влияние займов на тарифы комуслуг.
Кроме того, монополисты создадут проекты ГЧП с участием банков второго уровня, а также планируют выпуск облигаций.
Будет внедрена новая схема субсидирования, которой будет предусмотрено финансирование из республиканского бюджета до 70% от стоимости проекта, до 15% – за счет местного бюджета и от 15% за счет собственных средств монополистов. Для этого внедрят системы эффективного менеджмента, автоматизируют бизнес-процессы единых закупок, ERP систем, складского учета. Приветствуется использование антикоррозийных, энергоэффективных технологий и цифровизация.
Финансирование приборизации жилищного фонда будет осуществляться через Оператора в рамках ранее выделенных средств на возвратной основе посредством механизмов финансового лизинга. Срок лизинга 48 месяцев, ставка вознаграждения от 4% до 11 % годовых. Также предусматривается целевой займ в рамках гражданского законодательства.
Деньгами кондоминиума будут распоряжаться акиматы
Капитальный ремонт жилищного фонда станет четвертым направлением реформы, в рамках которого будет проведена термомодернизация и переход на индивидуальные приборы учета ресурсов с дистанционной передачей данных.
Акиматы будут использовать средства, выплаченными жителями за капитальный ремонт общего имущества объектов кондоминиума на ремонт других объектов кондоминиума. Также акиматы будут проводить паспортизацию – оценку технического состояния – многоэтажек с размещением данных в централизованной информационной системе.
Кроме того, поставлена задача по 100% регистрации объектов кондоминиума. Для этого обещают обеспечивать государственное техническое обследование функционирующих МЖК и регистрацию объектов кондоминиума за счет средств местного бюджета. По мнению разработчиков, такие меры позволят создать законные предпосылки для использования собственниками квартир и нежилых помещений отдельных частей общего имущества объекта кондоминиума.
Частникам подведут инфраструктуру в обмен на 50% жилплощадей
Пятой реформой станет реализация жилищной политики. Разработан законопроект по передаче функций акиматов по учету нуждающихся в жилье в АО «Отбасы банк». Этим же НПА очередность будет формироваться через созданный Центр по обеспечению жильем.
Будет внедрено субсидирование арендной платы в частном жилищном фонде и возмещение затрат работодателей, построивших для работников жилье в селах и поселках. Кроме того, планируется внедрение механизма предоставления земельных участков частным застройщикам, строящих по госпрограммам.
АО «Отбасы банк» будет предоставлять бюджетные кредиты:
— на 25 лет под 0.01 % для предоставления предварительных или промежуточных жилищных займов по ставке не более 2 %;
— на 20 лет под 0.15 % — для предварительных или промежуточных займов по ставке не более 5 %.
Для увеличения жилищного фонда акиматы продолжат строить инженерно-коммуникационную инфраструктуру в районах массовой жилищной застройки, а также возводить социальное кредитное жилье и индивидуальные жилые дома в рамках пилотных проектов. Креме того, власти будут строить и покупать арендное жилье без права выкупа для социально уязвимых категорий и для работающей молодежи.
Также ожидается, что акиматы будут оплачивать частным застройщикам подведение инженерно-коммуникационной инфраструктуры к многоэтажкам, если те согласятся передать в жилфонд не менее 50 % площадей.
Будут приняты региональные дорожные карты по реновации жилищного фонда «старых кварталов». Единый оператор будет проводить аналитические исследования с визуализацией результатов в информационной системе.
Для снижения себестоимости строительства жилья и повышения доли казахстанского содержания Единый оператор внедрит онлайн-платформу на базе информационной системы, в которой производителями будет размещаться информация о строительных материалах.
Жилье построят, сети починят?
В результате исполнения концепции ожидается строительство и реконструкция 23,8 тыс. км сетей теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения и 46 групповых водоводов.
Также обещают построить и реконструировать 53 канализационно-очистных сооружения, 875 км ливневых канализаций и арычных систем Алматы и Шымкента. Кроме того, планируется установить 23,2 тыс. единиц общедомовых приборов учета тепла и воды. Через капитальный ремонт обещают провести 1163 многоквартирных жилых домов. До 2025 года ожидается ввод в эксплуатацию 103,2 млн кв. м жилья.