Жилищно-коммунальные проблемы зальют бюджетными деньгами и зарубежными займами


МИИР, наконец, официально признал угрозу коллапса нашей коммунальной инфраструктуры. Ведомство предлагает комплексный подход к развитию по принципу «люди к инфраструктуре» с обеспечением «бюджетного фильтра» или приоритетного финансирования. При этом перечень объектов, нуждающихся в ремонте, реконструкции и строительстве, необходимые объемы финансирования будут определять местные акиматы.

Алматы и Шымкент пойдут по пути «Большого Парижа»

Реформой №1 в концепции обозначили рациональное планирование развития территорий, которое планируют добиться за счет создания оптимальной системы расселения, рациональной организации территории и определения долгосрочной потребности в инфраструктуре.

К 2022 году будет завершена корректировка Межрегиональных схем территориального развития Южного, Центрального и Западного регионов. Скорректируют также Межрегиональную схему территориального развития Южного региона и Шымкентской агломерации. Это позволит определить границы развития Шымкент как центра притяжения, сопоставимого или превосходящего по экономическому потенциалу Ташкент. Аналогичную схему развития Актюбинской агломерации актуализируют в связи с задачей по достижению статуса города-миллионника. Моделью развития Алматинской и Шымкентской агломераций определили опыт «Большого Парижа».

На расчетный (2035 год) и прогнозный (2050 год) будут разработаны проектные предложения по перспективному градостроительному развитию территории Южного, Центрального и Западного регионов, Шымкентской и Актюбинской агломераций.

Для повышения качества жизни более 900 тыс. человек, проживающих в жилых массивах на окраинах Нур-Султана, Алматы и Шымкента и прилегающих к столице населенных пунктов Акмолинской области обещают продолжить строительство и модернизацию объектов образования, здравоохранения, культуры, спорта, оказания услуг населения. Здесь же планируют решить проблемы с водой, газом, канализацией, теплом и электричеством, а также построить дороги и мосты. Такие же блага ждут областные центры, 27 моно и 43 малых городов

Проект «Ауыл – Ел бесігі» обещают оставить. Лимиты между регионами будут распределять исходя из количества опорных сельских населенных пунктов и жителей, проживающих в них.

Малым и исчезающим селам – блок-модули и временный подвоз воды

Второй реформой станет «рациональное обеспечение населения питьевой водой». В 1992 селах будут продолжены работы по строительству и реконструкции существующих систем водоснабжения и водоотведения. Из них в 793 селах будет построено и реконструировано централизованное водоснабжение и в 1129 малочисленных селах будут установлены локальные системы очистки воды – комплексные блок-модули.

В селах, где наблюдается постоянный отток населения, а также в упраздняемых аулах будет организован временный подвоза воды. В качестве альтернативы предлагается бурение индивидуальных скважин с установкой фильтров, обслуживать которые будут сами собственники. Устанавливать блок-модули, индивидуальные скважины, пункты раздачи воды планируют за счет средств местного бюджета или привлечения частных инвестиций, но могут рассмотреть и финансирование из республиканского бюджета.

Приоритет будет отдавать проектам, в которых предусмотрено применение современных материалов, оборудования и технологий, а также проекты по реконструкции и модернизации наиболее аварийных участков городских систем водоснабжения и водоотведения.

На модернизацию теплосетей и водопровода возьмут международные займы

Третья реформа – модернизация жилищно-коммунального сектора через механизмы бюджетного кредитования и субсидирования.

Субъекты естественных монополий будут привлекать займы международных финансовых институтов. В МИИР надеются, что субсидирование затрат на погашение и обслуживание займов международных финансовых организаций смягчит влияние займов на тарифы комуслуг.

Кроме того, монополисты создадут проекты ГЧП с участием банков второго уровня, а также планируют выпуск облигаций.

Будет внедрена новая схема субсидирования, которой будет предусмотрено финансирование из республиканского бюджета до 70% от стоимости проекта, до 15% – за счет местного бюджета и от 15% за счет собственных средств монополистов. Для этого внедрят системы эффективного менеджмента, автоматизируют бизнес-процессы единых закупок, ERP систем, складского учета. Приветствуется использование антикоррозийных, энергоэффективных технологий и цифровизация.

Финансирование приборизации жилищного фонда будет осуществляться через Оператора в рамках ранее выделенных средств на возвратной основе посредством механизмов финансового лизинга. Срок лизинга 48 месяцев, ставка вознаграждения от 4% до 11 % годовых. Также предусматривается целевой займ в рамках гражданского законодательства.

Деньгами кондоминиума будут распоряжаться акиматы

Капитальный ремонт жилищного фонда станет четвертым направлением реформы, в рамках которого будет проведена термомодернизация и переход на индивидуальные приборы учета ресурсов с дистанционной передачей данных.

Акиматы будут использовать средства, выплаченными жителями за капитальный ремонт общего имущества объектов кондоминиума на ремонт других объектов кондоминиума. Также акиматы будут проводить паспортизацию – оценку технического состояния – многоэтажек с размещением данных в централизованной информационной системе.

Кроме того, поставлена задача по 100% регистрации объектов кондоминиума. Для этого обещают обеспечивать государственное техническое обследование функционирующих МЖК и регистрацию объектов кондоминиума за счет средств местного бюджета. По мнению разработчиков, такие меры позволят создать законные предпосылки для использования собственниками квартир и нежилых помещений отдельных частей общего имущества объекта кондоминиума.

Частникам подведут инфраструктуру в обмен на 50% жилплощадей

Пятой реформой станет реализация жилищной политики. Разработан законопроект по передаче функций акиматов по учету нуждающихся в жилье в АО «Отбасы банк». Этим же НПА очередность будет формироваться через созданный Центр по обеспечению жильем.

Будет внедрено субсидирование арендной платы в частном жилищном фонде и возмещение затрат работодателей, построивших для работников жилье в селах и поселках. Кроме того, планируется внедрение механизма предоставления земельных участков частным застройщикам, строящих по госпрограммам.

АО «Отбасы банк» будет предоставлять бюджетные кредиты:

— на 25 лет под 0.01 % для предоставления предварительных или промежуточных жилищных займов по ставке не более 2 %;

— на 20 лет под 0.15 % — для предварительных или промежуточных займов по ставке не более 5 %.

Для увеличения жилищного фонда акиматы продолжат строить инженерно-коммуникационную инфраструктуру в районах массовой жилищной застройки, а также возводить социальное кредитное жилье и индивидуальные жилые дома в рамках пилотных проектов. Креме того, власти будут строить и покупать арендное жилье без права выкупа для социально уязвимых категорий и для работающей молодежи.

Также ожидается, что акиматы будут оплачивать частным застройщикам подведение инженерно-коммуникационной инфраструктуры к многоэтажкам, если те согласятся передать в жилфонд не менее 50 % площадей.

Будут приняты региональные дорожные карты по реновации жилищного фонда «старых кварталов». Единый оператор будет проводить аналитические исследования с визуализацией результатов в информационной системе.

Для снижения себестоимости строительства жилья и повышения доли казахстанского содержания Единый оператор внедрит онлайн-платформу на базе информационной системы, в которой производителями будет размещаться информация о строительных материалах.

Жилье построят, сети починят?

В результате исполнения концепции ожидается строительство и реконструкция 23,8 тыс. км сетей теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения и 46 групповых водоводов.

Также обещают построить и реконструировать 53 канализационно-очистных сооружения, 875 км ливневых канализаций и арычных систем Алматы и Шымкента. Кроме того, планируется установить 23,2 тыс. единиц общедомовых приборов учета тепла и воды. Через капитальный ремонт обещают провести 1163 многоквартирных жилых домов. До 2025 года ожидается ввод в эксплуатацию 103,2 млн кв. м жилья.

exclusive.kz

> При использовании материалов сайта обязательно наличие гиперссылки c указанием источника gkhsp.kz.
> Ответственность за содержание рекламы и объявлений несет рекламодатель.
> Опубликованные материалы не обязательно отражают точку зрения редакции.
> За достоверность авторских статей ответственность несет автор.

подписка на БюллетеньПОДПИШИТЕСЬ НА «БЮЛЛЕТЕНЬ СОБСТВЕННИКА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ ЖКХ» И ПОЛУЧИТЕ ВОЗМОЖНОСТЬ:
> ИМЕТЬ ПОЛНЫЙ ДОСТУП КО ВСЕМ МАТЕРИАЛАМ САЙТА
> ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ ЭКСПЕРТАМ ЖКХ И ПОЛУЧАТЬ КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ ОТВЕТЫ
> ПОЛУЧАТЬ ПОМОЩЬ В РЕГЛАМЕНТАЦИИ ПРОЦЕССОВ В КСК
> ПОЛУЧАТЬ НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ