Жилой фонд Казахстана

8.8 Направления совершенствования механизма управления в перспективе.

Конкуренция между государственными и негосударственными коммунальными организациями

В данном случае речь идет об организациях, занимающихся управлением жилой недвижимостью, — органах управления объектами кондоминиума (ОУОК), таких как кооперативы собственников помещений (квартир) — КСК, юридические лица – управляющие компании (УК). КСК являются негосударственными организациями. УК, работающие на рынке страны, есть как частные, так и государственные. Очень часто застройщик, завершая деятельность по строительству, предает функции по управлению и содержанию МЖД вновь созданной или уже имеющейся аффилированной частной УК. Примером может служить компания по эксплуатации жилых домов/жилых комплексов (ЖК) BI Service (http://development.bi-group.kz/kholdingi/division-BI-Service.php), которая предоставляет услуги по управлению и обслуживанию жилых домов. Тарифы этой компании достаточно высокие: 120-180 тенге/м2. Государственные УК, как правило, учреждаются местными исполнительными органами, акиматами городов, и их деятельность направлена в том числе на содержание и обслуживание МЖД. Например, коммунальное государственное учреждение «Кызылординский городской отдел жилищно-коммунального хозяйства и жилищной инспекции» имеет такое ведомство, как товарищество с ограниченной ответственностью «Тұрғын үй Қызылорда», которое согласно положению осуществляет работы по содержанию, обслуживанию многоквартирных жилых домов, http://adilet.zan.kz/rus/docs/G16LA05357A#5.

Из практики можно отметить, что ТОО «Тұрғын үй Қызылорда» является в городе фактически монополистом, под управлением находится более 60% МЖД г. Кызылорды, однако, судя по многочисленным жалобам жителей и состоянию МЖД, управление желательно усилить. Тариф этой компании составлял всего 10 тенге/м2.

Говорить о конкуренции в этом секторе очень сложно, т.к. для жителей важен часто единственный критерий: величина тарифа на содержание и обслуживание, на увеличение которого жители обычно не соглашаются (причина – обычно низкие доходы). В этой ситуации при тарифе 10-15 тенге/м2 говорить о качестве содержания и обслуживания очень сложно.

Подготовка специалистов

В Казахстане отсутствует такая специальность, как управляющий МЖД, руководитель компании по управлению МЖД. Министерству образования и науки следует провести работу по включению этой специальности в государственный реестр. Специалисты — практики, работающие в области управления МЖД, имеют возможность пройти переподготовку, повысить свою квалификацию, например, на курсах АО «Казахстанский центр модернизации и развития ЖКХ», http://www.zhkh.kz/, других организаций.

ПРООН в РК дважды проводила летние школы для руководителей КСК и УК. В 2010 г. летнюю школу для руководителей ассоциаций/председателей КСК Казахстана «Усиление потенциала КСК Республики Казахстан для повышения энергоэффективности жилых зданий» в г. Астане. В 2015 г. Летнюю школу на тему «Реформы в жилищном секторе — повышение потенциала объединений домовладельцев для энергоэффективной эксплуатации и модернизации МЖД» — национальный компонент, а также международный компонент летней школы: 1) семинар: «Опыт Германии, Белоруссии и Украины в управлении жильем и энергосберегающей санации зданий» и 2) круглый стол «Повышение потенциала объединений домовладельцев для энергоэффективной эксплуатации и модернизации МЖД: международный опыт» в г. Актау и г. Кызылорде.

Использование информационных технологий и популяризации в жилом секторе

Использование информационных технологий в жилом секторе является очень важным современным направлением, которое следует развивать. Несколько примеров:

  • Портал КСК города Астаны, http://astana.opencity.kz/
  • Региональный портал собственников жилья Северо-Казахстанской области, http://ksk-portal.kz/
  • Ассоциация КСК г. Алматы, —http://kommunalkaplus.net/index.php
  • Web-ресурс «Система прозрачности деятельности ЖКХ» — инструмент для обеспечения повышения эффективности, надежности и прозрачности работы структур ЖКХ г. Актау» с использованием уже работавшей ранее региональной платформы «Мобильное управление ЖКХ», с расширением ее функциональных возможностей для соответствия требованиям в части обеспечения прозрачности работы ОУОК, http://zkh.mgprice.kz/

Планируется, что этот ресурс будет инструментом для обеспечения повышения эффективности, надежности и прозрачности работы структур ЖКХ г. Актау и предназначен для раскрытия информации о деятельности в сфере управления многоквартирными домами. Каждый КСК или управляющая компания получат свой индивидуальный сайт, на котором будет размещено:

  • общая информация об УК или КСК,
  • информация для жильцов, обслуживающихся в УК (КСК),
  • результаты опросов и голосования с возможностью формирования протокола собрания членов УК (КСК),
  • фотоотчеты о проделанных работах, видеогалереи,
  • блоги для обратной связи и публикации обращений между администрацией и жильцами, форум жильцов.

22 января 2015 пробная версия web-ресурса «Система прозрачности деятельности ЖКХ» (http://zkh.mgprice.kz/) была представлена в акимате Мангистауской области. Ресурс был разработан ПРООН в рамках совместной программы ООН «Расширение возможностей Мангистауской области в достижении устойчивого развития и социально-экономической модернизации». Эти и подобные продукты являются очень важным инструментом не только для усиления прозрачности деятельности ЖКХ, включая ОУОК, но и популяризации в жилом секторе.

Существует проблема обеспечения своевременного наполнения подобных сайтов необходимыми материалами от коммунальных предприятий, КСК, УК (ОУОК). Поэтому всегда остро стоит вопрос по обеспечению их работы и оплате за обслуживание web-ресурса.

Совершенствование контроля за деятельностью управляющих организаций в сфере управления жильем

Контроль должен быть усилен как со стороны жилищных инспекций, так и со стороны собственников, хотя бы, например, по соблюдению срока представления отчетов о деятельности ОУОК, а также качества отчетов.

Совершенствование механизма принятия решений при управлении жилищным фондом

Часто в дискуссиях по вопросу механизма принятия решений возникает вопрос: должны ли собственники участвовать в управлении МЖД/принятии решений при наличии профессионалов в управляющих компаниях? Многие эксперты обоснованно считают, что мнение о неучастии собственников в управлении после заключения договора управления является ошибочным. Собственник квартиры должен быть ключевым участником управления, формы участия могут быть разные: от участия в наблюдательном совете УК до формирования ассоциации собственников дома.

Большое значение имеет повышение роли правлений/советов КСК в управлении домом. Именно совет жильцов КСК должен инициировать разработку планов развития/планов деятельности управляющих организаций, давая конкретные поручения, например, председателям КСК разработать план развития организации или программу энергосбережения, а также требовать их исполнения. На (Рис. 1) показана одна из успешно функционирующих схем взаимодействия жильцов, совета МЖД и КСК в организации управления МЖД (Астана)[1] .

[1] А. Белый, Н. Друзь, С. Худяков, В. Карлинская, — Взаимодействие сторон – необходимая основа энергоэффективной модернизации многоквартирных жилых домов, ПРООН, Министерство национальной экономики Республики Казахстан, Астана, 2014, 52 стр.

Рис.1. Взаимодействие собственников квартир, совета жильцов и КСК

Взаимодействие собственников квартир, совета жильцов и КСК

 

Краткая справка:

Методические рекомендации по деятельности совета многоквартирного дома, РФ, подготовлены Институтом экономики города в рамках проекта «Реформа жилищно-коммунального хозяйства в России», финансируемого Всемирным банком реконструкции и развития, ноябрь 2012 г., http://www.urbaneconomics.ru/texts.php?folder_id=80&mat_id=525&page_id=16085

 

Рекомендации рассматривают вопросы, связанные с реализацией полномочий советов МЖД, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, и предназначены председателям и членам советов многоквартирных домов, другим заинтересованным лицам.

 Совет многоквартирного дома – выборный орган собственников помещений в многоквартирном доме. Его создание и полномочия регулируются статьей 161.1 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Инструменты мотивации управления к повышению качества их услуг

Одним из инструментов мотивации управления может быть материальное поощрение/вознаграждение руководства ОУОК в том случае, если деятельность руководства его приведет к снижению общедомовых затрат, источником вознаграждения может быть определенный процент от полученных сбережений.

Существует ли достаточно экономических стимулов для работы профессионально управляющих?

Нет, не существует.

Инвестиции в жилищную сферу: виды, формы

  • Собственные средства владельцев квартир и помещений;
  • государственные средства на возвратной основе, субсидии (на примере Германии – чем выше энергосберегающий эффект при проведении капитального ремонта, тем «дешевле» кредиты, доступнее субсидии;
  • банковское кредитование. Снижение процентной ставки банков за счет государственных средств в том случае, если заем или его часть был использован на мероприятия по энергосбережению;
  • частные инвестиции, в том числе УК на возвратной основе.

Оценка организационно-экономического механизма, переход от управления председателями КСК к профессиональному управлению жилья

В настоящей ситуации — как председателями КСК, так и УК. Проблема в росте/повышении профессионализма обеих форм.

Роль и влияние профессиональных ассоциаций в жилищной сфере

Деятельность ассоциаций КСК, ассоциаций УК следует поддерживать, в том числе и на уровне государства, например через социальный заказ. Другие возможные предложения

Рассмотреть и решить на законодательном уровне вопрос о страховании средств собственников, размещенных на сберегательных счетах БВУ для накопления на капитальный ремонт ОИОК.

> При использовании материалов сайта обязательно наличие гиперссылки c указанием источника gkhsp.kz.
> Ответственность за содержание рекламы и объявлений несет рекламодатель.
> Опубликованные материалы не обязательно отражают точку зрения редакции.
> За достоверность авторских статей ответственность несет автор.

подписка на БюллетеньПОДПИШИТЕСЬ НА «БЮЛЛЕТЕНЬ СОБСТВЕННИКА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ ЖКХ» И ПОЛУЧИТЕ ВОЗМОЖНОСТЬ:
> ИМЕТЬ ПОЛНЫЙ ДОСТУП КО ВСЕМ МАТЕРИАЛАМ САЙТА
> ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ ЭКСПЕРТАМ ЖКХ И ПОЛУЧАТЬ КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ ОТВЕТЫ
> ПОЛУЧАТЬ ПОМОЩЬ В РЕГЛАМЕНТАЦИИ ПРОЦЕССОВ В КСК
> ПОЛУЧАТЬ НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ