Жилой фонд Казахстана

2. АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ ФОРМ И МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ МЖД. СБОР ДАННЫХ ПО КОЛИЧЕСТВУ ОБСЛУЖИВАЕМЫХ ОБЪЕКТОВ КОНДОМИНИУМОВ И ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ

2.1. Общая информация о жилищном фонде в Казахстане

С 1996 года Казахстан внедрил реформы в секторе жилищно-коммунального хозяйства, направленные на демонополизацию сектора, массовую приватизацию жилищного фонда и поэтапный переход на дифференцированные тарифы на государственные коммунальные услуги.

Казахстан ввел государственное регулирование тарифов для коммунальных предприятий (естественных монополий), а также социальную защиту в виде жилищных пособий для социально незащищенных домохозяйств и гранты на оплату коммунальных услуг.

Однако текущее состояние ЖКХ в Казахстане, в частности управление многоквартирными жилыми домами, до сих пор характеризуется как неэффективное.

Существующая в Казахстане практика формирования объектов кондоминиума, включающих несколько МЖД, создает основу для конфликтов, связанных с желанием собственников квартир отдельного дома быть самостоятельными, выйти из состава уже существующего КСК.

Более того, деятельность многодомных КСК чаще всего совершенно непрозрачна как в отношении принятия решений, так и в отношении расходования средств.

В Казахстане многодомные КСК создавались не столько по желанию самих собственников квартир, сколько административным путем.

В г. Алматы самая крупная сервисная компания принадлежит акимату г. Алматы и совершенно непрозрачна ввиду отсутствия реального желания наводить порядок в данном секторе экономики. Отрицательный опыт работы государства порождает негативную практику, когда другие председатели КСК работают по схеме «смотри на соседа: если ему можно, то и я попробую».

2.2. Общее количество МЖД

По данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан, всего по республике общее количество МЖД составляет 321 990 единиц, из них в городских населенных пунктах 136 946 единиц, в сельских населенных пунктах — 185 044 единиц (Таблица 1).

Количество МЖД в городских и сельских населенных пунктах

(Таблица 1)

Наименование областей Всего, единиц в том числе
в городских населенных пунктах в сельских населенных пунктах
Акмолинская 29 635 7 174 22 461
Актюбинская 12 827 5 109 7 718
Алматинская 37 568 11 332 26 236
Атырауская 10 723 4 395 6 328
Восточно-Казахстанская 32 758 15 051 17 707
Жамбылская 13 014 4 545 8 469
Западно-Казахстанская 16 816 4 400 12 416
Карагандинская 41 256 21 043 20 213
Костанайская 32 031 7 013 25 018
Кызылординская 7 332 2 614 4 718
Мангистауская 5 308 1 717 3 591
Павлодарская 20 075 5 662 14 413
Северо-Казахстанская 17 444 4 180 13 264
Южно-Казахстанская 11 627 9 135 2 492
г. Алматы 28 448 28 448 0
г. Астана 5 128 5 128 0
Всего 321 990 136 946 185 044

Согласно закону в МЖД, в которых количество не превышает 20 квартир, собственникам помещений (квартир) предоставляется право управлять таким домом без образования юридического лица. По данным статистики, в целом по республике МЖД до 20 квартир составляет 288 727 единиц.

При количестве квартир свыше 20 собственники помещений (квартир) согласно закону должны выбрать одну из форм управления. По данным статистики, в целом по республике МЖД свыше 20 квартир составляет 33 263 единицы (Таблица 2).

Количество МЖД до 20 квартир и свыше 20 квартир

(Таблица 2)

Наименование областей Всего, единиц

 

из них:
до 20 квартир свыше 20 квартир
Акмолинская 29 635 28 187 1 448
Актюбинская 12 827 11 379 1448
Алматинская 37 568 36 130 1 438
Атырауская 10 723 9 700 1 023
Восточно-Казахстанская 32 758 29 754 3 004
Жамбылская 13 014 12 001 1 013
Западно-Казахстанская 16 816 15 762 1 054
Карагандинская 41 256 36 596 4 660
Костанайская 32 031 30 039 1 992
Кызылординская 7 332 6 468 864
Мангистауская 5 308 4 213 1 095
Павлодарская 20 075 18 083 1 992
Северо-Казахстанская 17 444 16 552 892
Южно-Казахстанская 11 627 9 891 1 736
г. Алматы 28 448 21 043 7 405
г. Астана 5 128 2 929 2 199
Всего 321 990 288 727 33 263

Основная доля используемого строительного материала при строительстве многоквартирного жилого дома приходится на кирпич (32,7%) и другие материалы (56,4%).

Количество МЖД по материалам наружных стен

(Таблица 3)

Наименование областей Всего, единиц Кирпич, камень Крупно-панель-ный Каркасно-панель-ный Крупно-блочный Моно-литный, бетон (железо-бетон) другие
Акмолинская 29 635 7 501 876 128 347 2 475 18 308
Актюбинская 12 827 3712 131 15 31 560 8 378
Алматинская 37 568 13148 422 1 143 141 1 136 21 578
Атырауская 10 723 5575 300 3 20 60 4 765
Восточно-Казахстанская 32758 13392 854 349 399 881 16 883
Жамбылская 13 014 6182 44 275 45 880 5 588
Западно-Казахстанская 16 816 3880 115 47 7 388 4 765
Карагандинская 41 256 10 229 2 197 478 1436 3 067 23 849
Костанайская 32 031 12 073 811 183 342 2 232 16 390
Кызылординская 7 332 3 910 236 138 5 397 2 646
Мангистауская 5 308 4 578 134 1 113 235 247
Павлодарская 2 0075 5 100 689 115 336 3 090 10 745
Северо-Казахстанская 17444 5298 532 77 245 324 10 968
Южно-Казахстанская 11 627 3071 172 57 4 896 7 427
г. Алматы 28 448 5 931 1743 406 13 1 704 18 651
г. Астана 5128 1626 190 8 43 404 2 857
Всего 321 990 105 206 9 446 3 423 3 527 18 729 181 659

Общая площадь МЖД по материалам наружных стен

(Таблица 4)

Наименование областей Всего, тыс. кв.м. Кирпич, камень Крупно-панель-ный Каркасно-панель-ный Крупно-блочный Моно-литный, бетон (железо-бетон) другие
Акмолинская 8 858,4 3 222,7 1 529,2 36,9 78,0 734,1 3 257,5
Актюбинская 8 254,9 3 960,1 418,5 2,2 59,4 1 611,6 2 203,2
Алматинская 10 016,8 4 357,6 625,1 179,7 110,1 824,2 3 920,0
Атырауская 5 795,2 2 676,2 1 096,3 6,1 12,6 220,2 1 783,8
Восточно-Казахстанская 15 596,0 7 517,2 1792 69,7 77,2 373,5 5 766,4
Жамбылская 5 585,3 1 612,1 108,7 42,0 7,5 1 546,1 2 269,0
Западно-Казахстанская 6 385,7 2 620,7 381,4 42,8 13,7 1 014,8 2 312,3
Карагандинская 22 860,1 6 423,6 3 298,9 128,0 776,6 6 949,7 5 283,4
Костанайская 11 773,4 3 725,4 1802,7 39,6 486,1 2 078,3  3 641,3
Кызылординская 4 031,3 2 501,8 582,3 22,3 14,1 358,6 552,2
Мангистауская 5 536,6 2 789,0 536,0 0,1 374,9 1 021,4 815,5
Павлодарская 11 705,4 3 057,4 1 981,4 62,2 213,4 3 965,0 2 425,9
Северо-Казахстанская 5 716,0 2 403,3 1728,6 9,1 33,3 103,8 1437,9
Южно-Казахстанская 7 994,9 2 313,2 431,1 13,3 6,4 2 302,8 2 928,1
г. Алматы 2 9941,9 7 601,4 5 286,3 797,4 24,2 6 288,4 9 944,1
г. Астана 16 118,6 7 474,2 6 14,8 16,2 123,2 2 268,6 5 618,5
Всего 176 171 64 256 22 213,4 1470,6 2 410,7 31 661,1 54 189,2

Согласно постановлению Правительства Республики Казахстан от 2 ноября 1998 года № 1118 «О нормативах потребления электроэнергии, тепла на отопление, горячей и холодной воды и других коммунальных услуг по организациям, финансируемым из средств бюджета» срок службы многоквартирных жилых домов:

более 25 этажей – 250 лет (особо капитальные, каркасно-монолитные, повышенной прочности, фундамент-монолитная плита на свайном основании, стены — алюминиевые панели повышенной антикоррозийной защиты, перекрытия -железобетон с облицовкой стилобата естественным камнем);

здания многоэтажные (более двух этажей) — 100 лет (здания одноэтажные с железобетонными и металлическими каркасами, со стенами из каменных материалов, крупных блоков и панелей с железобетонными, металлическими покрытиями с площадью пола свыше 5000 кв. м);

здания двухэтажные всех назначений, кроме деревянных всех видов, — 83 года (здания одноэтажные с железобетонными и металлическими каркасами, со стенами из каменных материалов, крупных блоков и панелей, с железобетонными, металлическими покрытиями с площадью пола до 5 000 кв. м).

По данным местных исполнительных органов по состоянию на 1.07.2016 г., всего в Казахстане насчитывается 78 402 МЖД, разница между статистическими данными составляет 243 588 МЖД (Таблица 5).

Количество МЖД, по данным местных исполнительных органов

(Таблица 5)

 

Наименование областей Общее количество и площадь МЖД
ед. тыс. м 2
1. Акмолинская 28 696,0 9 966,8
2. Актюбинская 2 328,0 7 267,13
3. Алматинская 3 344,0 5 206,6
4. Атырауская 1 516,0 2 944,36
5. ВКО 5 474,0 18 611,6
6. Жамбылская 2 664,0 4 513,87
7. ЗКО 1 945,0 73 753,22
8. Карагандинская 8 199,0 21 859,22
9. Костанайская 3 362,0 7 602,15
10. Кызылординская 1 167,0 2 156,11
11. Мангистауская 1 574,0 5 214,8
12. Павлодарская 2 494,0 9 042,2
13. СКО 1 725,0 4 459,5
14. ЮКО 3 152,0 4 647,5
15. г. Алматы 8 175,0 21 800,0
16. г. Астана 2 587,0 15 558,95
Всего 78 402,0 214 603,0

Разница между данными Комитета по статистике и данными местных исполнительных органов составляет 243 588 МЖД. Такое расхождение в цифрах связано с методом сбора данных. Так, статистика собирает данные по МЖД, когда две и более квартир имеют самостоятельные выходы в помещения общего пользования. Местные исполнительные органы собирают данные по многоэтажным домам, при этом не учитывают одноэтажные, двухэтажные дома с двумя и более выходами, но эти дома не являются индивидуальными.

В результате баланс данных по МЖД не совпадает. Это свидетельствует об отсутствии у местных исполнительных органов достоверной информации по количеству МЖД, по годам постройки, в том числе об их техническом состоянии.

Количество МЖД, по данным местных исполнительных органов, по годам постройки

(Таблица 6)

Наименование областей Всего

 

из них:
1905-

1956 гг.

1957-1977 гг. 1978-

1998 гг.

1999-2017 гг.
Акмолинская 28 696 * * * *
Актюбинская 2 328 214 923 1058 133
Алматинская 3 344 238 1592 1416 98
Атырауская 1 516 319 547 421 229
Западно-Казахстанская 1 945 190 727 860 78
Жамбылская 2664 392 1027 1168 77
Карагандинская 8199 1848 3013 2873 465
Костанайская 3362 97 1846 1110 309
Кызылординская 1167 59 314 688 106
Мангистауская 1574 67 485 697 325
Южно-Казахстанская 3152 309 1020 1171 337
Павлодарская 2494 192 1014 1112 176
Северо-Казахстанская 1725 125 887 605 108
Восточно-Казахстанская 5474 568 2898 1910 98
г. Астана 2587 506 809 440 832
г. Алматы 8175 1 847 2 848 3 426 414
всего: 78 402  —  —

 *данные отсутствуют

2.3. Общее количество квартир

Всего по республике насчитывается в МЖД 3 160 468 квартир. Наибольшее количество квартир приходится на 2-комнатные — 38% и 3-комнатные — 31,7% (Таблица 6).

Распределение жилых квартир в МЖД по числу комнат

(Таблица 7 )

  Всего, единиц в том числе
1-комн. 2-комн. 3-комн. 4-комн. 5-комн. 6 и более
Акмолинская 166 031 28 724 57 998 65 482 12 908 687 232
Актюбинская 144 059 30 835 59 966 39 656 11 624 1 439 539
Алматинская 176 424 25 307 61 572 60 397 24 072 3 965 1 111
Атырауская 94 718 12 994 36 928 30 103 12 470 1 762 461
Восточно-Казахстанская 303 782 62 085 122 588 95 624 21 381 1 718 386
Жамбылская 103 612 19 745 36 870 30 181 13 418 2 250 1 148
Западно-Казахстанская 121 350 27 112 45 630 36 454 10 595 1 170 389
Карагандинская 422 825 64 516 175 345 139 795 38 572 3 800 797
Костанайская 222 434 42 645 81 482 79 333 17 422 1 245 307
Кызылординская 71 509 10 170 29 725 23 004 6 956 1 175 479
Мангистауская 92 280 15 380 37 764 28 496 8 100 1 807 733
Павлодарская 217 570 46 173 74 721 76 670 17 625 2 048 333
Северо-Казахстанская 112 357 22 952 43 359 40 159 5 100 652 129
Южно-Казахстанская 140 093 23 397 53 965 43 364 14 594 3 328 1 445
г.Алматы 522 068 136 116 193 933 149 973 32 907 5 198 3 941
г.Астана 249 356 76 264 90 229 63 263 16 126 2 469 1 005
Всего 3 160 468 644 415 1 202 075 1 001 954 263 876 34 713 13 435

 

2.4. Административная структура (наличие государственного и негосударственного жилищного фонда)

На сегодняшний день большинство населения Казахстана владеет собственными квартирами и соответствующими долями в территории общего пользования своих жилых домов, что составляет 97,6% всего жилищного фонда (Рисунок 1).

Административная структура (наличие государственного и негосударственного жилищного фонда)

Общая площадь в целом по республикеж. по данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан, составляет 342 560,4 тыс. кв. м (Рисунок 2).

Административная структура (наличие государственного и негосударственного жилищного фонда)

По данным местных исполнительных органов, всего по республике 1 649 МЖД, находящихся в коммунальной собственности (Таблица 8).

Информация о коммунальном жилищном фонде

(Таблица 8)

Наименование областей Количество МЖД Количество квартир, ед. Общая площадь, кв. м Тариф за содержание МЖД на 1 м2, тенге
1. Акмолинская 154 2 136 121 312 25,0
2. Актюбинская 24 3 472 238 304,0 94,2*
3. Алматинская 205 2 893 132 742,2 15,2
4 Атырауская 40 1 681 100 860 17,5
5. ВКО 75 335 17 363,7 57,0*
6. ЗКО 51 4 023 309 456,7 19,5
7. Жамбылская 29 2 046 140 198 20,0
8. Карагандинская 75 3 416 149 557,2 25,7
9. Костанайская 95 2 584 133 983 39,0
10. Кызылординская 37 2 626 157 560 24,5
11. Мангистауская 212 4 270 442 852 24,0
12. ЮКО 46 3 080 214 271,4 98,5*
13. Павлодарская 80 4 959 173 694,7 34,5
14. СКО 447 1 566 86 130,0 23,0
15. г. Алматы 79 3 176 90 500 30,0
16. г. Астана 1 400 84 000 32,1
итого 1 649 43 663 1 683 264

*ежемесячная арендная плата

 

Информация о жилищном фонде, находящихся в ведении организации

(Таблица 9)

Наименование организации Количество МЖД Количество квартир, ед. Общая площадь, кв. м Тариф за содержание МЖД на 1 м2, тенге
1. МВД РК * * * *
2. МИК РК отсутствует отсутствует отсутствует отсутствует
3. МИР РК * * * *
4 МЗ РК * * * *
5. Мин. труда и соц. защиты РК отсутствует отсутствует отсутствует отсутствует
6. Мин. культуры и спорта РК * * * *
7. МОН РК * * * *
8. МЭ РК * * * *
9. МНЭ РК 11 11 663,7 50
10. Мин. по делам религий РК 3 3 143,9 95
11. Мин. оборонной и аэрокосм. промышленности РК отсутствует отсутствует отсутствует отсутствует
12. МЮ РК * * * *
13. МСХ РК * * * *
14. МФ РК 5 5 289,8
15. КНБ * * * *
16. Агентство по делам гос. службы и противодействию коррупции РК * * * *
17 АО «Самурык-Казына» отсутствует отсутствует отсутствует отсутствует
18 Фонд недвижимости «Самурык-Казына» * * * *
19 АО НУХ «Байтерек» отсутствует отсутствует отсутствует отсутствует
20 АО «ИО «КИК» 73 14 714 841 384,40 15-97
21 Жилстройсбербанк Казахстана отсутствует отсутствует отсутствует отсутствует
22 АО «НК «КТЖ» * * * *
23 АО «НК «Казмунайгаз» * * * *
24 АО «КазТрансГаз» отсутствует отсутствует отсутствует отсутствует
итого 92 14 733 842 481,8

*не представили данные

Наличие зарегистрированных объектов кондоминиума

(Таблица 10)

Наименование регионов

 

 

 

Количество зарегистрированных объектов кондоминиума в органах юстиции, ед.

(по данным местных исполнительных органов)

 

Количество зарегистрированных объектов кондоминиума в органах юстиции, ед.

(по данным Министерства юстиции РК)

 

1 Акмолинская 462 642
2 Актюбинская 1 215 1 287
3 Алматинская 466 191
4 Атырауская 346 14 908
5 ВКО 2 605 3 975
6 Жамбылская 1 190 1522
7 ЗКО 545 434
8 Карагандинская 4 405 4 422
9 Костанайская 787 526
10 Кызылординская 374 87
11 Мангистауская 453 447
12 Павлодарская 1 713 1 185
13 СКО 930 896
14 ЮКО 2 774 3 056
15 г. Алматы 2 213 1 367
16 г. Астана 2 102 740
Всего: 22 580 35 685

 

Основными проблемами регистрации объекта кондоминиума являются:

  • нехватка средств на повторное изготовление утерянного технического паспорта на объект кондоминиума, первоначальное изготовление которого произведено за счет бюджетных средств, зачастую технический паспорт и иные документы не передаются недобросовестными руководителями органа управления объектом кондоминиума при его смене;
  • нежелание некоторых руководителей органа управления объектом кондоминиума платить налоги, так как согласно пункту 9 статьи 388 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) земельный участок, являющийся частью объекта кондоминиума, подлежит обложению земельным налогом пропорционально доле каждого собственника помещения (части здания) в общем имуществе, являющемся частью объекта кондоминиума;
  • отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок;
  • сложная процедура регистрации, где необходимо собирать собрание и проводить письменный опрос и далее составлять расчет стоимости долей;
  • отсутствие компетенции у регистрирующих органов, принимающих документы с ошибками, и, как следствие, большой процент возврата документов;
  • отсутствие реальных стимулов для регистрации общедомового имущества;
  • наличие угрозы продажи общедомового имущества по факту регистрации объекта кондоминиума, так как по факту регистрации кондоминиума зачастую пытаются продать часть подвала или иные помещения, а жители через суд возвращают данное имущество.

2.5. Формы и количество обслуживающих жилищный фонд организаций

По данным Комитета по статистике, всего зарегистрированных форм управлений домами 7 780 единиц (согласно Приложению 3).

В Казахстане формы управления многоквартирными жилыми домами регулируются Законом РК «О жилищных отношениях», в соответствии с которым:

  1. Не позже чем через месяц после регистрации объекта кондоминиума собственники помещений должны решить вопрос о форме управления объектом кондоминиума. До такого решения по обязательствам, связанным с объектом кондоминиума как с единым комплексом, а также с централизованным обеспечением жилого дома коммунальными услугами, собственники отвечают солидарно.
  2. В многоквартирном жилом доме (или его части), который имеет единую систему инженерного и коммунального обеспечения и составляет единый жилищно-коммунальный комплекс, может применяться только одна из форм совместного управления объектом кондоминиума.
  3. Форма управления объектом кондоминиума определяется соглашением его участников. Согласно статье 42 Закона форма управления объектом кондоминиума определяется соглашением его участников. Такими формами могут быть:

Первая форма. Непосредственное совместное управление всеми собственниками, если их количество не превышает двадцати. По республике совместно управляются порядка 288 727 домов, что составляет 89,7% от общего количества домов. В то же время, по данным местных исполнительных органов, 5 883 МЖД управляются самостоятельно.

Вторая форма. Кооператив собственников квартир. По данным Комитета по статистике, в республике зарегистрировано 2 034 КСК. В то же время, по данным местных исполнительных органов, количество КСК составляет 2 970 единиц.

Третья форма. Управление объектом кондоминиума третьими (сторонними лицами): выборными или наемными физическими или юридическими лицами. По данным Комитета по статистике, в республике зарегистрировано 1 061 юридическое и физическое лицо, основным видом деятельности является управление и содержание МЖД. В то же время, по данным местных исполнительных органов, количество данных организаций составляет 428 единиц.

Четвертая форма. Иные формы, не противоречащие законодательству Республики Казахстан. По данным Комитета по статистике, в республике других форм насчитывается порядка 4 683 (жилищно-строительные кооперативы, производственные кооперативы, потребительские кооперативы и др.). По данным местных исполнительных органов, иных форм насчитывается 3 858 единиц.

Количество форм управления (по данным МИО)

(Таблица 11)

Наименование области Общее кол-во форм управления по региону Формы управления объектами кондоминиума
КСП (К) Непосредственное совместное управление (НСУ) Управление объектом кондоминиума третьими (сторонними лицами) Иные формы
1 Акмолинская 1 031 110 882 9 30
2 Актюбинская 816 141 0 0 675
3 Алматинская 380 380 0 0 0
4 Атырауская 77 63 3 11 0
5 ВКО 364 327 17 18 2
6 Жамбылская 43 43 0 0 0
7 ЗКО 502 119 377 4 2
8 Карагандинская 4 598 284 4 274 40 0
9 Костанайская 228 111 82 1 34
10 Кызылординская 25 18 7 0 0
11 Мангистауская 63 23 1 0 39
12 Павлодарская 446 114 240 91 1
13 СКО 656 259 0 0 397
14 ЮКО 2 549 17 0 0 2 532
15 г. Алматы 950 755 0 62 133
16 г. Астана 411 206 0 192 13
  Всего 13 139 2 970 5 883 428 3 858

Перечень зарегистрированных юридических лиц, основным видом деятельности которых является управление и содержание МЖД (по данным Комитета по статистике)

(Таблица 12)

Наименование Количество
1. КСК 2 034
2. АО 18
3. ТОО 1 040
4. Гаражный кооператив 8
5. Ассоциация потребительских кооперативов 6
6. ГУ и РГП 14
7. Жилищный кооператив 120
8. Жилищно-строительный кооператив 382
9. Жилищно-строительный потребительский кооператив 7
10. Жилищно-эксплуатационный кооператив 1
11. Молодежный ЖСК 1
12. Объединение юридических лиц 3
13. Общественные объединения 4
15. Потребительский дачный кооператив 2
16. Частное учреждение «Управляющая компания» 3
17. Производственный кооператив 4 137
  ИТОГО: 7 780

В настоящее время многообразие форм управления не позволяет эффективно управлять общим имуществом МЖД.

Конечно, при многообразии этих форм в каждой имеются свои преимущества и недостатки.

Так, управляющие компании нередко недобросовестно выполняют свои обязанности и преследуют цель не сохранить общедомовое имущество, а произвести максимальную прибыль в собственных интересах. В случае КСК также не отрегулированы многие вопросы управления и содержания общего имущества дома.

При первой форме управления – непосредственном совместном управлении всеми собственниками, если их количество не превышает двадцати, основным преимуществом является полное самоуправление домом собственниками помещений (квартир), отсутствие расходов на содержание штата, а основным недостатком то, что собственники самостоятельно должны выполнять нормы, закрепленные в законодательных актах, содержать свой дом в надлежащем состоянии, и, соответственно, ответственность ложится на них.

При данной форме эффективность управления и содержания достигается только при управлении небольшим и технически несложным домом.

При второй форме управления – кооператив собственников квартир – основным преимуществом является то, что КСК является некоммерческой организацией, которая освобождена от уплаты налогов, руководство текущей деятельностью КСК должно осуществляться правлением КСК, должны быть созданы ревизионные комиссии из числа собственников помещений (квартир) для проверки финансовой деятельности КСК.

Основным недостатком является то, что на практике зачастую работа правления в данных КСК является формальной, все вопросы по управлению домом сосредоточены в руках председателя КСК, что нередко отрицательно сказывается на прозрачности расходования средств собственников помещений (квартир).

Кроме того, на практике КСК как юридическое лицо имеет свой счет, при этом при обслуживании десятков домов эксплуатационные взносы от собственников помещений (квартир) поступают на единый счет КСК. Данная ситуация сегодня вызывает недовольство среди жильцов, проживающих в многоквартирных домах, поскольку средства одного дома уходят на содержание другого дома.

КСК должен создаваться собственниками помещений (квартир) для управления собственным домом, ну а если КСК создано на несколько многоквартирных жилых домах, то эти дома должны составлять единый имущественный комплекс, т.е. иметь единую систему инженерного и коммунального обеспечения, и зарегистрированы как единый объект кондоминиума.

Третья форма управления – это управление домами физическими или юридическими лицами, т.е. управляющими компаниями или управляющими организациями.

В 2011 году внесли поправки в Закон, что третьи лица (управляющие компании) могут управлять объектами кондоминиума напрямую, тем самым сегодня лишили жителей права участвовать в управлении общим имуществом.

В результате сегодня без согласия собственников помещений (квартир) передаются застройщиками МЖД принудительно под управление и обслуживание своим аффилированным частным компаниям.

Следует отметить, что граждане – покупатели квартир подписывают договоры купли-продажи, в соответствии с которыми обязуются до начала оформления прав собственности на квартиры заключить договор с управляющее/эксплуатирующей организацией, назначаемой заказчиком строительства, на управление и эксплуатационное обслуживание МЖД.

В свою очередь в самом тексте договора на управление и эксплуатационное обслуживание МЖД содержатся положения, согласно которым граждане реализуют свое право выбора на управление путем подписания договора, т.е., подписав договор, подтверждают, что выбрали управляющую организацию.

Однако такой способ назначения противоречит действующему жилищному законодательству.

Вместе с тем такой способ сегодня является вынужденным, поскольку квартиры в домах-новостройках раскупаются не сразу. Кроме того, после сдачи дома в эксплуатацию и до оформления гражданами права собственности на практике проходит достаточно длительный период. Поэтому провести собрание собственников просто не предоставляется возможным по причине их отсутствия.

Вместе с тем, как показывает практика, обслуживающие организации самовольно сдают в аренду и продают общую собственность жителей, в частности подвалы, чердаки, вплоть до помещений мусоропроводов, которые как общее имущество объекта кондоминиума согласно Закону принадлежат собственникам квартир на праве общей долевой собственности.

Стоит отметить, что технические и подвальные этажи предназначены только для обслуживания общедомовых коммуникаций с целью жизнеобеспечения всех его жителей и не могут находиться в частной собственности.

Четвертая форма управления – иные формы, не противоречащие законодательству Республики Казахстан.

Основные проблемные вопросы остаются одними и теми же для всех КСК: непроведение капитального ремонта кровель, фасадов, лифтов, лестничных клеток, ливневой канализации и прочих работ, требующих значительных денежных затрат. С начала 90-х годов и до конца первого десятилетия 2000-х в жилом фонде республики практически не проводились ремонтно-восстановительные работы. Данная ситуация привела к ухудшению технического состояния многоквартирного жилого фонда. Ежегодный текущий ремонт, выполняемый КСК малыми объемами из-за недостаточности финансирования, не дает должного эффекта.

Сложившееся негативное отношение к деятельности отдельных проблемных КСК явилось результатом отсутствия доверия и уверенности населения в том, что их денежные средства будут использованы на ремонт именно их дома.

КСК, монополизировав деятельность по управлению и содержанию жилья, практически ограничили возможности развития частного бизнеса и конкуренции на рынке жилищных услуг, что в итоге негативно сказывается на качестве оказываемых населению услуг.

Тезис неверный, так как на рынке существует огромное количество именно предпринимателей, занимающихся обслуживанием общедомового имущества и производящих те или иные работы для КСК. Их реальное количество никто не подсчитывал.

Кроме того, КСК, занимая монопольное положение, не стремятся повышать качество предоставляемых коммунальных услуг. КСК сами управляют, сами производят ремонтные и хозяйственные работы, качество, объемы и стоимость которых сложно проверить. Низкое качество управления привело к ухудшению технического состояния значительной части многоквартирных жилых домов.

В г. Алматы этого не произошло, а наоборот, год от года объемы выполненных работ только возрастают, при этом работы в большинстве случаев принимаются собственниками.

Таким образом, существующая система управления и содержания жилого фонда в Республике Казахстан предопределяет необходимость усовершенствования формы управления жилыми домами.

Анализ ситуации показывает, что невозможно добиться улучшения условий проживания людей в многоквартирных домах, где не налажена система управления общедомовой собственностью.

Предлагаемые поправки в Закон «ОЖО», наоборот, выводят сферу управления из оборота юридических лиц и отдают ее в руки непрофессионалов, избираемых из числа жителей, или наемных управляющих.

Управление многоквартирным домом — это сложный и чрезвычайно разнообразный вид деятельности, важная и неотъемлемая часть содержания многоквартирного дома. В результате управления должны обеспечиваться сохранность многоквартирного дома как комплекса объектов недвижимости, включая рыночную стоимость квартир, надлежащее техническое и санитарное состояние общего имущества, должны быть созданы условия для комфортного и безопасного проживания в квартирах, согласованы интересы собственников в отношении общего имущества, определены размеры общих расходов на содержание дома и доля участия в них каждого собственника помещений.

Время требует новых подходов для решения вопросов эксплуатации жилья, совершенствования жилищных отношений и жилищного законодательства, отвечающих современным реалиям и рыночным отношениям. И с учетом наболевших проблем сегодня необходимо выстроить новую модель жилищных отношений.

Одним из предложений является создание в каждом доме своего объединения в форме юридического лица, который будет защищать права и интересы собственников квартир, туда могут войти активные собственники от каждого подъезда, которое в дальнейшем сможет привлечь по договору на управление и содержание МЖД профессионального управляющего или управляющую компанию.

В случае передачи функции управления за собственниками квартир останутся функции только контроля. Такой подход является наиболее эффективным ввиду низкой активности жильцов, т.е. данная модель предполагает передачу всей ответственности профессиональным управляющим в случае заключения такого договора.

В Республике Казахстан не производится обучение персонала, способного грамотно управлять общедомовым имуществом. При этом ссылка на проводимые тренинги по программам АО «ЖКХ» касаются энергоаудита и энергосбережения. Профессии управляющего домами в РК не существует.

> При использовании материалов сайта обязательно наличие гиперссылки c указанием источника gkhsp.kz.
> Ответственность за содержание рекламы и объявлений несет рекламодатель.
> Опубликованные материалы не обязательно отражают точку зрения редакции.
> За достоверность авторских статей ответственность несет автор.

подписка на БюллетеньПОДПИШИТЕСЬ НА «БЮЛЛЕТЕНЬ СОБСТВЕННИКА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ ЖКХ» И ПОЛУЧИТЕ ВОЗМОЖНОСТЬ:
> ИМЕТЬ ПОЛНЫЙ ДОСТУП КО ВСЕМ МАТЕРИАЛАМ САЙТА
> ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ ЭКСПЕРТАМ ЖКХ И ПОЛУЧАТЬ КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ ОТВЕТЫ
> ПОЛУЧАТЬ ПОМОЩЬ В РЕГЛАМЕНТАЦИИ ПРОЦЕССОВ В КСК
> ПОЛУЧАТЬ НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ