Закон о жилищных отношениях. Как освоили бюджетную программу
Мы еще поработаем…
17 февраля 2023 года на совещании сторон, когда друг против друга через стол переговоров встретились с одной стороны — неравнодушные граждане Казахстана, своими нервами и временем, вынужденные расхлебывать густое варево сырого и непроходимого для здравого ума «нового»-старого «Закона об ОСИ».
Со второй стороны в линейку расположились чиновники, вовлеченные во многом даже не по своей воле в разбор странной ситуации, в которую была загнана реформа модели отношений в ЖКХ. Стороны вначале спокойно, но далее все более распаляясь стали доказывать друг другу что:
— НАДО ЖЕ ЧТО-ТО ДЕЛАТЬ КОНКРЕТНО! ЗАКОН НАДО ВОЗВРАЩАТЬ НА ДОРАБОТКУ, А ЛУЧШЕ ВСЕГО СОЗДАТЬ НОВЫЙ! Тот, что предложили — НЕГОДЕН!
Позиция второй стороны – чиновники была выдержана в традиционных боевых тезисах:
— Да, мы все понимаем, но… мы же люди новые, у истоков не стояли, дайте время нам разобраться.
Мы — люди новые
Для этого есть сообщество неравнодушных жителей Астаны и они с удовольствием, даже ценой своего свободного времени в выходной день введут в историю этой многолетней проблемы не столько читателей, а «всегда-только что приехавших на бал-маскарада» чиновников. Итак – открутим колесо времени в конец 2016 года, когда версталась бюджетная программ (далее — БП) на 2017-2018 годы. И как же хорошо, что «рукописи не горят», как не самоликвидируются и данные кэша сайтов, на которых выкладывались организационно-распорядительные документы. С одним из них нам и предстоит сейчас ознакомиться, смотрим и внимательно, изучаем, вдумчиво пытаемся понять:
— Да как же это могло случиться?
Даются последовательно фото от №1 до №3.
анонсирует саму БП с пока что ни к чему не обязывающим наименованием: «Обеспечение реализации исследований проектов, осуществляемых совместно с международными организациями». Там же четко указаны выходные данные единоличного руководителя этой БП, основание для ее открытия и финансирования с перечнем достижимых стратегических целей, кстати состав источников БП более чем серьезный. Документ пестрит такими терминами, как «Послание Президента», «Новая глобальная реальность» — именно к ней мы и вернулись 17.02.23 на совещании через 7 лет, «РОСТ, РЕФОРМЫ, РАЗВИТИЕ», Протокол заседания Стратегического Консультативного Совета Правительства РК».
Что было вначале?
В документе четко указано, что данная БП преследует: «Повышение инвестиционной привлекательности сектора ЖКХ». Наконец-то, вот оно, родное до слез — казахстанское ЖКХ! Оказалось — еще с 2016, т.е. за год до намечаемых сроков реализации БП на исключительно-высоких должностях сидели столичные чиновники самых разных уровней, которые:
думали,
планировали,
считали,
занимались детализацией этой БП,
давали поручения,
формировали «Протоколы за №##»
и — ?
И они все же — додумались вот до такого перечня задач из 5 пунктов, должных привести к достижению вышеозначенной глобальной цели, см. Фото №2
Планов наших громадье и дневник задач
Задач в указанной БП всего лишь 5, но за то — каких! Дух захватывает, но вначале сфокусируем свое внимание на п.1, вот он, абсолютно-прозрачный и ясный, дальше некуда:
- «Разработка и организация ОБСУЖДЕНИЯ концепции Нового Закона «О жилищных отношениях…» именно из этого п.1 и родятся наши злополучные «ОСИ» в дальнейшем.
Пункты со 2-го по 5 весьма занятны, но их разбор и актуальность – предмет дальнейшего серьезного разбирательства уж точно — не с анализом в этой статье.
Раскрываем детали п.1, для чего смотрим фото №3.
Внимание на строку «Итого расходы по БП, тыс. тнг.: 2017 г. – 290 126 тнг., 2018 г. – 360 665 тнг. Итоговая сумма по БП составляет величину (тыс. тнг.) 650 791, из которых 270 720 тыс. тнг. — грантовые вливания в решение проблемы национального ЖКХ, а это уже — ГОСГАРАНТИИ ВОЗВРАТА сумм при неисполнении своих обязательств со стороны Казахстана. Кстати, астрономия величины этих чисел не должна влиять на здравый смысл, сейчас мы его отразим. Здесь-то все очень и очень просто, итак, в условии задачи дано:
- имеются 2 отчетных года — 2017 и 2018, общим горизонтом в 2 х 12 = 24 мес.
- ежемесячный ФОТ (тыс. тнг.) исполнителей этой БП должен быть никак не менее: 650 791/24 = 27 116 тыс. тнг.
- возьмем медианную величину оклада чиновников по Астане в 200 тыс. тнг.
- получаем неописуемый по величине штат команды исполнителей этой БП, равный 27 116 /200 = ~136 человек!
Вместо финала
Эмоции убираем – ведь и это же еще не все, с момента закрытия «Актов выполненных работ» командой в 136 человек этой БП за период 2017-2018 годов до лета прошлого года, когда срочно (у нас НИКАК иначе не принято!) прошли 5 полновесных лет и чиновники принялись «ПРАВИТЬ» Закон. Зазвучал вопрос из зала:
— А за это время можно было, наконец-то, грамотно с командой в 136 человек исполнителей этой БП окончательно:
- согласовать наконец-то его Концепцию с ЭКСПЕРТАМИ и ПРОФЕССИОНАЛАМИ
- интегрировать его стратегические цели c оперативными задачами в единой «Дорожной карте»,
- ПУБЛИЧНО ОБСУДИТЬ как саму Концепцию Закона так состав его задач,
- спокойно без показухи, трескотни в СМИ и беготни по граблям разработать Закон постатейно,
- разобрать его варианты и версии постатейно,
- вычитать предфинальную версию Закона,
- анонсировать ее,
- отразить в профильных источниках для окончательного публичного обсуждения
дабы столь позорно, как ныне не выглядеть школотой-неучами с их вечной отговоркой:
— Так я это – учил…
— Ну-да, свежо предание, а — почему ж не играешь свою партию — «бодро, весело, попадая в ноты»?
— Не знаю…
ВСЁ – ЗАНАВЕС!
Именно с этими чувствами – неравнодушные граждане почти через 4 часа рассуждений со стороны чиновников на общие темы, что «…мы тут проездом, а сами-то мы — не местные» и разошлись, услышав робкое заверение чиновников:
– Мы еще поработаем…
А.П.Чуприна
18.02.23