Уважаемые участники форумов о ЖКХ я внимательно, как мне позволяет время, слежу за обсуждением заложенных по недомыслию, непрофессионализму либо иным причинам проблем и нестыковок в очередную (смею вас твердо уже уверить, далеко не последнюю за последние 4 года) версию лихорадочно-правленного еще летом прошлого года «Закона об ОСИ», для краткости назовем его просто — «Закон». Одновременно открыто обращаюсь уже и к чиновникам «уполномоченных госорганов», напрямую либо косвенно вовлеченных в процессы реформы ЖКХ и связанных с ними адептов, входящих в сферу их прямого влияния на сознание социума:
— Отыщите время и откройте, прочтите хотя бы раз, с моими ремарками единственный документ, несмотря на его пугающий вас его объём. Вам всегда не достает времени ни на что, поэтому я существенно упростил задачу вашей его перманентной нехватки вечно-занятых «людей-функций».
Именуется документ крайне просто: «Постановление Правительства Республики Казахстан от 23 сентября 2022 года № 736 «Об утверждении Концепции развития жилищно-коммунальной инфраструктуры до 2026 года».
В нем все те же традиционные:
- призывы,
- лозунги,
- декларации.
Это, по сути, грубо-сколоченное обрамление, так сказать – фреймворк необоснованных суждений, нам же стоит углубиться в его содержание, в глубинный смысл, обратив внимание на наиболее выпуклые его места*, итак – начнем:
- «В рамках государственных инвестиций за этот период реализовано 1389 проектов»
Вопрос: Единица измерения государственных инвестиций какова?
Конкретно — в чем измерять размер «госинвестиций» /кубометр, киловатт, люкс/? Полагаю, что простая и понятная редакция Закона по замыслу самого вменяемого его создателя предусматривала следующую семантическую конструкцию: «Планом привлечения государственных инвестиций за отчетный период было выполнено 1389 инвестиционных проектов на сумму … тнг» и далее по тексту. Но тогда — почему именно так в документе не написали, указав сумму? Эта его ясная и простая редакция будет по человечески очевидной и одновременно разумной! Искать ответ придется очень долго, ведь ситуация усложняется еще больше, после такого вот откровения, идущего следом:
- «Инвестиции в коммунальный сектор…»
Вопрос: А что, ответа на вопрос о единицах измерения нет и здесь так же?
И все же — в чем измерять инвестиции? Лишь через несколько страниц чтения общих мест в разделе 2.2. документа читателя радуют: «Инвестиции в сравнении с 2020 годом возросли на 19,1 % и составили 2,4 трлн. – тенге…», ну слава Богу, а то я уже переживать начал — возможно я с читателями здорово поотстал от темпа движения страны «в светлое будущее», оставаясь во мраке социальных грехов и предрассудков.
- «Значительный объем сточных вод промышленных предприятий поступает напрямую на городские очистные сооружения, изначально не рассчитанные на очистку промышленных сточных вод.»
Вопрос: А кто-то персонально понес за это наказание, хотя бы денежный начет, административный штраф, увольнение с записью в трудовой: «Уволен по причине халатности и полного служебного несоответствия», не говорю уже о наказании пожестче за это -должностное по непрофессионализму преступление?
- «…требуются масштабная реконструкция и модернизация коммунальной инфраструктуры.»
Вопрос: Кто и когда начнет готовить Технические Предложения для нее – той самой «масштабной реконструкции»? Или она самостоятельно разродится?!
- «…одной из насущных проблем является отсутствие эксплуатирующих организаций в сельских населенных пунктах, а материально-техническая база действующих предприятий оставляет желать лучшего.»
Вопрос: где — стратегический План решения всего пула этих «насущных» проблем? Как это — «Мы еще не приступали к его разработке»? А чем же вы там все время заняты?
Подготовкой очередного «Отчета об освоении выделенных средств»?!
Знаем-знаем — сколько раз я сам читал такие, лично проводя по ним аудит. Давал разного уровня детализации оценки, готовил пакеты предложений, озвучивал наиболее приемлемые варианты решений «насущных» проблем. Итог — чиновникам важно в своей (БЕЗ)деятельности ничего не менять — ими генетически зафиксирован простейший постулат их выживания в местах массового гнездования:
— Тише едешь, дальше будешь — от того места, куда приказал ехать дежурный начальник. А раз он приказал, то — не спеши исполнять «указивку». Начальник (аким/замы, председатель правления/замы, члены всевозможных сов.диров, Министр/замы/советники/вицики) — они же все без конца меняются, а вот гвардия бюрократии государства — чиновники нижних уровней все, как сидели, так и сидят — ровненько огромными стаями воробьев на заборах карьерной лестницы – рогаткой их оттуда не выбьешь с их теплого, уютного, привычного насеста!
- «…построенные водопроводные сети остаются на балансе акиматов либо передаются непрофильным предприятиям или организациям, которые не имеют квалифицированных специалистов и специализированной техники для технологической и технической эксплуатации.»
Вы слышите, но уже в большем количестве гул голосов, вопрошающих очевидное от небезразличных граждан:
— А кто-то понес наказание за эти должностные преступления?
Ну, хоть денежный начет в размере должностного оклада, административный штраф, увольнение с записью в трудовой книжке: «Уволен по причине эпидемически-наглой своей и руководимых им подчиненных халатности и полного служебного несоответствия, отягощенного компонентом патологической профнепригодности», не говорю уже о наказании пожестче за это должностное преступление?
- «В результате финансирования проектов снизился износ сетей тепло-, водоснабжения и водоотведения с 63 % в 2017 году до 53 % к 2022 году и количество аварий — на 14 % (2017- 44 аварий, 2021 г — 38 аварий).»
и тут же читается вот такое:
- «Количество потерь в сетях теплоснабжения увеличилось на 2,8 % по сравнению с 2017 годом (с 8807,2 до 9056,8 тыс. Гкал/ч.).
А это как понимать? Для «Кривого Зеркала» с петросяном либо сразу в «Comedy club» к Харламову как заготовка для шуток?
- «В целях должного учета потребляемых ресурсов и повышения энергоэффективности ведется работа по установке общедомовых и индивидуальных приборов учета тепла и воды.»
А вот это что за и вовсе удивительный пассаж, лишенный связи с реалиями жизни и физикой всего живого. Поясню:
— Когда и в каких вселенных учет приводил к повышению энергоэффективности? Прошу – особо укажите механизм(ы) повышения этой самой «энергоэффективности» посредством учета?!
Но, если читатели полагают, что это все «изюминки», то он глубоко заблуждается, получая немедля уже вот такое:
- «По оценкам экспертов общая потребность на сегодня в общедомовых приборах учета тепла и воды составляет 23,4 тыс. единиц, установлено — 63,5 тыс. единиц.»
И, как вас не прокупоросило еще от таких вот «оценок экспертов»? Дифферент на более чем 40 тыс. приборов! Их, где разместили — на балконах, крышах алматинских троллейбусов и трамваев Темиртау либо теплиц Кзыл-Орды?!
- «В целом по стране доля сортировки и переработки отходов крайне мала, и при этом не имеется мощностей для выработки «зеленой» энергии.
Внимание на экран, как это «…не имеется мощностей»?
Если более 7 лет Проект промышленной инновационной технологии утилизации ТБО мусорных полигонов в РК имеется, да хоть в том же ЕНУ, может устойчивый туман в сознании чиновников-борзописцев из МИИР уже пора-то порассеять?! Пусть снимут «значительность» со своих лиц и «пройдутся на чаёк» к ученым?!
А вот это и вовсе — чудесный выхлоп в атмосферу!
- «Управление ТБО преследует несколько целей…»
Вопрос: — Чье «Управление», в какой области, районе, городе, населенном пункте? Вообще — к чему эта врезка дана в документ? Для «читабельности», чтобы нагнать поболее печатных знаков в материал?
Едем неспешно далее по стране чудесных откровений наших чиновников, держите и вкушайте уже очередное великолепие «эпистолярного жанра»:
13.> «В целом основными вызовами развития коммунальной инфраструктуры являются: высокая степень износа существующих коммунальных сетей и оборудования;».
Стоп!
А можно здесь задержаться подольше? Ведь это – и вовсе уже для мозга невыносимо». Открываем любой глоссарий, читаем определение термина: «Вызов» это — предложение участвовать в чём-либо». Применим эту смысловую конструкцию к нашему кейсу – чиновники предлагают поучаствовать в развитии решений «повышения высокой степени износа существующих коммунальных сетей и оборудования». Голова не закружилась от «осмысления высоких дум»? Это уже не просто дичь, а — публичное заявление полной неспособности отделить грешное от праведного, «мух от котлет»!
И это уже – дилетантизм* чистой воды!
Так массово пишутся курсовые и дипломные проекты в захирелых ВУЗах страны, лишенных элементарного самоуважения. Пишутся они всегда малограмотными наглыми студентами в конце семестра, сорвав все сроки, глубоко убежденные, что «…все равно никто курсовик/диплом ни читать, ни анализировать написанный в нем бред не будет». Ошибаются – прочли и подвергли пусть хоть и первичному, но все же – анализу!
________
* Дилетант — человек, занимающийся какой-либо деятельностью без должных знаний и профессиональной подготовки
Вначале прочтите такое:
- «Незначительный рост жилищного строительства — в городах… Алматы и Нур-Султане…»
И получите тут — же, парой строчек ниже незабвенное:
- «Наиболее высокий уровень ввода жилья на одного жителя отмечен в городах Нур-Султане (2,59 кв. м)»
Здесь нет нужды даже задавать вопрос: Что это? Ответил на этот вопрос лет 30 тому назад М.С. Горбачев: Это Абсурд — (ударение на букве «А»).
- «Вместе с тем решение проблемы надлежащего обслуживания и поддержки состояния жилищного фонда невозможно без активного участия собственников квартир, поскольку 97,8 % жилья находится в частной собственности.»
А чего вдруг – на чиновников снизошло такое откровение, для «уполномоченных госорганов», коль сами чиновники публично расписываются в собственном бессилии неустанной борьбы с населением, ведь поневоле им приходится все-таки обращаться именно к населению, но каким образом?
Читаем ниже:
- «Положителен опыт постсоциалистических стран, при котором государство практически не участвует в управлении ЖКХ, а рынок услуг является конкурентоспособным и саморегулируемым.»
Вы серьезно все это сейчас заявили, господа-чиновники от ЖКХ? Чудесно! Тогда держите уже весь ответ на роль МИО, МИИР и пр. «уполномоченных госорганов» с их «кураторами» в решении проблем ЖКХ! Чиновникам в ЖКХ – не место! Их попытки и в этот раз оседлать реформу заведомо неуспешны. Почему? Отвечу максимально прозрачно:
— Население страны стало много умнее и образованнее, его святая вера в то, что в высоких палатах сидят «умные» бояре за 70 лет совка и 30 лет шараханий от очередных «шагов» сильно понизили итоговую значимость любой обоймы чиновников в решении хоть каких-нибудь реальных ими же и порождаемых проблем в экономике страны. А поумерь последние свою групповую алчность (впрочем, это я уже на святое замахнулся), зависть и следующую за ней подлость, то и вовсе дышать Казахстану стало бы куда легче, глубже и радостнее.
И на финал этой части приведу еще один, особо-яркий образчик чиновничьего бессилия, неизменно нашедший отражение в документе, вот он:
- «…сегодня собственники квартир по различным причинам не осуществляют накопление денежных средств на капитальный ремонт жилья, наблюдается их низкая активность в принятии решений по управлению домом, что обусловлено сложностью процедур голосования и ограниченностью в электронных сервисах.»
Да вы что? Как вообще решились на такое публичное откровение? А вы изначально не знали того и о том даже не ведали, что все это вылезет? Именно это и стоило обдумать на старте «революционных начинаний в области ЖКХ страны — создания ОСИ».
«Всё должно быть готово еще вчера и забесплатно» — это дословная фраза бывшего высокорангового чиновника-дилетанта столичного акимата!
Ум-гу… смешно и одновременно грустно:
— Дилетантизм несовместим с управлением любого масштаба, он обходится государству крайне дорого!
Да и жизненные реалии проектного менеджмента неизменны – те корнями растут из старой английской пословицы: «Факты как дети — им рот не заткнешь и молчать не заставишь!»
Поэтому даю уже прямо:
— Населению чиновники-дилетанты надоели своей заложенной в них изначальной непродуктивностью:
- садить их за парту поздно,
- массово отправлять колоннами на свалку истории как-то даже жалко — они же поодиночке вроде даже — славные ребята с ними так «удобно попить чайку»,
- потом – у них дети, внуки, жены, любовницы, токалки, машинки, недвижимость (минимум в Эмиратах) + огромное желание оставить все как было, ничего не меняя.
Ну… конечно – «Святые помидоры!» (с) А, что им не позволяло более 30 лет подумать о «ЗАВТРА», нет не для себя, для – населения, платящего все растущие налоги? Кто настойчиво чиновникам нашептывал, что можно объехать крепко-скроенную и всесторонне обсужденную экспертами еще в 2013 году Концепцию АСУП ЖКХ? Отчего они, массово, поддаваясь на лживые традиции менталитета здешних чиновников, продолжают жить среди отживших своё старых негодных обоев, буклетов и плакатов былых уютных «величия» и «значимости»:
- спустили чиновнику сверху «указивку»,
- формальный /чаще фейковый «одобрямс» по ней он получил,
- далее скачет рысью по десятилетиями накатанной колее бесконечных пробуксовок и переносов сроков вправо.
Ведь «Отчеты об освоении выделенных финансовых средств» на «умные» парикмахерские, кафе, прачечные, пешеходные переходы и такие же «умные» сосисочные да иную дичь населению абсолютно не нужны. Население к чиновникам давно уже не стучится, оно твердо уяснило:
— Формат своей бездеятельности здешние чиновники изменить не в состоянии! Современных социальных цивилизованных сервисов населению дать они неспособны. Жаль, конечно, их, но увы – они креативно-бесплодны! Ими придется президенту страны К.К..Токаеву с аппаратом президента и отчего ему достались такие вот «вечно-занятое» зряшными о себе хлопотами «простое до неприличия наследие слышащего государства»?
Никакая массовая если не говорить проще — поголовная «цифровизация» никому не поможет, ведь она редко являет свою оборотную сторону, породив глубинное непонимание с коренным неуважением к такому сложному для чиновников понятию как профессионализм! Сам подход власти в стране обнуляет смысл базиса глубоких знаний с опытом, значимость которых давно и успешно доказана в странах для умных. Знания «Болашак» либо факультетов Йеля с Гарвардом в отсутствие опыта конкретной страны лишь — некая тонкая основа, обладать которой важно, но – недостаточно. Именно опыт включает в себя не только усвоенные предшественниками истины, но и навыки их применения в изменяющихся условиях. А вот этого-то здешний дилетант-чиновник и не умеет, и не желает. Его принцип кристально-архетипичен:
— Не раскачивайте лодку – тошнит от непривычного! (с)
Эксперт Сарыч