Основания разработки:
— поручение Президента РК, данное на заседании государственной комиссии по чрезвычайному положению от 11 мая 2020 года, касательно создания на основе АО «ЖССБК» полноценного института развития и поддержки – «Отбасы банк», который будет централизованно осуществлять ведение, постановку и учет всех нуждающихся в жилье;
— поручение Президента РК, данное на открытии сессии Парламента от 1 сентября 2020 года, касательно реализации механизма субсидирования арендной платы за жилье на базе «Отбасы Банк»;
— поручение Президента РК, данное пятом заседании Национального совета общественного доверия от 25 февраля 2021 года, касательно внедрения механизма оффтейк-контрактов и проработки механизма субсидирования затрат работодателей при строительстве арендных домов на селе.
Ключевые направления законопроекта:
1) создание на основе АО «ЖССБК» полноценного института развития и поддержки – «ОТБАСЫ БАНК», который будет централизовано осуществлять учет, постановку и распределение жилья.
В рамках законопроекта планируется на базе «Отбасы банка» создать «Центр по обеспечению жильем», который будет централизованно осуществлять ведение, постановку и учет всех нуждающихся в жилье.
При этом текущая база очередников МИО будет передана в «Отбасы банк».
В Центр обеспечения жилья (ЦОЖ) будут включены все граждане не имеющие жилье на территории республики в течение десяти последних лет вне зависимости от принадлежности к категориям.
В предлагаемой новой модели предоставления мер государственных поддержек, направленных на улучшение жилищных условий, распределение жилья будет осуществляться в зависимости от даты постановки на учет и уровня доходов.
Отбор и распределение будет происходить не по категориям граждан, а по фактическим доходам.
Кроме того, в связи с внедрением новых подходов и справедливого принципа распределения жилья предлагается исключить льготы и приоритеты (безвозмездная приватизация, первоочередное право) для отдельных категорий граждан на получение жилищ из государственного жилищного фонда.
1-1) Выведение Отбасы Банка из системы банков второго уровня.
В связи с приданием Отбасы банку статуса национального института развития предусматривается выведение его из системы банков второго уровня.
Отбасы банк будет выведен из числа субъектов, поднадзорных Агентству по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР).
При этом, АРРФР и Национальный Банк сохраняет за собой контроль и надзор по некоторым вопросам, в т.ч. по вопросам защиты прав потребителей финансовых услуг.
Вместе с тем, Отбасы банк будет осуществлять банковские и другие операции без лицензии АРРФР в рамках, определенных законодательством Республики Казахстан.
При этом учитывая, что основанием для выплаты гарантийного возмещения является решение уполномоченного органа о лишении банка второго уровня лицензии на проведение банковских операций участие Отбасы Банка в системе обязательного гарантирования депозитов невозможно.
В связи с чем, предлагается, чтобы сохранность вкладов в жилищные строительные сбережения, размещенные в Отбасы банке, гарантировало государство в размере и порядке определяемым Правительством РК (по аналогии с АО «Казахстанский фонд гарантирования депозитов»).
2) внедрение механизма субсидирования части арендной платы за жильё, арендованное в частном жилищном фонде.
В целях оперативного решения вопроса обеспечения жильем отдельных категорий социально уязвимых слоев населения Министерством уже прорабатывается механизм субсидирования арендной платы в частном жилищном фонде.
Через данный механизм будут обеспечиваться жильем очередники из числа многодетных семей, инвалидов 1 и 2 группы, детей-сирот, семей с детьми–инвалидами, имеющие доходы ниже 1 прожиточного минимума (36 018 тенге) на члена семьи.
Это позволит в короткие сроки улучшить жилищные условия порядка 70 тысяч очередников.
На сегодня утверждены правила назначения выплат за жилищ, арендуемое на вторичном рынке. Данный механизм заработает с 1 мая текущего года.
Стоит отметить, что счета арендаторов для зачисления арендных платежей и субсидий, будут защищены от взысканий, арестов и иных ограничений третьих лиц. Другие суммы на данные счета зачисляться не будут.
3) внедрение новых рыночных механизмов по стимулированию жилищного строительства.
Также в рамках законопроекта предусматриваются дополнительные меры по стимулированию жилищного строительства.
Так, в целях ускоренного обеспечения социальным жильем нуждающихся граждан предлагается поправка в Бюджетный кодекс Республики Казахстан, предусматривающая заимствования МИО для финансирования не только строительства жилья, но и приобретения готового жилья.
Также, для активизации строительства доступного и качественного жилья предлагается внедрить механизм оффтейк-контрактов.
Заключение оффтейк-контрактов будет осуществляться на долгосрочный период, путем проведения государственных закупок на строительство объектов «под ключ» (по принципу «один договор – один поставщик») в рамках одного конкурса.
Для решения жилищного вопроса в сельской местности предлагается механизм субсидирования затрат работодателей при строительстве арендных домов на селе.
Внедрение механизма субсидирования позволит стимулировать работадателей строить жилье для своих работников, что повысит заинтересованность их проживания в сельской местности и будет препятствовать оттоку населения в города, привлечь в сельскую местность квалифицированных специалистов.
Субсидированию будут подлежать затраты работодателей после ввода дома в эксплуатацию в размере 50% от его стоимости и общей площадью не более 100 кв. метров, со стоимостью не более 10 млн. тенге.
Жилье предоставляется при наличии трудового договора заключенного между работодателем и работником на 5 летний срок.
Кроме того, в рамках законопроекта предусматривается дальнейшее совершенствование вопросов управления и содержания объектом кондоминиума, в частности внедрения реформы ОСИ и исключения фонда гарантирования капитального ремонта.
https://parlam.kz/ru/mazhilis/mazhilis-khabar