Мероприятие было посвящено вопросам жилищной политики.
В теме было обсуждение двух вопросов, касающихся как управления МЖД, застройщиков, так и доступности жилья для граждан РК.
Как оказалось по многочисленным выступлениям участников, множество выявленных проблем, возникли на стадии строительства и сдачи объектов в эксплуатацию, о которых участники из разных городов рассказали.
Мероприятие было вполне таким насыщенным, как никогда. Выступающие, это представители разных ассоциаций, городов, области, именно те, кто непосредственно столкнулся с проблемами при работе по внедрению реформы. Все были открыты, говорили о наболевшем. Мне показалось, что годы внедрения законодательных требований ЖКХ с 2020 по настоящее время прошли не зря и выявили много, того, о чем возможно и не думали, что столкнутся.
А также не думаю, что представители вышестоящих госорганов, отвечающих за внедрение реформы, были не в курсе. После всего услышанного создалось впечатление, что зачем-то стравили ОСИ на КСК и наоборот. И с высоты своего положения в данный момент госорганы просто наблюдатели. С какой целью столкнули простых людей с простыми людьми? Столько судебных скандалов, потраченных нервов и финансов их же собственников финансов.
Видится проблема гораздо глубже и чем дальше, тем больше мы узнаем. Все самое интересное, кажется, ещё впереди, разочарования ожидают многих.
Заранее, хочу поблагодарить К.А.Шайха за такое мероприятия, куда пришли все ответственные за реформу, жаль никого не было из департамента юстиции, а также жилищным инспекциям городов полезно было бы послушать.
Были затронуты две темы доступное жилье, и управление и содержание МЖД, да правильно отметил, депутат Мажилиса Альберт Павлович Рау, что там разные аудитории, но тем не менее они связанные между собой.
Он отметил, что «ни одно государство не может обеспечить жильем всех своих жителей. Также и у нас невозможно обеспечить всех жильем, и то, что в законе заложена возможность для социально-уязвимых слоев населения государство будет субсидировать именно аренду, помогает тебе с платежами, но при этом оно не может тебе обеспечить жильем, так как у тебя не хватает даже на аренду, не говоря об ипотеке»
Привел в пример опыт Германии, которые всю жизнь живут в аренде. Так как они не знают, что будет завтра, смогут ли ее выплачивать. По его словам, вопрос очень сложный и будет решаться в рамках социального кодекса, который разрабатывается по поручению главы государства.
Относительно управления и содержания он отметил, что передача домов в 90-х в КСК, оправдала себя, но со временем появилось множество проблем. Он обсуждает с практиками ОСИ эти проблемы и в закон готовятся поправки. Также он отметил, что основная сложность в том, что жители не знают, что происходит в их доме. В законе прописаны все права и обязанности собственников, но на самом деле никто ничего не знает. Закон, по его словам, гибкий, за жителями принятие ключевых решений, либо делегирование Совету дома. Относительно ПТ на 30 квартир, он считает, что можно вопрос с оплатой за услуги решить, сбрасывая одному из жителей на счет.
А также необходимо смягчить принятие решений по утверждению тарифа.
Он отметил, что готовится более 90 поправок, которые в сентябре поступят на обсуждение.
Продление сроков, не говорит, что реформа остановлена, она претерпевает внесение изменений. И осенью их будут рассматривать.
Лепесов Руслан Талгатович, директор департамента градостроительной и жилищно-коммунальной политики МИИР, отметил, что, правительство предлагает новые подходы по обеспечению жильем. Теперь жилье будет распределять не акимат, а создается новый Институт Развития Отбасы банк, который будет централизовано ставить на учет и распределять жилье среди граждан.
«Мы отходим от категорийности – отметил он. Все нуждающиеся могут встать на учет. Социально уязвимые слои населения будут пользоваться -субсидированной арендной платой, у граждан доход которых выше будет пользоваться различными льготными программами по ипотеке такими как «7-20-25», «Шанырак», «Бақытты Отбасы».
В сельской местности предусматриваем субсидирование затрат работодателей, когда они будут строить жилье для своих работников. По данным проектам работы ведутся и и идут дискуссии. До конца года думаем принять, либо отправить в сенат на рассмотрение. Относительно управления МЖД, он отметил, что практика перехода на новые формы управления выявила много вопросов нерешенных, поэтому продление сроков направлено только для улучшения механизма управления домами и в начале сентябре продолжатся обсуждения в стенах Мажилиса»
Согласно предоставленным данным заместителя председателя казахстанского центра модернизации и развития ЖКХ, АО «Казцентр ЖКХ» Маргулана Женисовича Абдыкадырова «в Республике в 10 областях завершен переход на новые формы управления. Низкие показатели в южной и северной столицах. Проводятся множество собраний с жителями. Более 50% не имеют регистрации кондоминиума. В настоящее время зарегистрировать кондоминимум могут минимум 2 человека с дома, все расходы предусмотрены из бюджета» – отметил он. Относительно программы
Е-Шанырак, он отметил, что это единая система, которая даст возможность за счет проведения анализа действий регионов принимать управленческие и другие решения. Проект реализуется по механизму ГЧП по частной инициативе из бюджетного фонда, срок действия до 10 лет.
Также он отметил, что проводится работа со всеми акиматами городов, даются устные и письменные консультации, функционирует сайт, телеграмм бот. Министром утвержден медиаплан информационного сопровождения для снятия напряженности населения, проводятся брифинги во всех областях, размещены видеоролики на казахском и русском языках на ютубе, канал активизирован и там более 190 подписчиков.
Относительно деятельности простых товариществ, он отметил, что в проекте предусматривается исключение получения письменной доверенности от жильцов, ПТ действует на основе протокола собрания и для открытия счета 100% нотариально заверенная доверенность тоже исключается, предлагается доверенность только от членов Совета дома.
На вопрос сколько потрачено бюджетных средств на реформу ответил Альберт Павлович Рау, сказал, что реформирование — это дело самих жителей, с 90-х годов оказывалась большая помощь жителям в виде жилищной помощи, также как на капитальный ремонт, на кредитование. Также он отметил, что он лично инициировал норму для фасадов и архитектурного облика МЖД в городах, которую местные исполнительные органы могут брать на себя. Не было нормы по кредитованию лифтов, и проблема нарастает, но это все должно решаться на местах.
Суть реформы, это эффективное использование средств самих собственников, накопленных на счету.
Исаев Рустам Муратович, заместитель председателя правления АО «Казахстанская жилищная компания», презентовал рекомендации, позволяющие жилье сделать более доступным, для этого необходимо- Активизировать инвестиции в доступное и социальное жилье. Снизить административные барьеры для строительства доступного жилья (может способствовать увеличению предложения). Улучшить оказание государственной поддержки домашним хозяйствам с низким уровнем дохода с уделением внимания потенциальными компромиссами (например, постепенная отмена налоговых льгот, которые способствуют домовладению и которые приносят пользу домохозяйствам с более высоким доходом). Сделать рынок частной аренды более доступным, продвигая налоговую нейтральность между арендой и владением, обеспечивая лучший баланс между отношениями арендодателя и арендатора и используя при необходимости гибкие меры по стабилизации арендной платы.
КЖК применение опыта стран ОЭСР
Руководитель Комитета по жилищной реформе СРО НАК РК, Аркадий Александрович Рубцов, в своем выступлении сказал: «Поправки которые сейчас принимаются ведут к тому, что местные исполнительные органы, там где не будет создан ОСИ и где они не регистрируются, будут назначать управляющие компании самостоятельно. Он отметил, 4000-5000-7000 ОСИ эту реформу не сделают. Никаких положительных мер для создания ОСИ не предполагается. Соответственно, к чему перейдем, правоприменительная практика будет решать все вопросы постфактум после внесения изменения в поправки. Общим собранием написано, что собранием можно принимать в своем видении любые вопросы. И мы видим конфликт, пока ещё не явственен, но, если получится, так что в виду отсутствия регистрации ОСИ в 35-квартирном доме чиновники могут решить вопрос выбора и навязывания своей управляющей компании могут вызвать социальный взрыв. Собственники в любом случае должны этот вопрос решать самостоятельно. А желание монетизировать все эти процессы по встраиванию своих управляющих компаний настолько велико, что они могут закрыть вопросы по реализации реформы в течении 3-х месяцев. Все закончится не так как бы хотелось инициаторам и это главный вопрос.
Невозможно будет заключить договор ни с одной управляющей компанией, если в их составе нет специалистов, прошедших обучение и квалификационный экзамен. В настоящий момент в Республике Казахстан два Сертификационных центра ЖКХ, из которых один алматинский работает на постоянной основе и единственный центр, который подал заявку на онлайн-сертификацию и не может получить ответа, так как
НПП «АТАМЕКЕН» с 6 мая не может ее рассмотреть. Невозможно выполнить требования законодательства и насытить сферу грамотными сертифицированными специалистами, которые есть. Если специалист должен приезжать из города Актау оплатить 120 000 за билет в лучшем случае и за проживание и уезжать. Мы видим эту ситуацию в течении 2-х лет, стучимся во все двери, но ничего не можем сделать. Готовим специалистов самостоятельно, методическую базу и литературу готовим самостоятельно. На базе жилищного комитета СРО проводим титанические сдвиги по созданию национальной системы по управлению и содержанию общедомового имущества. Хотят этого или не хотят именно эта система будет главным двигателем реформы. Причем неважно как будут называться части этой системы КСК, ПК, ПКСК это не имеет значения. Кадры решают все и без грамотных специалистов мы никуда вообще не сдвинемся. Не имеет значения сколько квартир должно быть в ОСИ или ПТ, это десятый вопрос, но если все решать административными рычагами, то мы «выхолостим» все как бы хорошо мы к ней не относились. Уже видно, что количество ОСИ не будет создаваться в геометрической прогрессии. Мы ведем реестр специалистов и возможно 3-4 специалиста в своих городах создавая свои компании, готовящиеся под дальнейший захват рынка через внесение изменений в действующее законодательство, поделят договора и заключат с местными исполнительными органами имея на то все необходимые полномочия. Двинет ли это рынок в конкуренцию – очень сильно сомневаюсь. Сделает ли это невозможным для огромного количества собственников квартир выбрать свою управляющую компанию – да это может произойти. Принесет ли это пользу Республике Казахстан – категорически не согласен. Формально реформу можно было объявить успешной даже не перенося сроки по данному законопроекту на год. Реально некоторые регионы отчитались о выполнении реформы. Если показатели достижения доведены до 90%, то можно было объявить реформу внедренной и сейчас. ПТ показали свою жизнеспособность, так как для собственников она оказалась реальностью, но местные исполнительные органы столкнулись с другой реальностью, и помогали всем чем могли ПТ. Когда изменятся правила игры они точно также будут создавать ОСИ там, где это возможно, но лучше будет приводить туда свои управляющие компании. Точку поставит именно правоприменительная практика, потому что именно там будет отсуживаться, (чего не хотелось бы) право собственников квартир на выбор своей управляющей компании. К сожалению, формами управления ОСИ, ПТ, НСУ придется пожертвовать, увы, но мы приходим именно к этому. Вот здесь доля грамотных специалистов чрезвычайно низка. Были разные предложения нарастить количество обучаемых и сдающих квалификационный экзамен, но, к сожалению, НПП «АТАМЕКЕН» делает все возможное, чтобы спускать все на «тормоза». И нужно принять к сведению, что специалистов, прошедших квалификацию и имеющих право заключить договор с местными исполнительными органами будет катастрофически не хватать. А также прошу обратить внимание, что председателя ОСИ не обязывают обучаться и в настоящее время треть председателей ушли только потому, что они не поняли в какую среду они пришли. Искусственного разделения быть не должно между председателями ОСИ, КСК, УК на одни хорошие, другие плохие.
С 1996 года мы видим, что однодомные КСК создавались на базе необходимости регистрации объекта кондоминиума. С 1996 по 1998 год был взрывной всплеск регистраций однодомных КСК и через 7-8 месяцев мы увидели тоже самое, что и сейчас. Они прекращали свою деятельность и объединялись в большие КСК. Тоже самое предполагаю случится и сейчас. Конечно, работа сервисных компаний тоже должна быть прописана в законе, она как была в серой зоне так в ней и осталась. Но любое влияние местных исполнительных органов способно изменить реформу до неузнаваемости. И мы скоро увидим, как председатели ОСИ почуют на себе всю тяжесть того, что пережили на себе председатели КСК. Давайте объединяться и делать что-то вместе. И давайте реально заниматься обучением и сертификацией специалистов.
Член Президиума Общественного Совета Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК, Президент СРО ОЮЛ «Национальная Ассоциация Кооперативов и других форм экономических сообществ РК Шайх Казыбек Алтаевич, также отметил, что одной из причин продления сроков внедрения реформы была пандемия, когда люди не могли собираться, решать какие то вопросы. И в настоящее время и Алматы, и Нур-Султан периодически находятся в критических зонах по коронавирусу. Поэтому онлайн сертификация специалистов одна из стратегически архиважных проблем, которую необходимо решить.
В продолжении готовлю материал по выступлениям президента лифтовой компании РК, непосредственно участников рынка управления и содержания жильем из разных городов, боли высказано много.
А также хотелось бы получить ответы на вопросы, заданные в чате. Все ответы будут опубликованы на сайте.
Орфография и пунктуация вопросов сохранены.
- Прошу обсудить проблемы Нежилых помещений — в законах отсутствует алгоритм взаимодействия с НП, а в крупнейшем городе страны многие коммерсанты просто не оплачивают рсж и капремонт.
- Альберт Павлович, Вы приводите пример Германии, но там все по другому там развитие отрасли и обучение как собственников, так управляющих проводили аж с 1953 года,т.е. сразу после войны практически. У нас большая проблема с этим, о чем можно говорить,если собственникик до сих пор не видят и не знают разницы — общедомовое и частное имущество.
- Почему так разнятся цифры из разных статданных по количеству МЖД в РК?
- Где в публичной сфере будет выложена запись этого совещания? То что ведётся запись уже хорошо. Почему не ведётся трансляция на тот же канал в ютюб Казцентра жкх? 190 подписчиков на канале — это ужасная работа пиарщиков Казцентра жкх. Чтобы не назвать это саботажем
- Примеры развитых стран мягко говоря неуместны. Потому что там частное право уважалось веками. А не 30 лет как у нас
- Прошу поднять вопрос отчуждения подвальных помещений(цокольного тех.помещения, расположенного ниже уровня земли жилого дома) где проведены инженерные сети дома. Застройщики на этапе строительства выделяет как НП или кладовки и выставляет на продажу, тем самым собственники жилья утрачивают свободный доступ к обслуживанию инженерных сетей. Надо как в Москве, законом вернуть все эти помещения в кондоминиум.
- 80% бизнеса размещается в жилых домах! серьезные нарушения в части самозахвата общего имущества
- Альберт Павлович Вы сказали работаете с ОСИ, какие вносятся изменения совместно с ОСИ, поделитесь опытом, а также как сейчас обстоят дела с ОСИ на Хайвил, был громкий скандал насколько помню и это не секрет уже)
- Альберт Павлович — не кажется ли Вам,что долевое строительство в РК необходимо искоренить…примеров тому множество.
- И даа самое главное -Альберт Павлович, почему председатели ОСИ не должны обучаться согласно ЗАКОНУ, а только по желанию?
- И даа самое главное -Альберт Павлович, почему председатели ОСИ не должны обучаться согласно ЗАКОНУ, а только по желанию? а ещё и за счёт государства
- почему проведение обучающих курсов не перевести в функцию управления жилья? Думаю сертификация кадров не решит проблему нехватки кадров. Еще одна бумажная волокита.
- не ОСИ ведет к удорожанию тарифа, а качество принятого в эксплуатацию жилья и иждивенческие настроения жителей + вопрос блокировки доступа к счёту на организацию капитального ремонта. Пока ОСИ не создано такого счёта попросту нет в арендных домах КЖК. Это важный вопрос и должен быть отрегулирован в договорах аренды с последующим выкупом.
- почему подведственный организация МИИР как Госэкспертиза не даёт дубликаты председателю ОСИ
- в вопросе какие средства были заложены на проведение реформы-ключевым является слово» реформа»т.е государственная разработка и поддержка по продвижению,тиражированию органов управления и сервиса. Все предельно ясно.
- вопрос спикеру, столько дел сделали в ОСИ, а на следующий год вас переизберут и что тогда?
- Казбек проблема ПТ сама по себе не в существующей платформе сбора и транзакций по оплате, тут гораздо сложнее! Мы же все взрослые люди и понимаем что применение других методик по организации управления, в том числе и по изменениям в уполномоченных органах структурного либо юридического…к желаемым результатам не приведет. Кам мы себе представляем уже на текущий период более 32 000 ПТ провести в соответствие, если уже реформа в этом плане не состоялась Ж/И уже пошли на грубое нарушение закона о ЖО? взяв на учет! Решение высказанное Абдыкаримовым только усложняет это процесс.
- Весь бардак в домах обусловлен бездействием госорганов: УЖП, УГАСК, Акимат. Жители писали постоянно, в ответ были одни отписки. Госорганы не следили за соблюдением законов. Кондаминимум во вторичном жилье неправильно, с ошибками выдает НАО.
- Государственные уполномоченные органы, которые должны осуществлять контроль ничего не делают, только ставят галочку по еще одному открывшемуся ОСИ. Мы прошли много судов. Выбиваем свое с боем и кровью
- В Алматы застройщики каждый угол продают в домах. Какой гос орган должен это проверить и принять решение по возврату? В Казахстане есть министерство, департамент кто сможет ответить на этот многострадальный вопрос? Или опять собственники все должны идти в суд?
- Реформа хорошая,но прежде чем эту реформу произвести в дело,необходимо было провести кап ремонты в домах,а потом передать жителям.Тогда бы можно было как то собрать средства на следующий кап ремонт.КСК должны были соблюдать закон и давно нужно было открыть вторые счета,только по закону и сейчас бы были деньги на кап ремонт,если в гос органах нет денег.
- Ещё один вопрос, коллеги, у нас смена управляющих и сервисных компаний является обязательной и принимается решение по итогом годового отчёта, финансового причём , необходимо смещать такое перезаключение договоров на окончание отопительного сезона. тарифная смета с 1.01.по 31.12 не удобна для работы и принятия решения, как думаете?
Главный редактор Алия Богаева
Продолжение следует…..