Преамбула
Группой экспертов РК в течение лета 2022 г. Был проинспектирован ряд существующих информационных порталов, структурно объединяющих 5 сегментов строительной отрасли и отдельных по сути — малозначимых технологических процессов ЖКХ страны. В их число попали все нижеперечисленные по взаимному мнению группы экспертов государственные порталы:
- «Единый* геопортал инфраструктурных данных» ЕГИД ggk.kz
- «Единый портал для проведения комплексной вневедомственной экспертизы по проектам строительства» e—psd.kz
- «Единая информационная система долевого участия в жилищном строительстве» — qazreestr.kz
- «Информационная система централизованного сбора и хранения электронных информационных ресурсов в сфере жилищных отношений и жилищно-коммунального хозяйства» e-zhkh.gov.kz
- «Информационная система e-Qurylys»
* далее термины «Единая/Единый» и прочие вариации их определения, не несущие смысловой и функциональной нагрузки сознательно по тексту будут опущены. |
Главное замечание на старте
Несмотря на то, что все пять ресурсов разработаны одним госорганом, а именно — КДС и ЖКХ МИИР РК, процедуры работы пользователей с их данными – UX и интерфейсы UI совершенно разные у всех 5 вышеперечисленных информационных ресурсов. Почему и зачем так сделано их создателями и Заказчиками?
Очевидно – «так надо было!»
«Так надо было!» — смело может быть отнесено как по наполненности контента порталов информацией, так и по способу регистрации участников на этих информ-ресурсах. Все базы данных (далее — БД) рассмотренных информационных систем (далее — ИС) между собой не имеют:
- глубоко-продуманного унифицированного единого по структуре механизма обмена данными,
- не согласован их интерфейс,
- не увязаны,
- не оптимизированы как частота, так и состав пакетов данных для процессов обмена,
- не согласованы семантика и интерфейсная часть даже ссылок на страничках переходов на смежные ресурсы,
- и пользователю как в кругах ада приходится вновь и вновь проходить 5 регистраций на каждом ресурсе сызнова.
- Мы начнем неспешно с обзора информационных ресурсов главного Министерства инфраструктурного развития РК, плавно переходя к выводам и практическим рекомендациям.
Первым у нас в технологической цепочке жизненного цикла объекта недвижимости (далее — актива) от замысла и его успешной реализации до утилизации идет:
Портальное решение — ggk.kz
ЕГИД («ggk.kz») увы и ах — не работает от слова совсем! После регистрации на портале ряда участников группы экспертов прошло более 7 рабочих дней, но эта с позволения «ИС» до сих пор не подтвердила факта регистрации хотя бы одного из экспертов, поэтому вывод по этой «ЕГИД» может быть артикулирован весьма грустным:
— Провести анализ работы ЕГИД «ggk.kz» не представляется возможным, а потому — участники группы экспертов вынуждены повториться: «налицо – вовсе совершенно» не работающая ИС.
Особо-настойчивым пользователям при особом на то упорстве для получения хоть какой-либо полезной информации о работе РГП «Госградкадастр» необходимо вручную перейти на сайт aisggk.kz. с повторной регистрацией, но увы и ах:
— Сайт, как и большинство в РК только — новостной, а потому никакого сервиса для пользователей целевым образом на него зашедших, он не предоставляет от слова СОВСЕМ!
Теперь из совершенно-объективного, а здесь эксперты – абсолютно не покривили душой, все же ЕГИД — ggk.kz содержит следующие (выделим особо): отдельные схематически-черновые данные, в их числе, загибаем пальцы:
«Генеральные планы развития городских территорий», да-да, читатель не ошибется в своем предположении:
– У пользователя отсутствует к ним доступ;
«Проекты детальных планировок» – решение будет в точности совершенно аналогично настоящего документа, а потому у экспертов напрочь отпали за ненадобностью вопросы ко всем остальным информационным погремушкам этого т.н. «Портала»:
– Тогда зачем вообще о них сообщено пользователю;
Здания и сооружения
«Инженерная инфраструктура»
«Объекты благоустройства»
«Аналитика градостроительного развития»
Предложение экспертов после проведенного экспертами анализа фактов в процессе анализа, но НЕ (работы) этого ресурса следующее:
Необходимо изменение в жестких требованиях ТЗ на переработку портала всех UX и UI («The one who is supposed — to know does know!», Кто знает тот понял – англ.) и особо – единых порядка и содержимого полей регистрации входных форм (далее — РФ) любых информ-ресурсов МИИР РК;
- Обеспечить гипер-cсылки на сопутствующие странички сайтов СВОЕГО ЖЕ вышестоящего по иерархии госоргана;
- Выполнить обязательный доступ к заявленным разделам контента информ-ресурсов МИИР РК для всех категорий и групп пользователей, особо это относится к потенциальным застройщикам активов страны.
- Сделать ряд информационных сервисов портала коммерциализованными.
1. Портальное решение e-PSD.kz
Эксперты разбирают конкретную проблему – имеется относительно-подробная РФ данного портала, а теперь требуется ее заполнить:
- на РФ в наличии имеется полноценная кнопка «Заполнить поля автоматически», кстати — мысль крайне здравая, однако же — функция не активирована;
- пользователю крайне важно прикрепить любой из документов:
- свидетельство,
- справка о государственной регистрации юрлица,
- проект договорного документа, на основании которого действует заявитель при подписании договора отношения сторон и пр., но — наблюдается все тот же самый предугаданный эффект – часть крайне полезных, а скорее всего четко-заявленных в ТЗ на разработку портала функций, упорно — не работает;
- попутно замечены досадные мелочи сугубо-оформительского толка – ошибка в написании термина «Кбе», при корректном — «КБе»;
Предложение: необходима доработка функционала программного обеспечения (далее — ПО) РФ после заполнения одного из полей РФ — «БИН / ИИН» для заполнения обязательных полей РФ в автоматическом режиме*.
* решение по автоматическому заполнению строго-обязательных полей РФ избавит операторов от огромного числа грамматических и синтаксических ошибок, убрав необходимость дальнейшей программной полнотекстовой проверки на отсутствие дублетности в полях РФ. |
Чуприна А.П., главный инженер IT проектов
Продолжение следует