Об утверждении Концепции развития жилищно-коммунальной инфраструктуры до 2026 года


 

Анализ текущей ситуацииНастоящей Концепцией рассматриваются основные вопросы, затрагивающие интересы населения в части развития коммунальной и жилищной инфраструктуры.

      Сфера жилищно-коммунального хозяйства представляет собой 2 основных взаимосвязанных элемента:

      1) коммунальный сектор, включающий в себя системы, обеспечивающие водо-, газо-, тепло-, электроснабжение и водоотведение, благоустройство и содержание объектов общего пользования и территории населенных пунктов;

      2) жилищный сектор, включающий в себя многоквартирные жилые дома (далее – МЖД) и индивидуальные домостроения, являющиеся основным потребителем коммунальных услуг.

       Услуги жилищно-коммунального хозяйства – это одно из основных жизненных благ, определяющих уровень жизни населения, поскольку удовлетворение ими или потребности в них ощущается населением особенно остро. Состояние окружающей среды напрямую влияет на качественные характеристики жизни людей. Экологический кодекс Республики Казахстан является частью основного законодательства, обеспечивающего основу для создания окружающей среды, благоприятной для жизни и здоровья человека.

       По данным обследования «Качество жизни населения», проведенного в марте 2021 года, 44,1 % респондентов удовлетворены качеством питьевой воды, 44,8 % – чистотой воздуха, 50,6 % – чистотой, прилегающей к жилью территории, 42,9 % – частично удовлетворены возможность приобрести жилье самостоятельно и 33,4 % по мерам поддержки со стороны государства.

       На начало 2022 года удельный вес общей площади жилищного фонда республики, оборудованного водоснабжением, достиг 98,2%, канализацией – 72,5 %, отоплением от индивидуальных установок – 58,1 %, ванной или душем – 42,9 %, центральным горячим водоснабжением – 37 %, горячим водоснабжением от индивидуальных нагревателей – 13,5%, газом – 86,8 %, напольными электроплитами – 11,9 %.

      Вопросы предоставления населению коммунальных услуг регламентируются требованиями, предусмотренными национальными, государственными стандартами, санитарно-эпидемиологическими требованиями, техническими регламентами и нормативными правовыми актами в соответствующих сферах.

О состоянии коммунальной инфраструктуры

  1. Водоснабжение и водоотведение (канализация)

Запасы безопасной воды, гигиена и санитария, а также надлежащее управление водными ресурсами имеют основополагающее значение для здоровья людей во всем мире.

По данным статистики по республике 97,3 % населения пользуется улучшенными источниками питьевой воды: 99,7 % в городской и 94,6 % в сельской местности, 98 % домохозяйств имеет доступ к улучшенной санитарии.

      В целом по стране 95,4 % населения имеет доступ к улучшенным источникам питьевой воды и улучшенной санитарии.

      4128 сельских населенных пунктов (всего 6302 села) обеспечено централизованным водоснабжением и в 631 селах с численностью менее 200 человек установлены комплексные блок-модули (далее – КБМ).

       В республике насчитывается 570 предприятий, оказывающих услуги по сбору, обработке и распределению воды и сбору, обработке сточных вод, из них 157 (27,5 %) находится в государственной коммунальной собственности, 413 (72,5 %) – в частной собственности.

      В управлении этих предприятий находится 604 сооружения системы водоотведения (в 2018 году – 573, в 2019 году – 599) и 270 отдельных сетей системы водоотведения (в 2018 году – 301, в 2019 году – 272), в том числе 244 очистных сооружения (в 2018 году – 186, в 2019 году – 238).

      Протяженность главных коллекторов составила 4,9 тыс. км. (в 2018 году – 4,7 тыс. км., в 2019 году – 4,8 тыс. км.).

       Производительность сооружений механической очистки системы водоотведения составляет 1377,5 тыс. куб. м. в сутки (в 2018 году – 3041,1 тыс. куб. м. в сутки, в 2019 году – 1414,1 тыс. куб. м. в сутки), сооружений биологической очистки (полного цикла) – 2780,3 тыс. куб. м. в сутки (в 2018 году – 2911,6 тыс. куб. м. в сутки, в 2019 году – 2731,4 тыс. куб. м. в сутки).

      Через очистные сооружения пропущено 578,7 млн куб. м. сточных вод (в 2018 году – 580,7 млн куб. м., в 2019 году – 579,2 млн куб. м.).

      Доля очищенных стоков в общем пропуске сточных вод составила 84,7 % (в 2018 году – 86,8 %, в 2019 году – 84,5 %).

      По данным статистики предприятиями водоснабжения в 2020 году подано для потребления 2412,4 млн куб. м., что больше объемов 2018 года на 24 %, в том числе объем потребляемой воды населением увеличился на 5,2 % и составило 573,7 тыс. куб. м. Среднесуточный отпуск воды в расчете на 1 жителя составил 83,8 литра.

      Общая протяженность по республике водопроводных сетей составляет 85,1 тыс. км. и 16,9 тыс. км. канализационных сетей (водоотведения).

      В целом, исходя из нормативного срока надежной эксплуатации в 25 лет, около 25,4% сетей требует капитального ремонта или их полной замены (19,1 тыс. км. сетей водоснабжения и 6,8 тыс. км. сетей водоотведения).

      За период с 2018 – 2021 годы по данным статистики инвестиции в основной капитал в связи с реализацией проектов по развитию систем водоснабжения и водоотведения составили 1,4 трлн тенге, в том числе в 2018 году – 287,8 млрд тенге (97 % к 2017 году), в 2019 году – 303,6 млрд тенге (104 % к 2018 году), в 2020 году – 422 млрд тенге (139 % к 2019 году), в 2021 году – 477 млрд тенге (110 % к 2020 году).

      В рамках государственных инвестиций за этот период реализовано 1389 проектов на 482,7 млрд тенге, из них в 2018 году – 95,1 млрд тенге, в 2019 году – 125,1 млрд тенге, в 2020 году – 113 млрд тенге, в 2021 году – 149,5 млрд тенге.

      За счет реализации проектов построено и реконструировано по республике 16728 км. сетей водоснабжения и водоотведения, из них в 2018 году – 4002 км, 2019 году – 4447 км, 2020 году – 4189 км, 2021 году – 4090 км.

       В результате использования данных средств в целом по республике доступность к сетям водоотведения к 2021 году возросла на 5,7 %, а количество аварий на сетях водоотведения снизилось на 30 % (2018 год – 2697, 2020 год – 1712).

       Несмотря на принимаемые меры вопросы состояния существующей коммунальной инфраструктуры требуют особого контроля. Инвестиции в коммунальный сектор не позволяют в значительных объемах осуществлять замену труб с высокой степенью износа. В результате по стране наблюдается постоянный рост технологических нарушений в системах тепло-, водоснабжения и водоотведения, особенно в отопительный период.

       Существующая водопроводная сеть по стране введена в эксплуатацию более 40-50 лет назад в основном с применением стальных и чугунных труб, которые наиболее подвержены коррозии и образованиям известковых отложений, что приводит к их быстрому износу, снижению пропускной способности, высоким потерям и ухудшению качества питьевой воды.

      Значительный объем сточных вод промышленных предприятий поступает напрямую на городские очистные сооружения, изначально не рассчитанные на очистку промышленных сточных вод. Многие действующие очистные сооружения уже выработали свои эксплуатационные ресурсы и требуют замены.

      Острой проблематикой в целях недопущения антропогенных загрязнений окружающей среды и водных ресурсов являются вопросы бесперебойного функционирования в городах канализационно-очистных сооружений (далее – КОС).

       На сегодняшний день из 89 городов республики в 27 городах КОС отсутствуют, в 42 городах требуются модернизация и реконструкция.

       В целях исключения техногенных аварий и обеспечения качественных услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства требуются масштабная реконструкция и модернизация коммунальной инфраструктуры.

       При этом необходимо исключить хаотичность реализации проектов, обеспечив утверждение региональных планов развития инфраструктуры в населенных пунктах с учетом точной информации о состоянии сетей и объектов.

      Немаловажно принять меры по повышению инвестиционной привлекательности жилищно-коммунального комплекса.

      Кроме того, одной из насущных проблем является отсутствие эксплуатирующих организаций в сельских населенных пунктах, а материально-техническая база действующих предприятий оставляет желать лучшего. В результате построенные водопроводные сети остаются на балансе акиматов либо передаются непрофильным предприятиям или организациям, которые не имеют квалифицированных специалистов и специализированной техники для технологической и технической эксплуатации.

2.Теплоснабжение

 Согласно данным статистики по республике в секторе снабжения электроэнергией, газом, паром, горячей водой и кондиционированным воздухом действует 1393 предприятия, из них 86 (6,1 %) – государственной собственности, 1307 (93,8 %) – частной формы собственности.

Общая протяженность тепловых сетей в двухтрубном исчислении по республике составляет более 11,4 тыс. км. При этом около 28,1% или 3,2 тыс. км сетей требует незамедлительной замены.

       Сектор снабжения тепловой энергией представлен энергоснабжающими организациями, которые осуществляют покупку тепловой энергии у теплопроизводящих организаций и последующую ее продажу потребителям.

      В большинстве регионов энергопередающие организации осуществляют деятельность по энергоснабжению.

      Энергоснабжение тепловой энергией осуществляется только в системах централизованного и локального теплоснабжения.

      Тепловые источники в централизованных и локальных системах теплоснабжения разделяются на теплоэлектроцентрали и котельные.

      Производство тепловой энергии в Казахстане осуществляет свыше 2500 тепло источников, из них 118 мощностью свыше 100 гигакалорий в час (далее – Гкал/ч) и источники индивидуальных потребителей, которыми произведено 89 миллион Гкал/ч.

       Общая установленная мощность тепловых источников Казахстана на 1 января 2021 года составляет 43231 Гкал/ч. (располагаемая мощность – 37566,7 Гкал/ч).

      В 2020 году выработка теплоэнергии составила 89,3 млн Гкал, из них 53 млн Гкал приходится на тепловые электростанции и 29,4 млн Гкал – на котельные.

      Предприятиями республики было отпущено 55,9 млн Гкал теплоэнергии, из них 27,9 млн Гкал объема отпущенной тепловой энергии поступило населению.

       Среднесуточный отпуск теплоэнергии в расчете на 1000 жителей составил 4,1 Гкал/ч. Количество потерь в сетях теплоснабжения увеличилось на 2,8 % по сравнению с 2017 годом (с 8807,2 до 9056,8 тыс. Гкал/ч.).

      В 2015 – 2021 годы через механизмы кредитования и субсидирования было реализовано 442 проекта по строительству и реконструкции 3545,5 км сетей тепло-, водоснабжения и водоотведения, 29 котельных и 100 единиц других объектов.

      Кроме того, реализовано 474 проекта по модернизации сетей тепло-, водоснабжения и водоотведения на 248 млрд тенге в рамках национального проекта «Сильные регионы – драйвер экономики», Государственной программы жилищно-коммунального развития «Нұрлы жер» на 2020 – 2025 годы (далее – Программа «Нұрлы жер»), Дорожной карты занятости и программ местных бюджетов, по результатам которых модернизировано и реконструировано 5377 км сетей.

      В результате финансирования проектов снизился износ сетей тепло-, водоснабжения и водоотведения с 63 % в 2017 году до 53 % к 2022 году и количество аварий — на 14 % (2017– 44 аварий, 2021 г – 38 аварий).

       В целях должного учета потребляемых ресурсов и повышения энергоэффективности ведется работа по установке общедомовых и индивидуальных приборов учета тепла и воды.

      На начало 2022 года жилищный фонд республики обеспечен приборами учета тепла и воды на 73 %. При этом крайне низкий уровень обеспеченности общедомовыми приборами учета тепла и воды в Кызылординской, Жамбылской, Восточно-Казахстанской, Павлодарской и Северо-Казахстанской областях – 34-44 %.

       По оценкам экспертов общая потребность на сегодня в общедомовых приборах учета тепла и воды составляет 23,4 тыс. единиц, установлено – 63,5 тыс. единиц.

3.Электроснабжение

 Производство электроэнергии в стране осуществляют свыше 200 электрических станций с общей мощностью 23621,6 МВт, из них объектов, использующих возобновляемые источники энергии (далее – ВИЭ) 1634,7 МВт.

      Передачу электроэнергии осуществляет 19 региональных энергетических компаний (далее – РЭК) и порядка 126 малых передающих компаний, которые контролируют электрические сети регионального уровня напряжением 0,4-220 кВ.

      В 2020 году было выработано 108 млрд кВт/ч электроэнергии. Потребление электроэнергии по сравнению с 2019 годом увеличилось на 2,09 % и составило 107,3 млрд кВт/ч., в том числе 13,3 млрд кВт/ч электроэнергии отпущено населению.

       В сфере электроснабжения 100 % уровень обеспеченности приборами учета, но большинство из них старого образца и не соответствует энергоэффективным требованиям.

      Современные бытовые приборы и электроустановки, работающие на минимальных токах, не учитываются индукционными приборами учета, механизм которых имеет большую погрешность при отрицательных температурах наружного воздуха, характерных для большей части территории страны, что влечет к образованию коммерческих потерь во внутридомовых сетях, а при некоторой изношенности счетного устройства создает погрешность самохода.

      В настоящий момент индукционные приборы учета не исключены из государственного реестра средств измерений, принимаются к поверке и как следствие ведется их дальнейшая эксплуатация. В то же время необходимо данные приборы поэтапно выводить из эксплуатации с последующей установкой приборов учета с дистанционным снятием показаний.

  1. Газоснабжение

  По данным статистики к 2021 году количество населенных пунктов, газифицированных товарным природным газом, увеличилось с 986 в 2017 году до 1074 по итогам 2020 года.

      Из них 52 города областного значения, 13 районов в городах республиканского значения, 6 поселков и 1016 сельских населенных пунктов.

      Сжиженным газом газифицировано всего 14 населенных пунктов, в том числе 8 городов областного значения, 4 района в городах республиканского значения и 2 сельских населенных пунктов.

       Количество газорегуляторных пунктов составило 1544 единицы по природному газу и 551 единицу по сжиженному газу, 92508 шкафных газорегуляторных пунктов и 28020 единиц приборов учета природного газа.

      Протяженность уличной газовой сети составляет 32685,5 км, из них 21608,8 км внутриквартальные (внутридворовые) сети.

       В период с 2017 по 2020 годы построено 6787 км, в том числе внутриквартальной 1971 км.

       В ремонте нуждается 124,1 км уличной газовой сети, числящейся на балансе предприятий.

       В результате принимаемых мер по газификации населенных пунктов объем потребления газа увеличился к 2021 году до 18,6 млрд куб. м. в год (2017 г. – 3,4 млрд куб. м.)

       Расширение сети газопроводов является одной из целей государственной политики развития инфраструктуры.

       Природным газом в основном обеспечено население западных и южных регионов страны, а также Костанайской области.

      В 6 регионах (Актюбинская, Западно-Казахстанская, Жамбылская, Кызылординская, Южно-Казахстанская области и город Алматы) газоснабжение потребителей природным газом осуществляется исключительно частными компаниями. В Алматинской, Атырауской, Мангистауской областях снабжением природным газом занимаются как частные, так и государственные компании. В Костанайской области газоснабжение природным газом осуществляется только государственными предприятиями.

       Газовая сеть, которая позволит к 2030 году домохозяйствам этих регионов перейти с угля на природный газ, расширяется, чтобы соединить город Нур-Султан, Акмолинскую и Карагандинскую области.

      Без доступа к газовым сетям остаются три области: Павлодарская, Северо-Казахстанская и Восточно-Казахстанская, которым в дальнейшем необходимо использовать усовершенствованные угольные котлы (КПД 75 %).

      На сегодняшний день уровень газификации по стране составил 54,7 %.

  1. Утилизация твердых бытовых отходов

  В 2020 году по данным статистики по стране образовалось около 3,7 млн тонн твердых бытовых отходов (далее – ТБО), из них основная доля приходится на отходы домашних хозяйств (71,4 %), 14,6 % составили отходы производства (приравненные к бытовым), 9,9 % – уличный мусор, 2,2 % – рыночные отходы.

      В городской местности основными генераторами коммунальных отходов являются не только домашние хозяйства, но также предприятия и организации.

       В целом доступ населения к услугам сбора и вывоза мусора является приемлемым только в крупных городах. Для малых городов, а также сельской местности характерна проблема отсутствия либо недостаточной степени оказания этих услуг и низкого качества услуг.

       По стране функционирует 625 организаций, занимающихся общественным сбором и вывозом коммунальных отходов. Регулярно ими обслуживается 8,5 млн человек.

      Основная масса ТБО в Казахстане (более 97 %) без разделения вывозится и складируется на открытых свалках, что является причиной загрязнения почв, поверхностных и грунтовых вод, атмосферного воздуха, а также появления неприятных запахов. Кроме того, менее 5 % ТБО в Республике Казахстан подвергается переработке, в результате чего происходит их постоянное накопление.

      По итогам космомониторинга за 2021 год выявлено 7328 несанкционированных мест размещения отходов, из них ликвидировано 6740 свалок, что составляет 89 % (за 2020 год выявлено 8884 несанкционированных мест размещения отходов, из них ликвидировано 7147 свалок, что составляет 80 %).

      Самое большое количество выявленных стихийных свалок наблюдается в Карагандинской области – 1360 (96 % ликвидировано), Акмолинской области – 1329 (84 % ликвидировано), Восточно-Казахстанской области – 678 (90 % ликвидировано). Слабая работа по ликвидации проводится на Мангистаускую (58 %) область.

      Отсутствие системы сортировки ТБО с привлечением населения, а также специализированных площадок и удаленность полигонов приводят к росту несанкционированных свалок. Недостаточное количество огражденных контейнерных площадок, а также износ контейнеров приводят к созданию антисанитарной обстановки вокруг многоэтажных домов.

      Значительную нагрузку на окружающую среду оказывают биологически разлагаемые отходы (далее – БО), поскольку при их разложении образуется свалочный газ, оказывающий воздействие на изменение климата, продукты гниения БО способствуют образованию патогенной микрофлоры. В настоящее время все БО свозятся на свалки без предварительного обезвреживания. Варианты технологических решений по утилизации этой части отходов связаны с объемами отходов и климатическими условиями. В случае увеличения объемов, образуемых БО, представляется возможным строительство биогазовых установок в комбинации с отходами, получаемыми при очистке сточных вод (отработанный активный ил канализационных очистных сооружений), так как безопасная и эффективная утилизация отработанного активного ила сама по себе является проблемой, стоящей перед большинством предприятий по очистке канализационных сточных вод.

      В целом по стране доля сортировки и переработки отходов крайне мала, и при этом не имеется мощностей для выработки «зеленой» энергии.

      Внедрение технологии раздельного сбора коммунальных отходов с использованием двух и трех контейнерной системы существенно сократит загрязнение окружающей среды и воздуха в окрестностях региона путем снижения образования токсичных газов на полигонах.

      При успешной реализации данного проекта воздействие на здоровье человека будет только положительным, так как будут снижены не только вредные выбросы в атмосферу, но и снижено количество, и объемы образуемого мусора как на полигонах, так и на дворовых площадках.

       В 2021 году в 134 городах и районах внедрен раздельный сбор отходов, что составило 65 %, а в 96 населенных пунктах внедрена сортировка.

      В настоящее время в республике предпринимаются меры, направленные на снижение негативного воздействия отходов на окружающую среду. В нескольких городах построены и эксплуатируются предприятия по переработке ТБО, открыты пункты по приему макулатуры на переработку.

      Управление ТБО преследует несколько целей:

     — уменьшение воздействия на окружающую среду;

     — возвращение во вторичное использование извлекаемых материалов;

    — повышение культуры содержания придомовых территорий.

      В целом основными вызовами развития коммунальной инфраструктуры являются:

   — высокая степень износа существующих коммунальных сетей и оборудования;

   —  снижение аварий и расходов потребителей;

   —  внедрение эффективного менеджмента.

adilet.zan.kz

> При использовании материалов сайта обязательно наличие гиперссылки c указанием источника gkhsp.kz.
> Ответственность за содержание рекламы и объявлений несет рекламодатель.
> Опубликованные материалы не обязательно отражают точку зрения редакции.
> За достоверность авторских статей ответственность несет автор.

подписка на БюллетеньПОДПИШИТЕСЬ НА «БЮЛЛЕТЕНЬ СОБСТВЕННИКА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ ЖКХ» И ПОЛУЧИТЕ ВОЗМОЖНОСТЬ:
> ИМЕТЬ ПОЛНЫЙ ДОСТУП КО ВСЕМ МАТЕРИАЛАМ САЙТА
> ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ ЭКСПЕРТАМ ЖКХ И ПОЛУЧАТЬ КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ ОТВЕТЫ
> ПОЛУЧАТЬ ПОМОЩЬ В РЕГЛАМЕНТАЦИИ ПРОЦЕССОВ В КСК
> ПОЛУЧАТЬ НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ