По следам статьи «Метаморфозы в ЖКХ. Так называемая Жилищная реформа Казахстана»


Мне прислали очень интересный авторский материал по следам моих ранее опубликованных статей. Предлагаю ознакомиться, крайне интересный глубокий анализ, легко читается и тем более воспринимается. Спасибо автору!

Версия исходной публикации:

https://gkhsp.kz/wordpress-my/wp-content/uploads/2021/11/zhkh.jpg

ВВЕДЕНИЕ

1.Танцевали веселились, подсчитали -прослезились

2.Мы к вам заехали на час

3.Обзор хроники текущих завершен приступим к практике

4.Долгий печальный путь

  1. Вот потому и не надо нас обманывать
  2. Выводы 2 года спустя

Введение

Давайте откроем, читатель, Закон РК «О жилищных отношениях», дающий базовое представление об отношениях собственников помещений (квартир), потребительских кооперативов собственников квартир, нежилых помещений, потребительских кооперативов, опустив детали его ст. 46..48, 51 и убедимся, что эти самые отношения еще до 2023 года будут актуальны. Так что же можно успеть сделать за это время, подведя итоги за пройденный отрезок времени идущей второй год Жилищной реформы ЖКХ?

Скажем так – их вовсе немного…

Автор начисто лишен желания дискутировать по вопросам причин появления странных образчиков новояза, таких, как «e-Шанырак» и «ОСИ» вместо привычных повсеместно в цивилизованных странах «Автоматизированных систем бизнес-процессов ЖКХ» или же менеджмента Управляющих и сервисных компаний. Оставим за скобками риторику бесполезных диспутов с повесткой дня, что в РК «…высшими ценностями являются человек, его жизнь, права и свободы». Это уже настолько затерло и обветшалость, как некогда бывшие новомодными без меры и потребности распиаренные несведущими журналистами термины – «блокчейн, акселерация, искусственный интеллект, Big Data, цифровизация» и прочий информационный, совершенно маловразумительный для населения бессистемный шум.

Разговор мы поведем о конкретике или же о полезном, то есть — о сервисах. Да-да сервисах как раз для него — населения. Вот о нем и придется заботиться и волноваться, как о главном бенефициаре. И о нем стоит по-настоящему помнить, дабы и самим понять — почему же по итогу эти его конституционные права и ценности цивилизации ущемляются и не реализованы в стране столь долго? Ведь если напрячь память, то весенней ласточкой была в далеком полвека тому назад 1969 году первая национальная реформа ЖКХ. Теперь же нас, очень активно двигают уже к новой дате наступления «общего на всех счастья», этакого «Дня Х» – 01.07.23. Что сие сулит главному бенефициару, кроме, так и несостоявшейся за полвека реформы отношений в ЖКХ?

1.      Танцевали веселились, подсчитали — прослезились

Не удивляет автора и то, что чем ближе «День Х», тем изощреннее и жестче проявляются негодные методы продвижения несостоявшейся той самой злополучной реформы ЖКХ «в первой редакции чтения». Вдумчивый читатель легко сможет отследить хронологию событий вокруг Закона о ЖКХ страны, как от его самого начала, так и «плясках с бубном» чиновников госорганов вокруг него с их «мероприятиями», «дорожными картами», «презентациями», «инфографикой».

В последние годы казахстанского бытия стали наблюдаться поразительные по содержанию и такие же по итогу выводы. Удивительные метаморфозы начали происходить в отрасли ЖКХ Казахстана. Автору Концепции «Smart ЖКХ» страны особенно удивительно лицезреть неприглядные по сути своей истоки этой трансформации. Начнем с самого убедительного — с цифр и их самого легкого анализа! Вначале вернемся к тому, что ещё в 2018 году на международной конференции в презентации «ПРООН» была озвучена величина числа МЖД РК в объеме 80 000 единиц, запомните дату этого анонса — 2018 год. Пришел 2020 год, а величина плавно снизилась до 54 000, это что за неестественная убыль в 32%, и надо же такому случиться вскоре – одним из бесконечно-сменяющихся верениц руководителей АО «Казцентр ЖКХ» (далее — АО) Абдикаримовым М.Ж. была озвучена совершенно иная, куда меньшая величина в – 50 000, что потянуло уже 37% убыль.

Ну… нельзя же так – дайте хоть в себя прийти, господа-эквилибристы! И ведь самое удивительное, что при этом, цитируем его же пассаж: «…на новые формы управления перешли уже 28% МЖД».

Весело?

Пока нет, но это лишь до вот такого момента:

— по данным комитета строительства и жилищно-коммунального хозяйства МИИР РК на октябрь 2021 года общее число учтенных только ведомственными кадастрами объектов недвижимости страны составляет величину 89 102! Вот так вот… Ну как же не кстати эта новая величина?! «Но, позвольте-позвольте» (с) – это составляет уже неучтенную 11% прибыль на первоначальной базе 80 000 единиц учета объектов недвижимости! Такая величина отклонения — 37% убыли и одновременная же прибыль более +11% дают вариацию в 48% относительно медианной величины базы статистического учета, что может быть оценено одним разумным определением – перед нами неподтвержденные фантазии авторов АО либо — откровенная липа!

2.      Мы к вам заехали на час

В лёт отыскалась и вот какая увлекательная статистическая информация, читаем: 

— По данным Комитета статистики РК, в 2019 году жилищный фонд страны насчитывал 2,3 млн. домов, из них более 2 млн. – частные. Многоэтажек в их числе – 314 тысяч. Большая часть из них расположена в Карагандинской (42,3 тыс.), Алматинской (35,9 тыс.) и Восточно-Казахстанской (31,7 тыс.) областях.», а это 35% от всей численности — с этим спорить невозможно!

Х-мм — статистика… да кто же знал, что она так подгуляет в отношении АО и МИИР?! 

И вы полагаете что в этих ведомствах хоть кто-то удивился, что как там выражаются бухгалтеры, ах да:

— «баланс НЕ БЬЁТ»?

Нет и нет — в стране есть, как в тех известных анекдотах, персонажи уровня мировоззрения Рабиновича «со своим особым мнением». Кто бы это мог быть? Ну, конечно же – АО «Казцентр ЖКХ» — ведомственного госоргана МИИР РК. Мы попробовали глубоко разобраться — почему столь разнятся данные разных источников, чтобы окончательно кому-то их них поверить? Вначале обратимся к инфографике самого АО, благо они за последний год стали открывать хоть какие-то итоги своей деятельности, ссылка здесь: https://zhkh.kz/ksk_to_axis. Изучаем ее сухие, сугубо учетные данные о «созданных ОСИ и ПТ», если верить им, то по всей стране процесс бережного прямо-таки материнского созидания новых форм управления МЖД идет семимильными шагами, а в некоторых административных единицах РК он даже завершен с феерическим успехом, да и как могло быть иначе? Автор, как и все население страны, исключая чиновников государства, живут в реалиях, ясно зная, что так бывает лишь на бумаге, которая «все стерпит!»

Мы много раз бывали и в Актау, и в Атырау, забирались даже в Уральск, Павлодар, Шымкент, Туркестан, да что там — во всех областях страны есть наши давние друзья и коллеги, прошедшие у нас обучение и принимающие самое живое и деятельное участие в обучении оптимальным методам и практикам управления МЖД и бизнес-процессов ЖКХ. И потому – прекрасно владеем реальной картиной с тамошней актуальной ситуацией всех уголков страны, а вот та, что красуется на указанной иллюстрации сайта АО, увы — недостоверна. Да мы тому даже и не удивлены;

Внимание на экран и следующий за ним вопрос от ведущего викторины:

— Почему, предоставляя информацию о количестве созданных лишь в отчетах ОСИ и ПТ, несерьёзная «дочка» в лице АО и его иерархически более вышестоящая мать – МИИР РК, вживую не мониторят и не отражают в динамике число реально действующих ОСИ и ПТ?

И ладно бы те — «вечно-занятые» чиновники так и быть мы все равно не верим вам, не анонсируйте итоги своей «кипучей деятельности» — не то небо запестрит показателями в «146% поддержки дон-президента»! Нас не проведешь и не обманешь и напомню — почему: «…во всех областях страны есть наши давние друзья и коллеги, прошедшие у нас обучение и принимающие самое живое и деятельное участие в обучении основам управления МЖД и бизнес-процессам ЖКХ. И мы прекрасно владеем реальной картиной и актуальной ситуацией во всех уголках нашей страны» и мы — не живем в астанинской «зажигалке», не разделяя ее корпоративные вкусы и ценности узкого чиновничьего бытия старого с его обманом, непрофессионализмом, неорганизованностью потоков работ и документов и банальными приписками, очевидно «…чтобы мама не ругала»!

3.      Обзор хроники текущих завершен – приступим к практике

Подведем первичный итог:

  1. Кто инициатор этой обманки?
  2. Кто ответит за нарисованные, недостоверные и «от фонаря» подогнанные нереальные цифры?
  3. Отчего открыто не показаны и не озвучены данные:
    • с какими типовыми проблемами неизменно и повсеместно сталкиваются новые формы управления МЖД,
    • зачем они были вообще необходимы,
    • кто и почему упорно не передает документы, деньги, здания, инфраструктуру и опыт менеджмента МЖД?

 

Здесь бы самое время в период гудевшей от напора энергии «юных дарований» из Центра ОСИ РК, задаться простыми и донельзя скучными вопросами:

— Отчего же так и почему СНОВА «разброд и шатания»?

Легко вспомнить в каком состоянии передавались дома в период приватизации и становления тех же КСК. Всё ЖКХ страны тогда управлялось через систему «Минжилкомхоз», плюс услуг монополиста «Минэнерго», а городским жилым фондом заведовали домоуправления, охватывающие многие десятки и сотни МЖД. Реформа ЖКХ 1996 года, собственно, свелась лишь к тому, что государство разом отказалось от бюджетного финансирования их содержания, а домоуправления были директивно перерегистрированы в КСК. Вот и вся реформа с такими же по глубине «новациями»! Это, когда «в режиме одноходовочки», государство одним махом ушло как от финансовой, так и организационно-методической ответственности за всё ЖКХ страны, оставив ему приспосабливаться на скорую руку совершенно автономно.

Самому.

Кому тогда целевым порядком делегировали полномочия по обслуживанию и содержанию домов?

Кто-то вообще учился управлению, содержанию активами?

А кто-то хоть проводил какие-то базовые курсы для начинающих управленцев?

Нет же и нет!

В настоящее время под лозунгом «всё ваше — сами и управляйте» дома передаются собственникам, но собственники-то, как раз и не готовы управлять активом. Да они, по сути, никогда и не будут готовы управлять. Инициаторы ОСИ — прекратите убеждать самих себя, что «…тихо, со скрипом да по чистому песочку – сама, как родная пойдет»! И потому в новых формах управления ЖКХ страны под жупелом «ОСИ» вышло то, как было со вторичным жильем, у многих из жильцов которого тарифы были от 15 тенге.

Одна незадача, где сегодня и в ближайшие полгода взять столько желающих управлять активами ОСИ, да еще и со знанием специфики сервиса и менеджмента всего здания и кластеров «Умных зданий», а таковые уже идут в эксплуатацию не в стране, но тренд очевидный, и речь ведь даже не идет об инженерной инфраструктуре зданий, она — и вовсе «тайна за семью печатями».

Если в той же Германии, на которую мы отчасти равняемся по бывшим соотечественникам, выбрав форму управления «один дом-один счет», базовым стартовым поступком встает обязательное проведение капитального ремонта до передачи в приватизацию, у нас много-много лет тому жилой фонд отпущен в «свободное плавание» именно в том самом состоянии, в котором он был еще во времена освоения целины и «развитого социализма с человеческим лицом». Но для остроты картины добавьте сюда еще и забытые от лени и бесхозяйственности запущенные в хлам водопроводы и теплосети, канализацию, техногенную безопасность один пример которой на Павлодарских «бенефисах дедушки мороза» весьма показателен.

А ведь он был ЗАПЛАНИРОВАН и даже ОЖИДАЕМ, здесь не стоит говорить об элементарном порядке в менеджменте или куда примитивнее – в документообороте, возьмите для вящей вашей радости Наурызбайский район Алматинской области, где сам район административно входит в городскую агломерацию, но его коммунальные сети остаются на учете за границами города. Этим примерам нет числа…

Ай… порою автор слышит в свой адрес:

— Мягче надо, объекты вашей критики могут обидеться, обвинить вас в очернительстве, нужны веские доказательства того, что вы говорите. А это какие еще нужны и кому доказательства? Мы, что — всегда готовим, открыто выказывая свое мнение ОЧЕВИДНОЙ ПЛАЧЕВНОЙ СИТУАЦИЕЙ в ЖКХ и немедля готовим доказательную базу для суда?

Ах, вы хотите еще большей конкретики, знакомьтесь – вот вам информациях в статьях:

https://gkhsp.kz/predsedatel-ksk-shkolnik-v-i-naumov-k-rabote-nado-podhodit-po-hozyajski/

https://gkhsp.kz/roza-uruntaevna-almeneva-predsedatel-ksk-nadezhda-g-almaty/

https://gkhsp.kz/predsedatel-ksk-eto-ne-professiya-eto-obraz-zhizni/

https://gkhsp.kz/lyudi-v-zhkh-27-let-za-rukovodstvom-raznogo-form-upravleniya-mzhd-stoyat-prezhde-vsego-lyudi/

https://gkhsp.kz/zapadnyj-kazahstan-malaya-rodina-vstrecha-s-upravlyayushhimi-mzhd/

https://gkhsp.kz/luchshij-v-g-almaty-pksk-samal/

https://gkhsp.kz/domkom-kak-prodolzhenie-zhilishhnoj-reformy-na-yuge-kazahstana/

https://gkhsp.kz/forma-upravleniya-ksp-kooperativ-sobstvennikov-pomeshhenij-progress/

Достаточно для не очерненной картины?! База для суда готова или еще что-то необходимо добывать и доказывать, как тому «коту Ваське, что слушает да ест»?!

4.      Долгий печальный опыт

Все мы прошли свой долгий и непростой путь становления, выплывали, попутно решая проблемы как могли, учились и набивали шишки, но по итогу — у нас это получилось. И самое важное — без помощи МИО и государства в целом. В настоящий момент со стороны создателей очередного доморощенного прецедента в виде новации по имени «ОСИ» часто открыто звучало, что «…мы обязуемся помочь отремонтировать фасад и крыши за счет бюджета МИО, если собственники создадут ОСИ», хотя это будет совершенно не так и мы это знали еще с 1969 года.

Недавно один из жильцов посетовал в письме в редакцию:

Мы перешли в ОСИ, и все что нам сделали — так это покрасили подъезд ядовито-вонючей краской. Теперь всем показывают наш подъезд после перехода из КСК в ОСИ, а мы-то не этого ждали, и как вам этот неожидаемый итог, что является финальным по объему показателем KPI всей лихой реформы ЖКХ. Он и был необходим, чтобы со всех утюгов и чайников в вечерних выпусках засвистело:

-Ур-рра, реформа завершена! Даешь – ее новые рубежи!

Мы живем в своей стране далеко не один день, и потому этому финалу мы не удивимся! Мы хорошо учились в школе и помним сокровищницы литературы с незабвенной басней Крылова «Квартет». Вы не забыли ее морали:

— А вы друзья как ни садитесь, — ну… и далее по тексту!

5.      Вот потому и не надо нас обманывать

Зачем в который раз вновь пытаться обманывать себя и тем более – других, вооруженных опытом, знаниями и современными комплексными системными IT решениями (речь не о мобильных приложениях, на которые с «Tik-Tok» и «Инстой» подсел Казахстан) с терабайтами систем хранения данных? Здесь стоит вспомнить и о причинно-следственных связях, начнем с простого вопроса:

— Вы, когда в Сеть выкладывали фото своих жутких заброшенных, страшных подвалов, почему сами всё это время терпели десятилетиями этот беспредел? Вас что — тот «порядок вещей» устраивал?

Поэтому не тешьте себя самообманом, что вы не ведали и «…вообще вот полчаса тому, как из Парижу вернулись». Все от того, что мало кто вовсе интересовался чем там заняты «кск-шники», собраниях не были активными, участие в содержании общедомового имущества не принимали, должников в доме годами терпели.  И все плыло несуетливо «по порядку вещей и явлений» в переполненную сточную канаву… А что мешало поменять вам такого председателя? Умгу, как всегда:

— Дак мы же ж это… и денег не было, вот…

Пытаться всех причесать под одну «гребенку» — крайне убогое непорядочное занятие. Есть же, есть в стране те, кто по-хозяйски профессионально ведет свою деятельность, и те, кто пришел лишь потому, что больше некому взять ответственность за дом, кто к работе относится, по совести, ответственно.

6.      Выводы 2 года спустя

Реформа ЖКХ длится уже более двух лет, пора услышать убедительные ответы всего лишь на ряд наиважнейших вопросов:

  1. Какими актуальными итогами уже можно отчитаться АО перед населением Казахстана? Ну… инфограммы водообеспечения юга страны к отчету в МИИР оно вроде бы и неплохо, но вы-то Казцентр реформ ЖКХ, а не придаток «Минводхоз», господа?
  2. Где Концептуальное видение развития ЖКХ?
  3. Где Концепты современных комплексных систем автоматизации по сегментам (справка — автор этого материала с привлечением Министра МИИР с его мощнейшим Аппаратом ответ-секретарей, советников, замов и управ-директоров по направлениям презентовал означенные Концепции неоднократно)?
  4. Отчего почти 10 лет не слышны ваши «разящие бесхозяйственность, разброд и шатания в отрасли» выводы?
  5. Что мешает изучить его «инновационный опыт»?
  6. Что строго-обязательно перенять в качестве приемов технологического тиражирования?

 

Я вынесу на суд читателей самые безобидные, но такие ароматные и вкусные сливки. Давайте — насладимся ими вместе:

  • число созданных, но не действующих ОСИ/ПТ по цифровизированной инфографике АО растет непрерывно с ободряющим темпом выхода рыжиков изо мха под елью после теплого дождя,
  • споры между собственниками имущества не прекращаются, они лишь усилятся в дальнейшем, заведя всю «реформу» в глухой тупик,
  • скандалы из-за дележа детских и спортивных площадок, неупорядоченных автостоянок вдоль тротуаров стали национальной «притчей во языцех», а утренние и вечерние «заезды экипажей с лордами и леди» по внутри дворовым проездам уже попадают в статистику ДТП, словно мы живем в Кот д’иВуар либо Эритрее,
  • неисчислимые шлагбаумы и неизменные разноуровневые изгороди «особо тревожных» владельцев своих изношенных в хлам авто вокруг зданий, настолько радуют глаз смелыми эскизами «экономического чуда» государства, что поневоле веришь трелям об «успехах» из СМИ очередных 100 шагов в небытие,
  • изуверские нападки без поводов и разбора на председателей КСК,
  • растущий снежный ком судебных исков с нарушениями, созданных ОСИ и полным игнорированием норм Закона,
  • в одном доме запросто уживаются два ОСИ на одном фундаменте и это не единичный прецедент, а — национальный феномен,
  • о шведских семьях по прописке на 1 м2 речь и вовсе не стоит подымать,
  • одно ОСИ на одном!!! земельном участке и 5 разных домов с разными фундаментами — в ту же копилку базы знаний национального феномена,
  • массовая подтасовка подписей при создании ОСИ, а это уже вопросы к психологии бывших граждан СССР или же, куда лучше – к Абаю, которого помногу раз прочесть с дальнейшим экзаменом,
  • отсутствие кворума… да это даже не обсуждаемо, от обыденности явления, когда от зевоты даже скулы сводит,
  • война насмерть за 1 м2 и 100 тнг. оплаты за коммуналку с собственниками нежилых помещений, как и многое другое, что достойно пера «живого классика» М.Жванецкого не стоит даже ворошить.

 Вместо роста качества жизни собственники имущества без своего на то желания население уже получило массу будоражащего нервную систему негатива. При том стоит учесть весьма важное обстоятельство — были изысканы традиционно весьма немалые бюджетные средства на благовидную вроде бы цель под призывом: «Повышение инвестиционной привлекательности сектора ЖКХ», хотя расходы по этой государственной бюджетной программе предусматривались скажем так мягко на кое-что иное, цитирую первоисточник:

  1. Разработку и организацию обсуждения концепции нового закона «О жилищных отношениях»,
  2. Разработку нормативно-правовых основ и апробирование в пилотном режиме «Декларации о разграничении индивидуальной и общей собственности в МЖД»,
  3. Установление границ и режима использования земельного участка объекта кондоминиума,
  4. Разработку и пилотную демонстрация стандартов жилья для Казахстана,
  5. Разработку нормативно-правовых основ и апробирование в пилотном режиме формирования величины эксплуатационных расходов на содержание объекта кондоминиума с учетом текущих расходов на оказание жилищно-коммунальных услуг и накоплений на ремонт,
  6. Разработку нормативно-правовых условий для функционирования управляющих компаний и обеспечения бесперебойного и качественного оказания жилищно-коммунальных услуг в МЖД, включая соответствующие требования и нормативы, а также новые/обновленные правила оказания коммунальных услуг, правила пользования тепловой и электроэнергией и прочее.

Как принято в финансовых документах укажем на значимый финал: Итого – при затратах за 2017-2018 годы суммой в 650 791 000 тнг. ссылку см. здесь: https://budget.egov.kz собственники имущества Казахстана

— ничего нового,

— либо жизненно-полезного,

— даже отдаленно:

  • привлекательного в плане технологической новизны,
  • инновационного прорыва

так и не получили.

Да… и, кроме того, бонусом они так и не увидели прозрачной схемы участия населения в обсуждении механизма тарифообразования на расходы по содержанию своего жилья. Она так и не была предложена, как, впрочем, и многое другое из обещанного «перечня улучшений» по озвученной чиновниками-чудотворцами бюджетной программе. И потому вопросов у собственников уже накопилось много, но на них ответов нет и скорее всего никогда не будет. Задавать вопрос:

— Почему не будет?

Автор, как в известных анекдотах, ответит встречным вопросом на вопрос?

— А зачем ведь и так все ясно?

Впрочем, все же так и хочется задать немного дополнительных невинных вопросов, что по второму году идущей реформы уже можно, а впрочем, и уже даже — ПОРА:

  1. Когда и кто на уровне Министра МИИР, наконец-то какой год кряду обратит персональное внимание, сделав необходимые оргвыводы с оглаской ФИО «особо-ярких игроков национальной сборной» этой нескончаемой рулетки так и несостоявшейся в очередной раз жилищной реформы ЖКХ?
  2. Кто и когда возьмет на себя груз ответственности с проведением тщательного изучения причин, обстоятельств и, наконец, инициирует расследование с правовой оценкой всего происходящего в индустрии ЖКХ, начав с АО, а далее и в МИИР?
  3. Кто и почему блокирует контакты свободных, не ангажированных ЭКСПЕРТОВ в отрасли ЖКХ, обладающих своими наработками в этом сегменте национальной экономики, если давно уже очевидно, что госорганы с их лицензированными многочисленными придатками на выходе, кроме информационного шума для вечерних новостей ничего полезного для населения не производят?
  4. Кто и когда явит народу страны ее антигероев?

И автор первой публикации совершенно прав, когда пишет, что «Население страны устало не замечать этот запредельный беспорядок с пустой тратой всех видов ресурсов:

  • временных,
  • организационных,
  • технологических,
  • инновационных,
  • кадровых,
  • финансовых,
  • имиджевых!»

 

Эксперт инновационных проектов ЖКХ                                       Сарыч

> При использовании материалов сайта обязательно наличие гиперссылки c указанием источника gkhsp.kz.
> Ответственность за содержание рекламы и объявлений несет рекламодатель.
> Опубликованные материалы не обязательно отражают точку зрения редакции.
> За достоверность авторских статей ответственность несет автор.

подписка на БюллетеньПОДПИШИТЕСЬ НА «БЮЛЛЕТЕНЬ СОБСТВЕННИКА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ ЖКХ» И ПОЛУЧИТЕ ВОЗМОЖНОСТЬ:
> ИМЕТЬ ПОЛНЫЙ ДОСТУП КО ВСЕМ МАТЕРИАЛАМ САЙТА
> ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ ЭКСПЕРТАМ ЖКХ И ПОЛУЧАТЬ КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ ОТВЕТЫ
> ПОЛУЧАТЬ ПОМОЩЬ В РЕГЛАМЕНТАЦИИ ПРОЦЕССОВ В КСК
> ПОЛУЧАТЬ НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ