Приказ и.о. Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 28 декабря 2021 года № 508. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 5 января 2022 года № 26341.
В соответствии с пунктом 2 статьей 365 Экологического Кодекса Республики Казахстан ПРИКАЗЫВАЮ:
- Утвердить прилагаемые Правила управления коммунальными отходами.
- Департаменту государственной политики управления отходами Министерства экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан;
3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа представление в Департамент юридической службы Министерства экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.
- Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан.
- Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его официального опубликования.
И.о. министра экологии,
геологии и природных ресурсов
Республики Казахстан |
А. Примкулов |
«СОГЛАСОВАН»
Министерство индустрии и
инфраструктурного развития
Республики Казахстан
«СОГЛАСОВАН»
Министерство здравоохранения
Республики Казахстан
«СОГЛАСОВАН»
Министерство финансов
Республики Казахстан
«СОГЛАСОВАН»
Министерство национальной экономики
Республики Казахстан
|
Приложение к приказу |
Правила управления коммунальными отходами
Глава 1. Общие положения
- Настоящие Правила управления коммунальными отходами (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 1) пункта 2 статьи 365 Экологического кодекса Республики Казахстан (далее – Кодекс) и определяют порядок управления коммунальными отходами.
- В настоящих Правилах применяются следующие определения:
1) коммунальными отходами являются следующие отходы потребления:
смешанные отходы и раздельно собранные отходы домашних хозяйств, включая, помимо прочего, бумагу и картон, стекло, металлы, пластмассы, органические отходы, древесину, текстиль, упаковку, использованные электрическое и электронное оборудование, батареи и аккумуляторы;
смешанные отходы и раздельно собранные отходы из других источников, если такие отходы по своему характеру и составу сходны с отходами домашних хозяйств.
Коммунальные отходы не включают отходы производства, сельского хозяйства, лесного хозяйства, рыболовства, септиков и канализационной сети, а также от очистных сооружений, включая осадок сточных вод, вышедшие из эксплуатации транспортные средства или отходы строительства;
2) твердые бытовые отходы — коммунальные отходы в твердой форме;
3) отходы потребления – отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности человека, полностью или частично утратившие свои потребительские свойства продукты и (или) изделия, их упаковка и иные вещества или их остатки, срок годности либо эксплуатации которых истек независимо от их агрегатного состояния, а также от которых собственник самостоятельно физически избавился, либо документально перевел в разряд отходов потребления;
4) контейнерные площадки – специальные площадки для накопления коммунальных отходов, на которых размещаются контейнеры для сбора коммунальных отходов, с наличием подъездных путей для специализированного транспорта, осуществляющего транспортировку коммунальных отходов;
5) специализированные организации – индивидуальные предприниматели или юридические лица, осуществляющие деятельность по сбору, сортировке, транспортировке, восстановлению и (или) удалению коммунальных отходов.
Глава 2. Порядок управления коммунальными отходами
- В соответствии со статьей 327 Кодекса специализированные организации обязаны выполнять соответствующие операции таким образом, чтобы не создавать угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью людей, экологического ущерба, и, в частности, без:
1) риска для вод, в том числе подземных, атмосферного воздуха, почв, животного и растительного мира;
2) отрицательного влияния на ландшафты и особо охраняемые природные территории.
- Местные исполнительные органы в соответствии с пунктом 2 и пунктом 4 статьи 367 Кодекса организуют централизованную систему сбора твердых бытовых отходов (далее – ТБО) посредством проведения конкурса (тендера) по определению участников рынка ТБО, осуществляющих сбор и транспортировку твердых бытовых отходов, в соответствии с Кодексом, Главой 4 Закона Республики Казахстан «О государственных закупках» и настоящими Правилами.
- Раздельный сбор коммунальных отходов осуществляется в соответствии с Требованиями к раздельному сбору отходов, в том числе к видам или группам (совокупности видов) отходов, подлежащих обязательному раздельному сбору с учетом технической, экономической и экологической целесообразности, утвержденные приказом исполняющего обязанности Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 2 декабря 2021 года № 482 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 25595).
- Раздельный сбор осуществляется по следующим фракциям:
1) «сухая» (бумага, картон, металл, пластик и стекло);
2) «мокрая» (пищевые отходы, органика и иное).
- Сбор «сухой» фракции отходов может осуществляться путем организации стационарных и мобильных пунктов приема отходов, в том числе через автоматические устройства для приема отходов.
- Вывоз коммунальных отходов осуществляется по графику.
Для минимизации затрат на транспортировку коммунальных отходов принимается минимальная частота вывоза отходов, соответствующая при этом установленным санитарным и природоохранным требованиям.
При установлении частоты вывоза следует принимать во внимание объемы образования коммунальных отходов, их морфологический состав, тип и количество применяемых для сбора контейнеров (при сборе посредством контейнеров).
Система вывоза коммунальных отходов выстраивается с целью минимизации потребления топлива, включая, но не ограничиваясь, следующее:
1) маршруты движения транспортных средств разрабатываются с учетом минимизации расстояний и задержек в пути;
2) транспортные средства регулярно проходят техническое обслуживание, давление в шинах поддерживается на рекомендуемом уровне, а оборудование для прессования отходов регулярно обслуживается.
- Если коммунальные отходы собираются раздельно, для каждой категории (фракции, вида) отходов определяется своя периодичность вывоза.
- В соответствии с пунктом 6 статьи 365 Кодекса опасные составляющие коммунальных отходов (электронное и электрическое оборудование, ртутьсодержащие отходы, батарейки, аккумуляторы и прочие опасные компоненты) должны собираться раздельно и передаваться на восстановление специализированным организациям.
Согласно пункту 1 статьи 336 Кодекса специализированные организации для выполнения работ (оказания услуг) по переработке, обезвреживанию, утилизации и (или) уничтожению опасных отходов получают лицензию на выполнение работ и оказание услуг в области охраны окружающей среды по соответствующему подвиду деятельности.
- Персонал, задействованный при сборе коммунальных отходов, проходит инструктаж и обучение по безопасному обращению с контейнерами и коммунальными отходами, а также по правильной эксплуатации оборудования для сбора коммунальных отходов.
Также персонал обеспечивается средствами индивидуальной защиты (перчатки, специализированная одежда, защитные очки, обувь, и при необходимости респираторы) в соответствии с требованиями по охране труда.
- В соответствии с пунктом 4 статьи 368 Кодекса субъекты предпринимательства, осуществляющие деятельность по транспортировке ТБО, при оказании соответствующих услуг соблюдают следующее:
1) использовать специально оборудованные транспортные средства, предназначенные для транспортировки ТБО;
2) оборудовать транспортные средства, указанные в подпункте 1) настоящего пункта, спутниковыми навигационными системами, подключенными к информационной системе «Национальный банк данных о состоянии окружающей среды и природных ресурсов Республики Казахстан», и поддерживать эти системы постоянно в рабочем состоянии;
3) заключать договоры с собственниками ТБО;
4) соблюдать требования действующего законодательства Республики Казахстан.
- Данные спутниковых навигационных систем по отслеживанию движения транспортных средств, осуществляющих вывоз ТБО, включаются в подраздел информационной системы «Национальный банк данных о состоянии окружающей среды и природных ресурсов Республики Казахстан», организуемый уполномоченным органом в области охраны окружающей среды в соответствии с пунктом 3 статьи 368 Кодекса.
- Требования к транспортировке ТБО, окраске, снабжению специальными отличительными знаками и оборудованию транспортных средств, а также к погрузочно-разгрузочным работам устанавливаются национальными стандартами Республики Казахстан, включенными в перечень, утвержденный уполномоченным органом в области охраны окружающей среды в соответствии с пунктом 5 статьи 368 Кодекса.
- В соответствии с пунктом 6 статьи 367 Кодекса при самостоятельном вывозе коммунальных отходов юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны соблюдать требования Кодекса, а также заключить договоры с субъектами предпринимательства, осуществляющими переработку и (или) захоронение коммунальных отходов.
- В соответствии с пунктом 7 статьи 367 Кодекса субъекты предпринимательства, осуществляющие сбор и транспортировку ТБО, или собственник отходов, осуществляющий самостоятельный вывоз ТБО, обеспечивают доставку таких отходов субъектам предпринимательства, осуществляющим восстановление ТБО.
- При транспортировании коммунальных отходов не допускается их уплотнение сверх предельно допустимого значения уплотнения, установленного договором на оказание услуг по сбору и транспортировке коммунальных отходов.
- Физическим и юридическим лицам, осуществляющим строительство и (или) ремонт недвижимых объектов, необходимо производить самостоятельный вывоз строительных и крупногабаритных отходов в специальные отведенные места.
- Местные исполнительные органы районов, городов районного и областного значения, городов республиканского значения, столицы, сел, поселков, сельских округов проводят информационные кампании для населения по осведомлению о рациональной системе сбора, утилизации и переработки коммунальных отходов, включая раздельный сбор вторичных ресурсов (сырья), предотвращение несанкционированного сжигания компонентов коммунальных отходов (бумага, пластик, органические отходы и другое) и внедрения компостирования органических отходов в секторе индивидуальной жилой застройки (частный сектор).
- Местные исполнительные органы районов, городов районного и областного значения, городов республиканского значения, столицы выделяют земельные участки под строительство и (или) размещение объектов по управлению коммунальными отходами, в том числе для обустройства контейнерных площадок и пунктов приема вторичного сырья, и обеспечивают оформление границ земельных участков.
- Местные исполнительные органы районов, городов районного и областного значения, городов республиканского значения, столицы осуществляют контроль за деятельностью физических и юридических лиц в области обращения с коммунальными отходами в пределах соответствующей территории.
- При выборе технологий управления коммунальными отходами приоритетными являются технологии, обеспечивающие получение конечного продукта вторичного сырья, доступного для применения в технологических процессах в качестве исходного сырья или добавки к основному сырью.
- При выборе технологий обработки коммунальных отходов приоритетными являются технологии автоматизированной сортировки коммунальных отходов.
- При осуществлении обработки коммунальных отходов необходимо обеспечить извлечение из них веществ (отходов) I и II классов опасности с целью исключения их попадания в новую продукцию, на объекты захоронения и (или) сжигания коммунальных отходов.
- Управление отдельными видами коммунальных отходов:
1) управление отходами бумаги и картона:
при сборе отходов бумаги и картона необходимо предотвратить попадание в них пластичных смазок, органических растворителей, жиров, лаков, красок, эмульсий, химических веществ и загрязнений;
помещения для накопления отходов бумаги и картона обеспечиваются влагонепроницаемостью и исключением атмосферного воздействия;
отходы бумаги и картона транспортируют всеми видами транспорта;
восстановление отходов бумаги и картона осуществляется физическими, химическими и другими способами для производства новых изделий (бумаги и картона, эковаты, строительных материалов).
2) управление отходами пластика:
отходы пластика следует хранить в крытых помещениях или на открытом воздухе на изолированном полу. При накоплении отходов пластика под открытым небом обеспечивается их защита от несанкционированного доступа, загрязнения или порчи вследствие погодных условий с помощью изолирующей пленки;
отходы пластика транспортируются всеми видами транспорта;
восстановление отходов пластика осуществляются специализированными организациями с применением технологий и оборудования, которые обеспечивают экологическую безопасность технологических процессов;
3) управление отходами стеклянной тары:
на площадке для накопления не размещаются материалы и вещества, загрязняющие отходы стеклянной тары (кислоты, щелочи, соли, органические растворители, краски, лаки, строительные растворы и другие);
отходы стеклянной тары транспортируются любыми видами транспорта с принятием мер, направленных на исключение повреждения;
при транспортировке, погрузке и выгрузке отходов стеклянной тары следует принимать меры, обеспечивающие их сохранность, защиту от механических воздействий.
Восстановление отходов стеклянной тары осуществляется с условием соблюдения требований безопасности для окружающей среды:
подготовка отходов стеклянной тары для повторного использования (сортировка, мойка, обработка);
механическими и термическими методами с производством новой продукции (стекловата, стеклянная тара, стекловолокно, плитки и другие);
4) управление ртутьсодержащими отходами:
обращение с ртутьсодержащими отходами регламентируется в соответствии с национальными стандартами Республики Казахстан, включенными в перечень, утвержденный уполномоченным органом в области охраны окружающей среды в соответствии с пунктом 1 статьи 380 Кодекса;
сбор и накопление ртутьсодержащих отходов производится в специально оборудованных контейнерах для сбора ртутьсодержащих отходов соответствии с национальными стандартами Республики Казахстан, включенными в перечень, утвержденный уполномоченным органом в области охраны окружающей среды в соответствии с пунктом 1 статьи 380 Кодекса;
индивидуальный предприниматель или юридическое лицо независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, как собственник ртутьсодержащих отходов при выборе специализированного предприятия обеспечивает исключение санитарно-эпидемиологических и экологических рисков при транспортировке, путем обеспечения минимального перемещения отходов от источника их образования к месту переработки;
специализированные организации по переработке (демеркуризации) ртутьсодержащих отходов должны иметь лицензию на выполнение работ и оказание услуг в области охраны окружающей среды в соответствии со статьей 336 Кодекса;
лампы, не содержащие ртуть, подлежат раздельному сбору и переработке наравне с ртутьсодержащими лампами в связи с нахождением в их конструкции опасных составляющих и запретом на прием стекла и пластика на полигоны захоронения отходов в соответствии с подпунктами 10), 12), 13) и 14) пункта 1 статьи 351 Кодекса.
© 2012. РГП на ПХВ «Институт законодательства и правовой информации Республики Казахстан» Министерства юстиции Республики Казахстан