Минимальный тариф – решение конфликтов и гарантия качества управления жильем: почему 2-х миллионный город до сих пор без тарифа?


Согласно статье 10-3 Закона о жилищных отношениях Республики Казахстан, в компетенцию органов местного государственного управления (МИО) городов республиканского значения, столицы, районов, городов областного значения входит обеспечение прав и законных интересов граждан, а также утверждение минимального размера расходов на управление объектом кондоминиума и содержание общего имущества объекта кондоминиума.

Минимальный тариф на содержание общедомового имущества необходим для обеспечения базового уровня обслуживания и поддержания общего имущества многоквартирных домов в надлежащем состоянии.

А между тем в Алматы, как и в других городах и населенных пунктах возникают конфликтные ситуации относительно отсутствия или пересмотра  минимального тарифа на содержание и управление многоквартирного жилого дома, обеспечивающего финансирование для выполнения необходимых работ по обслуживанию, ремонту и эксплуатации общедомового имущества, таких как уборка подъездов, обслуживание лифтов, текущий ремонт инженерных систем, освещение и т.д.

https://hulimsunt.ru/communal

И больше всего страдают руководители различных форм управления. Многие собственники создают конфликтную ситуацию, отказываясь оплачивать счета, предъявленные управляющими компаниями (УК), кооперативами собственников квартир (КСК) или объединениями собственников имущества (ОСИ), считая, что тарифы взяты «с потолка». Установление минимального тарифа от МИО могло бы служить отправной точкой для расчета фактического тарифа, обеспечивая прозрачность и обоснованность затрат. На практике, во многих городах Республики Казахстан местные исполнительные органы запрашивают коммерческие предложения от различных форм управления по тарифам на управление и содержание объектов кондоминиума, на основе которых формируется средний тариф. К сожалению, иногда происходит лоббирование в сторону понижения стоимости управления и содержания многоквартирных жилых домов (МЖД), что однозначно негативно будет сказываться на качестве предоставляемых услуг и состоянии общего имущества. Затем этот тариф должны утвердить депутаты Маслихата городов.

И надо принять к сведению, что чаще всего эти тарифы применимы для бесхозных домов, где управляющие компании будут назначаться местными исполнительными органами.

Каждый год для руководителей форм управления начинается с «головной боли» — когда МИО и Маслихат утвердят минимальный тариф на содержание кондоминиума?

И не забываем об уровне инфляции в стране, которая влияет практически на всё.

 По данным Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам РК, динамика инфляции в стране только за 2023 год выглядит следующим образом: « По сравнению с сентябрем прошлого года повышение цен отмечено на капусту на 74,3%, рис – на 41,3%, виноград – на 37,9%, апельсины – на 32,8%, молоко консервированное – на 26,4%, напитки негазированные – на 23,9%, морковь – на 23,4%, воду минеральную – на 20,8%, молоко пастеризованное – на 18,2%, кефир 2,5% жирности – на 17,5%, сметану – на 16,6%, булочные и мучные изделия – на 15,9%, масло сливочное – на 14,8%, яйца – на 13,6%, макаронные изделия – на 12,6%, чай – на 11,5%. Снижение же цен наблюдалось на крупу гречневую на 18,3%, сахар-песок – на 18,1%, чеснок – на 15,9%, масло подсолнечное – на 14,8%.

Уровень цен на моющие и чистящие средства вырос на 20,3%, товары личного пользования – на 18,3%, мебель и предметы домашнего обихода – на 15,8%, посуду – на 15,3%, одежду и обувь – на 13,3%, строительные материалы – на 9,4%. Дизельное топливо подорожало на 34,4%, бензин — на 13,4%, сжиженный газ в баллонах – на 13,1%.

Цены на услуги в области отдыха и спортивных мероприятий, организации комплексного отдыха увеличились по 16,5%, услуги санаториев – на 15,8%, здравоохранения – на 15,4%, парикмахерских и заведений личного обслуживания – на 13,8%, общественного питания – на 12,6%, гостиниц – на 11,6%, образования – на 10,2%. Услуги железнодорожного пассажирского транспорта подорожали на 10,5%, воздушного – на 6,8%.

Тарифы на вывоз мусора повысились на 34,9%, водоотведение – на 23,5%, горячую воду – на 16,9%, электроэнергию, холодную воду – по 15,2%, содержание жилья, отопление центральное – по 10,1%.

В региональном разрезе в сентябре 2023г. в годовом выражении наибольший уровень инфляции, превышающий среднереспубликанский, сложился в Акмолинской (13,2%), Жетісу (12,7%), Северо-Казахстанской области (12,6%).»

Изучая лучшие мировые практики управления и содержание жилья, обратим внимание, а как это происходит у них.

https://experience.tripster.ru/articles/london/

«В Великобритании при содержании жилья и сдаче его в аренду управляющая компания возьмет не менее 12% в год от стоимости аренды. При управлении без сдачи в аренду — от 4% предполагаемого годового рентного дохода.

Также здесь владельцы недвижимости ежеквартально вносят плату за обслуживание здания (Service Charge), размер которой колеблется от 500 до 3 500 фунтов стерлингов в год. Величина платы за обслуживание устанавливается либо советом жильцов, либо агентом управляющей компании и зависит от пакета предоставляемых услуг (консьержи, охрана, видеонаблюдение, гаражи и т. д.).

При покупке квартиры в Германии собственник автоматически становится членом сообщества жильцов, которое собирает взносы на содержание и ремонт дома в местах общего пользования (подъезд, крыша, подвал). Отчисления на эти цели обычно составляют около 40 евроцентов за 1 м² в месяц. Сообщество жильцов нанимает управляющую компанию, услуги которой стоят 20–35 евро в месяц.»

(источник: https://tranio.ru/articles/residental_maintenance/)

В соседнем Узбекистане минимальный размер обязательных взносов или платежей за содержание, эксплуатацию и ремонт общего имущества, а также благоустройство земельного участка, прилегающего к многоквартирному дому, устанавливается Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства, и туда помимо всего входит и повышение квалификации работников органов управления. Также учитывается регион, наличие коммуникационной сети, лифта и количества этажей.

В частности, в Ташкенте для двухэтажных домов с коммуникациями тариф составит 1147-1149 сумов за 1 квадратный метр, для 3-этажных – 1303−1305 сумов, 4-этажных – 1514−1518 сумов, 5-этажных без лифтов – 1512−1514 сумов, 6-этажных с лифтом – 1710−1712 сумов, 7-этажных – 1703−1709 сумов, 8-этажных – 1701−1707 сумов, 9-этажных – 1700−1706 сумов, от 10 этажей – 1828−1830 сумов. (источник: https://kun.uz/ru/news/2024/05/01/v-uzbekistane-utverjden-minimalnyy-razmer-ekspluatatsionnyx-rasxodov)

Если перевести на тенге, то получается от 43,00 тенге до 55,00 тенге за кв. м жилья.

Важно учитывать различия между управлением и содержанием домов разных годов постройки: у вторичного фонда одни расходы, а у новых жилых комплексов – другие. Это необходимо принимать во внимание при расчете тарифов.

Мысли вслух, а что, если не ждать каждый год утверждения минимального тарифа на управление и содержание кондоминиума местным исполнительным органом и маслихатом, руководителям всех форм управления дать возможность самостоятельно корректировать свои тарифы с учетом инфляции. Почему бы и нет? Ведь во многих городах тарифы годами не пересматриваются.

Есть над чем подумать для облегчения деятельности управляющих компаний и избавления местных исполнительных органов от ежегодных проблем с решением этого вопроса, притягивая к себе негатив как со стороны управляющих компаний, так и собственников.

Ну а пока мы в ожидании утверждения минимального тарифа на управление и содержание общедомового имущества в Алматы, предлагаем ознакомиться с утвержденными тарифами городов и районных центров Республики Казахстан.

NNАнализ информации по проектам утверждения минимального тарифа на управление и содержание кондоминиума в РК, принятые в 2023-2024 гг, (тнг)
1Актобе50,62
2Акколь20,85
3Актау39,00
4Аксу28,26
5Атырау45,00
6Астана57,00
7Байзакский район26,00
8Балхаш46,52
9Бухар-Жырауский район34,28
10Габита Мусрепова, СКО25,19
11Жамбылский район, СКО15,00
12Жезказган58,00
13Жанибекский район, ЗКО18,03
14Жуалинский район, Жамбылская область26,00
15Зайсан, ВКО35,20
16Илийский район24,00
17Караганда36,10
18Каркаралинский район, Карагандиская область35,19
19Костанай40,00
20Курчатов30,00
21Карасуский район, Костанайская область16,40
22Кзылкогиский район, Атырауская область41,41
23Курчумский район, ВКО39,45
24Мамлютка10,00
25Маркутский район, Актюбинская область24,50
26Мерке17,10
27Мендыкаринский район, Костанайская область41,30
28Мугалжарский район, Актюбинская область36,09
29Нуринский район, Карагандинская область39,45
30Ордабасинский район27,88
31Павлодар32,00
32Раимбекский район, Алматинской области94,14
33Риддер52,00
34Рудный42,83
35Сатпаев38,00
36Семей40,00
37Степногорск57,49
38Созакский район, Туркестанская область34,07
39Тараз29,00
40Туркестан30,00
41Уральск, ЗКО65,00
42Усть-Каменогорск32,55
43Чингирлауский район, ЗКО25,00
44Шахтинск, карагандинская область30,41
45Хромтау41,90
46Экибастуз30,00

Все данные в таблице взяты из источника https://legalacts.egov.kz/list?categoryId=372

Руководитель УЦ «ЖКХ-ИНФО»
Алия Богаева

> При использовании материалов сайта обязательно наличие гиперссылки c указанием источника gkhsp.kz.
> Ответственность за содержание рекламы и объявлений несет рекламодатель.
> Опубликованные материалы не обязательно отражают точку зрения редакции.
> За достоверность авторских статей ответственность несет автор.

подписка на БюллетеньПОДПИШИТЕСЬ НА «БЮЛЛЕТЕНЬ СОБСТВЕННИКА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ ЖКХ» И ПОЛУЧИТЕ ВОЗМОЖНОСТЬ:
> ИМЕТЬ ПОЛНЫЙ ДОСТУП КО ВСЕМ МАТЕРИАЛАМ САЙТА
> ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ ЭКСПЕРТАМ ЖКХ И ПОЛУЧАТЬ КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ ОТВЕТЫ
> ПОЛУЧАТЬ ПОМОЩЬ В РЕГЛАМЕНТАЦИИ ПРОЦЕССОВ В КСК
> ПОЛУЧАТЬ НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ