Министру промышленности
и строительства РК
Г-ну Шарлапаеву К.Б.
От Председателя Ассоциации КСК
г. Алматы Рубцова А.А.
В связи с внесением изменений в приказ об утверждении квалификационных требований для управляющего многоквартирным жилым домом, закрепляющих процедуру признания квалификации только через Национальный центр аккредитации, сложилась следующая ситуация:
1. Прекращение деятельности существующих центров сертификации: Все ранее действующие центры сертификации специалистов с 4 сентября 2023 года прекратили свою деятельность.
2. Проблема с возникновением новых центров: Создание новых центров признания невозможно без утверждённой процедуры аккредитации и наличия соответствующей компетенции у профильного министерства.
Для устранения данного пробела необходимо вносить изменения в Закон РК «О жилищных отношениях» и целый ряд иных подзаконных актов. При этом для проведения работ по независимой сертификации специалистов ОПС ОП должны соответствовать требованиям стандарта ГОСТ ISO/IEC 17024-2014 «Оценка соответствия. Общие требования к органам, проводящим сертификацию персонала» (далее — Стандарт).
Основные выдвигаемые требования:
• Персонал: ОПС ОП должен иметь в штате минимум двух лиц, проводящих процедуры по сертификации, которые должны быть экспертами-аудиторами по подтверждению соответствия (сертификации) персонала, аттестованные Комитетом технического регулирования и метрологии (КТРМ).
• Практика: Субъекты аккредитации (заявители) должны иметь практику проведения сертификации персонала до прохождения аккредитации.
• Внутренний аудит: ОПС ОП должны провести внутренний аудит для оценки соответствия требованиям ГОСТ ISO/IEC 17024-2014 и готовности к процедуре аккредитации.
Проблемы и предложения:
1. Увеличение расходов: Соблюдение данных обязательных требований существенно увеличит расходы и стоимость признания квалификации специалистов.
2. Ограниченность центров: за время существования сертификации только три центра охватывали всю страну, что делает деятельность через признание НЦА нерентабельной и дорогостоящей процедурой и будет недостаточно для охвата всей республики.
Предложение по внесению изменений:
Внести изменения во второй абзац п.1 ст. 48-1 Закона о жилищных отношениях РК
«Управляющий многоквартирным жилым домом или управляющая компания оказывает услуги по управлению объектом кондоминиума при наличии в своем составе специалистов, прошедших обучение и обладающих документом, подтверждающим квалификацию на осуществление функций по управлению объектом кондоминиума, по специальностям прописанным в профессиональных стандартах, как в обязательном, так и в добровольном порядке».
Эта редакция позволит производить признание квалификации как в рамках обязательной процедуры через НЦА, так и в добровольной форме через НПП «Атамекен», где процедура уже готова и подтвердила свою работоспособность.
Заключение:
Данное предложение позволит избежать необходимости возложения на государственный орган компетенции по разработке процедуры аккредитации, предоставив эти полномочия НПП «Атамекен».
Просим предоставить ответ по существу предложений в установленный законом срок на языке обращения.
С уважением,
Председатель Ассоциации КСК г. Алматы
Рубцов А. А.
(P.S. официальное обращение также направлено в Министерство промышленности и строительства РК)