В Алматы состоялся круглый стол, в ходе которого экспертам в сфере транспорта, урбанистам и представителям СМИ был представлен проект первого участка коридора BRT по проспекту Райымбека от улицы Пушкина до проспекта Сейфуллина.
Проект разработан научно-исследовательским институтом «Алматыгенплан» при поддержке международных консультантов и проектного офиса развития транспортной системы Алматы.
Как сообщили разработчики, проектом предусмотрены организация выделенных полос с минимальным количеством прерываний, новых остановочных комплексов, а также комплексное благоустройство вдоль проспекта по принципу «от фасада до фасада».
«На участках, где конфликтных точек не много, выделенная полоса размещается по краям проезжей части. Там же, где требуется сохранение парковок или имеется значительное количество выездов с прилегающей территории, выделенная полоса будет вдоль бульварной части. Таким образом, будут максимально учитываться интересы всех участников движения. Остановки планируется оборудовать на платформах и расположить ближе к перекресткам. При этом основное количество полос для движения автотранспорта сохранится», — рассказал руководитель «Алматыгенплана» Асхат Садуов.
Кроме того, по его словам, в текущем году планируется провести работы по благоустройству бульварной части от ул. Кунаева до ул. Чайковского.
«Мы проектировали улицу по принципу «от фасада до фасада», то есть не только проезжую часть, но и благоустройство тротуаров, придомовых территорий, озеленение. Фасады также планируется привести к единому дизайн-коду. Государственная экспертиза проекта завершилась только в середине июля, конечно, мы рассчитывали, что получим заключение раньше, но, учитывая «комплексность», пришлось дважды дорабатывать проект. В сентябре ожидается завершение проектных работ по второму участку коридора BRT от пр. Сейфуллина до ул. Ахрименко», — сообщил Асхат Садуов.
В свою очередь, присутствовавшие на встрече эксперты отметили важность и необходимость данного проекта для развития системы общественного транспорта Алматы и, как следствие, повышения мобильности горожан. По их мнению, коридор BRT по Райымбека, разработанный в рамках утвержденного мастер-плана транспортного каркаса города до 2030 года, отвечает самым высоким требованиям и будет положительно оценен горожанами.
«Коридор BRT действительно может повысить привлекательность общественного транспорта, это факт. Но нас беспокоят сроки его реализации. Райымбека – очень загруженная транспортная артерия, в сентябре начнется школа, студенты приедут и, если в этот период начать строительные работы, думаю, мы получим коллапс. Поэтому не лучше ли начать работы уже в начале следующего года?», — поделился своим мнением руководитель общественного объединения «Ассоциация безопасности дорожного движения «Общая дорога» Арсен Шакуов.
Другой эксперт Руслан Мухомедьяров также считает, что начинать часть работы осенью не совсем разумно.
«Всем известно, что для дорожных работ важны погодные условия. То есть строительный сезон – это с апреля по октябрь. Соответственно есть риски из-за погодных условий. На мой взгляд целесообразнее было бы начать уже в апреле-мае и постараться закончить за лето следующего года все работы с минимальными неудобствами для горожан», — подчеркнул Руслан Мухомедьяров.
По мнению специалиста по транспорту Романа Барабанова, реконструировать сразу всю улицу было бы рациональнее.
«Делить проспект на множество сегментов и на каждый определять разных подрядчиков на мой взгляд нелогично. В таких условиях будет сложно обеспечить контроль и качество. И потом, если делать кусками, то проект не будет работать. Чтобы коридор BRT был эффективным, необходимо постараться реконструировать весь проспект, в крайнем случае какие-то зоны можно сделать для начала разметкой», — сказал Роман Барабанов.
По итогам обсуждения, учитывая мнение экспертного сообщества и с целью минимизации неудобств для горожан, было принято решение начать строительно-монтажные работу по проекту в апреле следующего года.
«Осенью мы планируем объявить конкурс по определению подрядной организации сразу на два участка первого этапа коридора BRT, то есть от улицы Пушкина до проспекта Сейфуллина и от проспекта Сейфуллина до улицы Ахрименко. В текущем году начнем подготовительные работы, такие как переустройство инженерных сетей, разбивку оси и завершим строительство крупных остановочных комплексов в районе «Саяхата». А основные строительно-монтажные работы сразу по двум участкам начнем уже со следующего строительного сезона», — подчеркнул руководитель Управления городской мобильности Сагындык Телибаев.