Что сулят мангистаусцам изменения в договоре на теплоснабжение


Буквально вчера нас огорошили новостью, что приказом министра Национальной экономики от 1 октября текущего года внесены изменения в типовой договор на предоставление регулируемых услуг по тепловой энергии.

Но о каком договоре идёт речь? Население Мангистау его в глаза не видывало и не подписывало ни с энергокомбинатом, ни с предприятием тепловодоснабжения. Или же имеется в виду публичный договор, принятый в одностороннем порядке, по которому «без меня меня женили»?

В тексте говорится, что в новой редакции изложен договор, и один из первых его абзацев гласит:

«…производство тепловой энергии производится непрерывно. Время прекращения подачи тепловой энергии или теплоносителя, а также несоответствие её качества требованиям нормативно-технической документации с отметкой о времени (дате, часе) должно быть отмечено в журнале диспетчерской службы поставщика с последующей отметкой о времени (дате, часе) возобновления тепловой энергии с должным (надлежащим) качеством».

Об этом потребитель должен сообщить поставщику письменно или телефонограммой, обозначив дату, время, свою фамилию и данные лица, принявшего заявку. При личном обращении нужно приложить ещё и копию с регистрационным номером и остальными бюрократическими закорючками, притом немедленно – не позднее суток с момента обнаружения проблемы. Да, заявление к тому же должно быть подписано двумя свидетелями.

Читая эту филькину грамоту, не знаешь – плакать или смеяться.

Кто автор сего пасквиля – сам министр или какие-то «придворные летописцы», оторванные от реальности и не выходящие за порог тёплого кабинета? По всей стране обозлённый народ ждёт-не дождётся тепла в своих домах, его терпение находится уже в точке кипения, так в дополнение к ледяным радиаторам люди должны доказывать очевидные факты, занимаясь оформлением вороха бумаг. Наверное, эти законодатели решили, что таким способом, бегая в поту и в мыле по инстанциям, жители согреются.

Далее договор предусматривает:
1.    Условия оказания услуг;
2.    Права, обязанности и ответственность сторон;
3.    Условия расторжения договора.

Какие условия предполагает первый пункт? Надо думать: вы нам тепло, мы вам – деньги, если коротко. Второй пункт самый интересный – даже без таких уточнений понятно, что обязанность населения платить за обеспечение его отоплением. И оно – население – исправно выполняет это условие. А вот обязанности другой стороны не соблюдаются уже несколько десятилетий, «день сурка» повторяется из года в год.

В случае отключения отопления рядовому обывателю трудно найти виноватого. Нужно оборвать телефоны КЖСА, ЖЭКа, потратить кучу времени и нервов. А если дозвонишься и выяснишь причину, то что это даст? Повлиять на её устранение никак невозможно, а вернуть деньги за отсутствие тепла – просто из области фантастики, не улыбка и даже не насмешка, а хохот чеширского кота. По крайней мере в Актау такого прецедента не было. Знай помалкивай и плати по счетам, это твой святой долг!

В изменённом приказе обговаривается именно этот пробел, вернее, создаётся видимость его устранения.
«Оплата за фактически предоставленные поставщиком услуги по производству тепловой энергии производится потребителем в соответствии с показаниями приборов коммерческого учёта, а при их отсутствии – расчётным путём», — говорится в приказе.

Но как это осуществить на деле, как доказать именно фактическое потребление? Кому звонить или тащить бумажки, заверенные свидетелями? Кто будет принимать заявки – МАЭК, РКЦ, КЖСА или КСК? Энергокомбинат расположен за городом, а в КЖСА и на сегодняшний день невозможно дозвониться и тем более пройти сквозь заблокированные двери. Что же будет, если там или в РКЦ появится разъярённая толпа с тонной макулатуры? На входе, наверное, вооруженную охрану выставят!

И, согласно рекомендациям новоявленного приказа, к зданию этого самого поставщика должны будут сойтись почти все жители нашей области, потому что отопления нет у большинства. Закон вступает в силу с 1 июля 2025 года, однако вряд ли что-то изменится к следующему отопительному сезону. Как показывает практика, ситуация с течением времени лишь ухудшается.

Люди и так обозлены до предела, в сети комментарии доходят до ненормативной лексики, однако ответственные лица занимаются не решением задачи, а имитацией этого решения. Даже если допустить, что кто-то должен принимать такие обращения об отсутствии услуги, то функцию по их сбору должны осуществлять обслуживающие компании – ИП и КСК.

Им легче принять заявку, составить акт и достучаться до поставщика. К тому же они являются юридическими лицами в отличие от нас – физических, у них больше прав и возможностей, а с нами и разговаривать никто не будет. Это на бумаге обязаны, а на деле известно, как всё происходит: с нашими проблемами никто не считается.

По идее, жилищные конторы и сейчас, без всяких дополнительных приказов, должны предоставлять в РКЦ сведения об отсутствии отопления в тех или иных домах. Но понятно, что они любыми способами стараются отстраниться от подобных дел, так как во многих случаях сами виноваты в том, что не подготовили вверенное им общедомовое хозяйство — тепловые узлы, трубопроводы и запорную арматуру — к зиме. Коммунальные организации стараются переложить недоделки друг на друга или на плечи жильцов. Зато деньги за несуществующие услуги сдирают с нас по полной программе.

Нам же ясно дали понять, что оплата будет взиматься в соответствии с показаниями ОПУТ, а с тех, у кого приборы учёта тепла не установлены, — по каким-то расчётным показателям. Что это за показатели, кем они составлены, из каких соображений – нам особо не докладывают. По справедливости, нужно брать деньги с того периода, когда отопление появилось в конкретном доме – такие сведения должны передавать ЖЭКи, однако об этом ни слова – не в интересах поставщика располагать фактическими цифрами.

Ещё не наступили настоящие холода и не задули морозные ветры, но люди уже мёрзнут в остывших квартирах. Хотя городской акимат оперирует данными, взятыми с потолка, и рассказывает нам сказки, что в 92% жилых домов города подано тепло.

То есть, «не верь своим глазам – верь мне». Это нам только кажется, что батареи покрыты инеем, на самом деле они огненные. Проще говоря, подавляющее большинство замерзающих бедолаг каким-то волшебным образом втиснули в оставшиеся 8% точно так же, как огромную ногу Золушкиной сестры – в чужую миниатюрную туфлю.

О каких домах вообще речь? Может, о тех «сиротских» особняках, что выстроились рядами вдоль моря и в других злачных местах? Тогда, конечно — они теплом обеспечены.

Кстати, из-за того, что в давно построенных микрорайонах точечно понатыкали разный новодел, нарушилась циркуляция теплоносителя на многих линях теплосети. В лучшем случае у жителей, оказавшихся в заложниках этой ситуации, батареи еле теплятся, а в квартирах последних этажей и концевых стояков температура не намного выше уличной.

Исправить такое положение практически невозможно. И сколько не возмущаются горожане точечной застройкой, результат один: плюй в глаза, скажут — божья роса, или собаки лают — караван идёт.
Соцсети буквально взрываются от гневных комментариев тех самых, сжатых в облако, восьми процентов населения. Люди возмущаются, пишут в СМИ и делятся вполне понятными претензиями.

«Уже больше недели, как к городу была подключена система отопления и горячего водоснабжения. Но многие дома всё ещё без тепла. Этого и следовало ожидать! Всё лето ничего толком не делали, разрыли половину улиц, а зашевелились только в конце сентября. Страшно представить, что нас ждёт зимой!», — не скрывает раздражения Рахиля Калмагамбетова – жительница 14-го микрорайона.

«У меня вопрос – как будет взиматься плата за отопление? С горячей водой более-менее ясно, хоть она совсем не горячая и похожа на грязные помои – начисления проводятся по показаниям водомеров. А как быть с отоплением? В чём моя вина, что тепла в нашей квартире до сих пор нет?! И почему я должна платить за дырку от бублика?» — спрашивает Насип Муратова из 3а микрорайона.

«А мне интересно, почему каждую осень после включения горячей воды из крана течёт мазут чёрно-коричневого цвета? И мы должны это оплачивать? И что происходит с питьевой водой? Раньше она шла чистая и с хорошим напором, а сейчас отвратительная – не успеваешь фильтры менять. Как её пить, если она мутная и вонючая? А деньги с нас берут как за качественную воду», — выражает негодование Болатбек Бигалиев.

Но это просто сотрясение воздуха, на эти высказывания, резонные и справедливые, ответственные структуры научились не реагировать. Завидное спокойствие! Своеобразный тест на выживание. Кому мы нужны? Для сильных мира сего простой народ просто букашки, как у Чехова в «Каштанке» – «животная насекомая»… 

Р.S. Редакция ожидает разъяснений от местных властей и руководства предприятий-поставщиков тепловой энергии, как в Актау будет работать схема, обозначенная в новом приказе министра Нацэкономики.

inaktau.kz

> При использовании материалов сайта обязательно наличие гиперссылки c указанием источника gkhsp.kz.
> Ответственность за содержание рекламы и объявлений несет рекламодатель.
> Опубликованные материалы не обязательно отражают точку зрения редакции.
> За достоверность авторских статей ответственность несет автор.

подписка на БюллетеньПОДПИШИТЕСЬ НА «БЮЛЛЕТЕНЬ СОБСТВЕННИКА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ ЖКХ» И ПОЛУЧИТЕ ВОЗМОЖНОСТЬ:
> ИМЕТЬ ПОЛНЫЙ ДОСТУП КО ВСЕМ МАТЕРИАЛАМ САЙТА
> ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ ЭКСПЕРТАМ ЖКХ И ПОЛУЧАТЬ КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ ОТВЕТЫ
> ПОЛУЧАТЬ ПОМОЩЬ В РЕГЛАМЕНТАЦИИ ПРОЦЕССОВ В КСК
> ПОЛУЧАТЬ НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ