Вопросы-ответы: Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам реформирования жилищной политики»


1) Сколько казахстанцев нуждается сейчас в жилье?

На сегодняшний день количество граждан, состоящих в очереди МИО на получение жилища, составляет 649 949 чел. (на 06.11.24г).

Прирост очередников ежегодно в среднем составляет — 14%.

На 1.01.2021 года – 394 302 чел.

На 1.01.2022 года – 475 011 чел.

На 1.01.2023 года – 538 268 чел.

На 1.01.2023 года – 615 745 чел.

2) Какие меры господдержки предлагает закон?

К мерам государственной поддержки, направленным на улучшение жилищных условий, относятся:

1) предоставление арендного жилища из коммунального жилищного фонда;

2) субсидирование части арендной платы за жилище, арендованное

в частном жилищном фонде;

3) предоставление льготных ипотечных жилищных займов;

4) предоставление жилищных сертификатов.

3) Какова цель закона?

Целью принятия законопроекта является централизованное ведение жилищной политики, повышение эффективности обеспечения населения жильем, оптимизирование процедур получения жилья, а также внедрение единого механизма справедливого распределения жилья среди всех категорий граждан.

4) Как планируется преобразовать Отбасы банк?

В рамках законопроекта Отбасы банк наделяется статусом национального института развития.

При этом Отбасы банк остается в организационно-правовой форме акционерного общества, а также в системе банков второго уровня.

Законопроектом предусматривается передать от МИО в Отбасы банк функции по постановке на учет граждан и его ведению, а также распределению жилища.

При этом, Отбасы банком переданные функции будут реализовываться с соблюдением принципа прозрачности (на интернет-ресурсе Отбасы банка будут публиковаться списки граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилище, а также граждан, получивших меру государственной поддержки), на постоянной основе будет проводиться работа по автоматизации и упрощению процедур получения жилья гражданами, нуждающимися в жилье.

Постановка на учет и распределение мер государственных поддержек будут происходит в автоматизированном режиме посредством с интеграцией с государственными базами данных.

5) Как будет изменен механизм ведения очередности нуждающихся в жилье?

По действующему законодательству местные исполнительные органы ведут шесть раздельных списков очередников.

1) ветераны Великой Отечественной войны;

2) дети-сироты;

3) многодетные матери, многодетные семьи;

4) социально уязвимые слои населения (лица с инвалидностью 1 и 2, семьи, имеющие или воспитывающие детей с инвалидностью, неполные семьи, кандасы и другие).

5) государственные служащие, работники бюджетных организаций, военнослужащие;

6) граждане, единственное жилище которых признано аварийным.

Эти списки будут переданы в Отбасы банк без изменений.

Отбасы банк будет консолидировать полученные от акиматов списки очередников в единую базу.

С принятием законопроекта граждане обратившиеся в Отбасы банк будут поставлены в новую базу без разбивки на списки по принадлежности к категориям.

6) Какой будет порядок приватизации?

По действующему законодательству предоставленное арендное жилье без права выкупа, а также жилье, предоставленное гражданам взамен аварийного жилья, не подлежит приватизации.

На сегодня в арендных жилищах без права выкупа проживают порядка 55 тыс. чел.

В данных жилищах в основном проживают социально уязвимые слои населения, как многодетные семьи, дети-сироты и др.

Законом предусматривается предоставить возможность права выкупа таких жилищ по остаточной стоимости, и в дальнейшем предоставлять арендное жилье с правом выкупа.

Порядок приватизации в целом остается неизменным, то есть по остаточной стоимости (за вычетом физического износа в размере 2% от балансовой стоимости) с возможностью оформления в рассрочку до 10 лет при внесении первоочередного взноса в размере 30%.

7) Не отсрочит ли возможность приватизации арендного жилья ещё на более длительный срок получение очередниками квадратных метров от государства?

В рамках законопроекта предусматривается предоставление права приватизации, ранее предоставленного арендного жилья без права выкупа.

При этом отмечаем, что данные жилища предоставляются бессрочно, до возникновения основания выселения, предусмотренные в статье 107 Закона РК «О жилищных отношениях».

Даже в случае смерти основного нанимателя члены его семьи продолжают проживать в этом жилище и договор найма заключается повторно.

Справочно: Выселение нанимателя (поднанимателя), членов его семьи или других совместно проживающих с ним лиц без предоставления другого жилища допускается в случаях, если:

1) они систематически разрушают или портят жилище;

2) они используют жилище с нарушением требований статьи 4 настоящего Закона;

3) они систематическим нарушением правил общежития делают невозможным для других проживание с ними в одном помещении или в одном жилом доме;

4) они без уважительных причин уклоняются в течение шести месяцев подряд от внесения платы за пользование жилищем;

5) лица лишены родительских прав и их совместное проживание с детьми, в отношении которых они лишены родительских прав, признано невозможным;

6) лицо самоуправно заняло жилище;

7) договор найма (поднайма) жилища был признан недействительным по основаниям, предусмотренным пунктом 1 статьи 108 настоящего Закона;

8) они приобрели иное жилище на праве собственности, независимо от его места нахождения;

8-1) они приобрели в собственность квартиру в многоквартирном жилом доме, расположенном в том же населенном пункте, путем участия в жилищно-строительном кооперативе.

Вместе с тем, поступившие деньги от приватизации пополнят государственный бюджет, что положительно скажется на увеличении обеспеченности жильем очередников.

В этой связи данная возможность позволит обеспечить доступный механизм приобретения жилища на праве собственности и удовлетворить пожелания граждан, в том числе социально уязвимых слоев населения.

Таким образом, полагаем, что предоставление права приватизации не приведет к затягиванию получения жилья другими гражданами, состоящими на учете.

8) Что изменится в механизме распределения жилища?

По действующему законодательству распределение жилья осуществляется пропорционально численности раздельных списков с учетом первоочередных прав определённых категорий граждан.

Согласно законопроекту, распределение жилья среди нуждающихся будет осуществляться в зависимости от даты постановки на учет и уровню доходов.

Таким образом, граждане, состоящие в очереди длительное время будут обеспечены в первую очередь.

Также немаловажным фактором при распределении жилищ будет являться уровень дохода очередника.

В зависимости от уровня доходов очереднику будут предоставляться меры государственной поддержки в виде субсидирования арендной платы, арендного жилья либо льготных ипотечных займов («Бакытты отбасы», «Шанырак», «Отау», «Наурыз»).

Кроме того, учитывая социальное положение некоторых категорий граждан предусматривается предоставление восьмерым категориям первоочередное право с предоставлением им не менее 70% арендного и кредитного жилья.

— ветераны ВОВ;

— дети-сироты;

— многодетные матери и многодетные семьи;

— лица с инвалидностью 1 и 2 групп;

— семьи, имеющие детей с инвалидностью;

— ветераны, приравненные по льготам к ветеранам ВОВ;

— ветераны боевых действий на территории других государств

— вдовы.

Также предусматривается предоставление меры государственной поддержки один раз. То есть граждане, ранее получившие арендное и кредитное жилье, построенного за счет государства не смогут встать повторно на учет.

9) Что предлагается для обеспечения гласности и прозрачности принимаемых мер господдержки?

Законом предусматривается передать от МИО в Отбасы банк функции по постановке на учет граждан и его ведению, а также распределению жилища.

При этом, Отбасы банком переданные функции будут реализовываться с соблюдением принципа прозрачности.

На интернет-ресурсе Отбасы банка ежемесячно будут публиковаться списки граждан, состоящих на учете, а также граждан, получивших меру государственной поддержки за последние два года.

При размещении на сайте Отбасы банка списков граждан, получивших меру государственной поддержки в обязательном порядке будут указаны: дата постановки на учет, дата получения меры государственной поддержки, включая его вид и основания получения.

Справочно:

К мерам государственной поддержки, направленным на улучшение жилищных условий, относятся:

1) предоставление арендное жилища из коммунального жилищного фонда;

2) субсидирование части арендной платы за жилище, арендованное в частном жилищном фонде;

3) предоставление льготных ипотечных жилищных займов;

4) предоставление жилищных сертификатов.

Также списки граждан, получивших меру государственной поддержки, могут быть представлены для ознакомления по требованию граждан, состоящих на учете.

Кроме того, все заявления граждан будут приниматься в онлайн формате, что также обеспечивает прозрачность процессов регистрации и учета граждан.

Распределение мер государственных поддержек будут происходит в автоматизированном режиме посредством с интеграцией с государственными базами данных.

Таким образом, вся информация, в том числе любые изменения в статусе граждан будут запрашиваться из государственных баз данных, что исключает вмешательство со стороны Отбасы банка.

10) Теперь кто может встать в очередь на жилье?

В соответствии с действующим законодательством на учет могут встать определенные категории граждан, такие как многодетные семьи, дети-сироты, лица с инвалидностью 1 и 2 группы, государственные служащие, работники бюджетных организаций и др.

При этом Законом предусматривается отойти от категорийной принадлежности для постановки на учет и предоставить право постановки на учет всем гражданам, нуждающимся в жилище, не имеющие жилья в течение последних 5 лет.

Таким образом, предоставление права постановки на учет всем гражданам позволит внедрить единый механизм справедливого распределения меры поддержки со стороны государства среди всех категорий граждан.

11) Какие еще дополнительные меры предусмотрены, направленные на улучшение жилищных условий граждан?

1) Учет граждан, в том числе детей-сирот, нуждающихся в жилище, осуществляется по месту жительства.

На сегодняшний день детей-сирот ставят на очередь по адресу интернатных учреждений, в которых они проживают и по зарегистрированному адресу опекуна.

В этой связи положение действующего жилищного законодательства не предусматривает сохранение очередности детей-сирот в случае смены места жительства.

При этом в рамках законопроекта предусматривается сохранение первичной даты очереди детей сирот в случае смены место проживания в рамках одной области.

2) По действующему Закону для постановки на учет в городах Астана, Алматы и Шымкент требуется прописка за последние три года.

В рамках Закона данное требование исключается для детей сирот.

3) Более того законопроектом предусматривается сохранение очередности детей-сирот в случае возврата их в организации образования после отмены усыновления, опеки или попечительства.

4) Так, согласно действующему законодательству акиматы должны ежегодно проводят инвентаризацию.

В целях эффективного проведения жилищной политики, а также оперативной актуализации количества граждан, нуждающихся в жилище Отбасы банк будет проводить инвентаризацию списков очередников ежеквартально.

gov.kz

> При использовании материалов сайта обязательно наличие гиперссылки c указанием источника gkhsp.kz.
> Ответственность за содержание рекламы и объявлений несет рекламодатель.
> Опубликованные материалы не обязательно отражают точку зрения редакции.
> За достоверность авторских статей ответственность несет автор.

подписка на БюллетеньПОДПИШИТЕСЬ НА «БЮЛЛЕТЕНЬ СОБСТВЕННИКА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ ЖКХ» И ПОЛУЧИТЕ ВОЗМОЖНОСТЬ:
> ИМЕТЬ ПОЛНЫЙ ДОСТУП КО ВСЕМ МАТЕРИАЛАМ САЙТА
> ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ ЭКСПЕРТАМ ЖКХ И ПОЛУЧАТЬ КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ ОТВЕТЫ
> ПОЛУЧАТЬ ПОМОЩЬ В РЕГЛАМЕНТАЦИИ ПРОЦЕССОВ В КСК
> ПОЛУЧАТЬ НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ