СИТУАЦИЯ:Мы живем в селе Белбулак Талгарского р-на. Обеспечением газа у нас занимается компания «Жетысу Газ Кубары». С некоторых пор нам перестали приносить квитанции на оплату газа. По указанному в квитанции телефону мы обратились в данную компанию и спросили, почему нам не предоставляют квитанции на оплату. Но услышали ответ, что они, в принципе, и не обязаны предоставлять данные квитанции. Якобы получатели услуги должны сами отслеживать показания и оплачивать потребляемый объем газа либо в кассе поставщика, где постоянные многочасовые очереди, либо через определенные банки. Но если у нас будет задолженность, то они произведут отключение.
Насколько правомерна данная позиция поставщика услуг?
АНАЛИЗ СИТУАЦИИ:
Пункт 29 Правил предоставления коммунальных услуг гласит: потребитель имеет право не производить плату за полученную услугу, если поставщиком в установленном порядке не выставлен счёт. Вместе с тем, согласно статье 32 тех же правил, поставщик имеет право своевременно и в полном объёме получать плату за предоставленные услуги.
Возникает своеобразная путаница, пункты противоречат друг другу.
Чтобы не нервничать из-за угроз монополиста отключить газ, все же лучше снимать показания газового счетчика и оплачивать поставленный газ. Но в то же время нужно добиваться, чтобы газовая компания предоставляла потребителям квитанции на оплату своих услуг.
Пожаловаться на отсутствие квитанций или иных видов носителей (бумажный, электронный, СМС и т.п.) счетов на оплату за газ можно в антимонопольное ведомство – Комитет по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей.
В случае не предоставлении счетов-извещений потребителю комитет по регулированию естественных монополий вправе принять меры воздействия в отношении газовой компании.
Газовиков могут уведомить о недопустимости таких действий. В компании могут провести проверку и по ее итогам возбудить административное дело о взыскании штрафа и вынесении предписания. Также антимонопольное ведомство могут обратиться в суд с иском о защите прав неопределенного круга потребителей в случае нарушения прав более 10 граждан по одному и тому же вопросу.»
Потребители имеют право выбрать удобный для себя способ доставки счета-извещения. Если вы хотите получать счета-извещения по электронной почте или через СМС по телефону, можно обратиться в вашу газовую компанию с соответствующим заявлением. А если компания не выполняет законных требований потребителей, вы и сами можете обратиться в суд.
Председатель Ассоциации КСК г. Алматы
А.А. Рубцов