Акколь выбран опытной базой, чтобы обкатать технологии и масштабировать их.
Весь мир буквально бредит концепциями SmartCity: умные города, удобные города. И это логично – высокие технологии приходят в города, где роботы учатся управлять транспортными потоками, включать фонари, видеть преступников и т.д. Есть такой SmartCity и в Казахстане – небольшой 13-тысячный город Акколь в Акмолинской области. Реализацию проекта взяли на себя «Казахтелеком» и Tengri Lab при всесторонней поддержке акимата области и правительства.
Акколь был выбран как опытная база, где можно обкатать решение и потом его масштабировать. Tengri Lab создает программный продукт по интеграции разных смарт-желаний, а «Казахтелеком» и остальные реализуют физические датчики и передачу данных. Сейчас в Акколе навесили датчики на все, что только можно – от мусорных баков и фонарей до котлов в котельной. Счетчики, которые сами передают показания, окна, двери (например, тревожный триггер срабатывает, если одинокая бабушка долго не открывала кран с водой), пожарная сигнализация и многое другое.
Выглядит это все очень круто, но… Светофор, которым можно управлять дистанционно – это еще не смарт-светофор, а наладить систему интеллектуального управления транспортными потоками в городе с тремя светофорами невозможно. Другое дело – датчики мусора или дыма. Сейчас разработчик – Tengri Lab пробует как можно больше разных решений там, где позволяет законодательство – распознает лица (разрешение дали родители школьников и сотрудники акимата). Где-то решения упираются в реакционность – сотрудники органов не хотят сидеть в ситуационном центре, а желают работать с системой удаленно, что полностью уничтожает идею самого ситуационного центра. Местные коммунальные службы, например, по-прежнему ходят и снимают показания счетчиков, хотя те автоматически передаются в систему – таковы бизнес-процессы. И если с мелкими вещами можно бороться политической и экономической волей, то системные вещи остаются нерешенными.
Важно понимать, что SmartCity – это процесс с началом, но без конца. Всегда будут такие отрасли, которые потребуют доделать программное решение, навесить еще один датчик, подключить еще один триггер, но начинать однозначно надо. Мало кто знает, что в столице работает интеллектуальная система управления транспортными потоками, причем работает неплохо, но (всегда есть но) когда в нее вмешиваются дистанционным включением или отключением хотя бы пары светофоров – она перестает функционировать, а на восстановление требуется от двух до пяти минут. Большинство пробок, которые я наблюдаю, – именно из-за ручного переключения светофоров, тут любой программный интегратор бессилен – нужны SmartPeople.
Акколь чисто внешне не оставляет впечатления Smart, но и не должен. Никакая технология (кроме репрессивной) не научит людей выбрасывать мусор в урны, а не мимо. Технологии SmartCity незаметны – это тонкая настройка разных датчиков с аналитикой и специальными триггерами и действиями, которые следуют за ними. Хочется верить, что разработчикам удастся сделать коробочное решение.
Источник: kapital.kz
Автор: Андрей Чеботарев, pr-менеджер инвестиционной компании Exante