Нам уже знакома история о том, что в прошлом году коммунальное предприятие «Алматинские тепловые сети» сообщили через СМИ, что у него появились новые возможности для взыскания долгов с неплательщиков за их услуги.
Так, летом прошлого года тепловики огорчили своих должников известием, что неплательщики будут ограничены в праве оформления банковских кредитов.
«При выдаче кредитов будет рассматриваться способность по оплате за коммунальные услуги», — сообщали в прошлом году тепловики. Данную информацию до сих пор можно обнаружить на разных Интернет-порталах.
Большинство из нас полагали, что дело пошло. Но оказалось, что до заключения договора между ТОО «АлТС» и организацией, владеющей базой данных о людях с плохой кредитной историей, так и не дошло. Договор тепловики заключать не стали. Почему так случилось, рассказ пойдет ниже.
Но юристы «АлТС» все же повысили эффективность взыскания долгов. Они стали подавать досудебные претензии должникам, стали обращаться с исками в суд, чтобы через суд добиться ареста имущества должников, запретить им выезд за границу.
Из КСК в банк
Теперь сообщается о возможности влиять на получение населением банковских кредитов через сведения о должниках перед КСК. Разные информационные агентства пишут, что решение приняли городские власти.
Как известно, многие жители отказываются платить в КСК деньги на содержание общедомового имущества, а также перечислять средства на накопительный счет на капитальный ремонт. Очень многие собственники квартир (по сообщениям Управления жилья г. Алматы — до 70% жителей многоквартирных домов) накопили огромные долги по этим статьям.
Чтобы исправить ситуацию, подключились городские власти. Управление жилья и жилищных инспекций по г. Алматы (это структура городского акимата) заключило меморандум с ТОО «Первое кредитное бюро». В это бюро при оформлении кредитов обращаются все банки второго уровня, чтобы узнать кредитные истории желающих получить заем. Сообщается, что теперь информация о злостных должниках перед КСК будет напрямую передаваться с сайта Управления жилья в банки второго уровня и ежемесячно обновляться. Скорее всего, такая информация о должниках станет барьером для получения ими займа в финансовых организациях и подтолкнет неплательщиков к погашению задолженности.
И все же есть вопросы
Но хочется подробнее поговорить о столь эффективном способе давления на должников перед КСК, как перекрытие им доступа к кредитам. Какие «подводные камни» заложены в данном методе выбивания долгов, нам рассказал юрист Аркадий Рубцов, владелец Портала «Бюллетень собственника и предпринимателя ЖКХ».
«В этом деле не все так просто», — сообщил нам Аркадий Александрович.
— Насколько мне известно, сведения о должниках в Кредитное бюро будут переданы на основании меморандума от государственной управляющей компании ТОО «Алматы тұрғын үй». Понимают ли в этой компании, что они делают — это их вопрос.
Руководители КСК, которые передадут сведения о должниках в ТОО «Первое кредитное бюро», должны понимать, что они должны гарантировать Кредитному бюро, что предоставляют достоверную информацию. Кроме того, они ответственны перед собственниками квартир за передачу третьим лицам их персональных данных. У нас ведь действует закон о защите персональных данных.
Предположим, что кто-то из собственников, сведения о которых передадут в кредитное бюро как о должнике, сумеет доказать в суде, что КСК выставляет ему счет незаконно. Такой человек не сможет получить кредит в банке под низкие проценты — под 14%. Ему придется брать дорогой кредит под 40% годовых в микрокредитной организации. А разницу кто оплатит такому «должнику перед КСК»? Кто будет отвечать за нарушение закона: КСК или кредитное бюро?
Наверно, по этой причине тепловики не стали подписывать договор о передаче данных о должниках в Кредитное бюро. Они поняли, что с этим не все гладко. А ТОО «Алматы тұрғын үй» впереди планеты всей».
Попутно устранили проблемы
Параллельно Управление жилья и жилищных инспекций по г. Алматы предприняло меры для устранения причин, по которым люди до сих пор отказывались оплачивать расходы на содержание жилья и на капремонт. Например, многие на платили деньги из-за отсутствия прозрачности в работе КСК — жители не знали, на что расходуются их деньги, руководство КСК годами перед ними не отчитывалось, не проводило собраний. Также многие собственники квартир боялись, что накопленные на капремонт деньги будут сняты со счета недобросовестным руководством КСК и потрачены по его усмотрению без решения общего собрания. Люди были недовольны и тем, что за обслуживание банком накопительного счета приходится платить немалые деньги. И это при том, что накопительный счет для банка — это фактически беспроцентный кредит от населения, проценты по этому накопительному вкладу не начисляются.
Теперь в этих делах наметился поворот. Руководство Управления жилья сообщает, что с одним из банков заключен меморандум. В рамках этого меморандума предусмотрено снижение расходов на обслуживание текущих счетов КСК (на них поступают деньги для расходования на содержание жилья) в 10 раз (с 2 тыс. тенге до 200 тенге в месяц). Что касается отдельных накопительных счетов на капремонт, теперь эти счета станут депозитами с 9-процентной годовой ставкой. А все ранее существующие комиссии за обслуживание таких счетов банк отменяет. Кроме того, с банком есть договоренность, что средства на проведение какого-либо вида капитального ремонта дома будут выделяться не по требованию руководителя КСК, а на основании протокола собрания собственников квартир. Какую сумму собрание решит снять со счета, такую банк и выдаст или переведет строительной организации.
Приняты и меры по повышению прозрачности деятельности КСК. Теперь руководители кооперативов собственников не смогут ссылаться на невозможность проведения отчетного собрания из-за низкой явки жителей. Теперь им предписывается каждый квартал размещать отчеты в электронном виде на специально созданном веб-сайте Городской Ассоциации КСК г. Алматы — kskforum.kz. Все жители домов, управленцы которых воспользуются такой возможностью, смогут прочитать отчеты об управлении своими домами на данном сайте. Что касается руководителей КСК, они могут отправлять свои отчеты для размещения на сайте по электронным адресам oulksk1@yandex.ru, gkhsp1@mail.ru, либо приносить отчеты на электронном носителе непосредственно в Городскую Ассоциацию КСК. Размещение отчетов на сайте будет осуществляться на безвозмездной основе.
Надеемся, принятые меры помогут наладить нам деятельность КСК, после чего и должников среди алматинцев станет меньше.
Татьяна НОСОВА