Буря в стакане или зачем накаляются страсти по поводу нового закона РК «О жилищных отношениях»


Председатель Ассоциации КСК г. Алматы Рубцов А.А.

Уже второй год обсуждается закон о жилищных отношениях в РК. Мы не прекращаем публиковать материалы на суд своих читателей с анализом и ссылками на закон о ЖКХ. Мы публикуем видеоматериалы с комментариями профессиональных управленцев. Разные мнения,разные комментарии как от экспертов,так и собственников квартир. О накаляющихся страстях вокруг закона о жилищных отношениях в Казахстане мнение эксперта-профессионала в сегменте ЖКХ, юриста и председателя Ассоциации КСК г.Алматы Аркадия Рубцова.

Изменения в Закон РК «О жилищных отношениях» достаточно серьёзно могут изменить жизнь очень многих казахстанцев, а потому считаю необходимым, дать развёрнутые ответы на позицию критиков предполагаемых поправок, касающихся регламентации прав Управляющих Компаний.

Итак, есть тезис-опасение того что Управляющие Компании (далее УК) будут использовать предоставляемое право на распоряжение счётом в своих личных интересах и тем самым наносить ущерб интересам собственников и ОСИ как единственной формы управления.

По факту данное предположение сравнимо с тем, что холодное оружие может причинить ущерб, каждому, но никому в голову не приходит мысль переложить ответственность за причинённый ущерб на изготовителей кухонных ножей.

Сама конструкция статьи предполагающей возможность контроля за счётом ОСИ со стороны УК достаточно неудачна и на практике для того чтобы избежать лишних расходов на содержание счёта УК будут предпочтительнее заключать договоры с собственниками напрямую и вообще не касаться счёта ОСИ тем более что, ответственность за его содержание будет ложиться на собственников автоматически.

В данном случае самой главной проблемой при реализации механизма нового Закона будет сама регистрация ОСИ.

Есть тезис о том, что собственники должны наконец стать хозяевами своего имущества!

Однако данное право предоставлено им настоящим законом и есть огромное количество КСК и ПК, которые и сейчас благополучно управляют своими домами.

При этом, вся отчётность прозрачна и никаких нареканий со стороны собственников она не вызывает.

При этом, основой благополучия таких КСК и ПК (однодомников) будет не то каким образом они оформили свои документы, а то хватает ли им денег на содержание своего имущества.

Если расходы на содержание жилья находятся на уровне 100 тенге за квадратный метр, то таким КСК, ПК, ЖСК будет комфортно в любом правовом поле.

В сухом остатке получится, что новый закон безболезненно будет реализован в 15 % жилых домов, построенных в Астане и Алматы и отчасти в центре крупных городов.

А что же будет с остальными 85%, жилого фонда?

Именно эту проблему не поднимают критики управляющих компаний.

Хотя если посмотреть на этот жилой массив, который искусственно выводится за скобки полемики, то можно увидеть следующую картину.

Во многих городах РК с 1997 года КСК, ПКСК, ПК и прочие кооперативы вообще не зарегистрированы по сей день.  Многие собственники домов удачно приспособились и работают в форме домовых комитетов и различных самоуправлений, не вписанных ни в какие правовые нормы и чем-то отдалённо напоминающих простые товарищества.

Что по поводу всей этой «Махновщины» думает законодатель спросите Вы? Ответ. Простые товарищества предусмотрены для тех домов, где количество квартир не превышает 30.

Вывод: Если кто-то думает, что после выхода Закона те, кто не попадают в эти рамки кинуться регистрировать ОСИ по просторам нашей огромной Родины сильно ошибаются.

На местах также будут саботировать принятый закон, как и существующий. Причина этого проста. Люди на местах знают, сколько стоит содержание дома. Местные власти не в состоянии предложить лучшей альтернативы, и все соглашаются с тем, что лучше ничего не трогать.

Изменения возможны только если государство будет готово брать на себя ответственность по вливанию серьёзных денежных средств в содержание жилого фонда. 

Теперь отойдём от местных экстремалов, выживающих самостоятельно и не приемлющих никаких перемен и посмотрим на другой более представительный срез в жилом фонде нашей страны.

Так называемый вторичный жилой фонд, где проживает достаточно пёстрый состав населения и где есть существующие формы управления в виде многочисленных ПКСК, КСК, ПК, ЖК, ТОО, ИП.

Здесь из-за неоднородности социального состава возможно много различных колебаний при определении форм управления. Если смотреть исторически, то с 1997 года количество ПКСК И КСК состоящих из одного дома постоянно росло ввиду желания собственников самим управлять всё видеть и всё знать.

Именно эта тенденция сейчас в тренде и по этому пути идёт накачка населения, ибо сама концепция нового «Закона» предполагает передачу ответственности в руки собственников, под пристальным присмотром государства.

Однако, в следствии короткой памяти мы забыли, что с 1999 года процесс слияния однодомных КСК с более крупными начал набирать обороты и если спросить председателей ПКСК старой волны, то вам уважаемый читатель подтвердят мои слова, так как, до сих пор во многих ПКСК сохранились документы от однодомных ПКСК и КСК, которые сливались с более крупными по причине экономической нецелесообразности существования тех, кто когда-то наивно предполагал, что его самостийность принесёт большую выгоду.

В 2019 году мы по сути повторяем опыт 1997 года, когда превозносим ОСИ как идеальное лекарство от хронических проблем отрасли, (так было и с реформой КСК, когда говорили, что новая реформа принесёт благо), но в силу наличия исторической памяти, мы либо будем констатировать слияние жилых домов под эгидой Управляющих Компаний, либо государство будет вынуждено экстренно принимать меры по спасению тех, кто надышался вольным воздухом в ОСИ и не смог уплыть дальше разочарования.

Именно поэтому, не желая терять столь драгоценные годы, на осознание очевидных вещей, профессиональное сообщество, лишённое иллюзий и восторгов, пытается выстроить реальную альтернативу по сохранению альтернативы в области содержания и управления общедомовым имуществом.

Эта работа может нравится или не нравится, но стечением времени мы убедимся, что именно профессиональное управление — это ключ к решению всех вопросов в сфере обслуживания общедомового имущества.

При этом, война за право управление элитным жильём, не должна стать поводом для умалчивания всей правды.

Удачных поисков всем, кто пытается.

Председатель Ассоциации КСК г. Алматы
Рубцов А.А.

> При использовании материалов сайта обязательно наличие гиперссылки c указанием источника gkhsp.kz.
> Ответственность за содержание рекламы и объявлений несет рекламодатель.
> Опубликованные материалы не обязательно отражают точку зрения редакции.
> За достоверность авторских статей ответственность несет автор.

подписка на БюллетеньПОДПИШИТЕСЬ НА «БЮЛЛЕТЕНЬ СОБСТВЕННИКА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ ЖКХ» И ПОЛУЧИТЕ ВОЗМОЖНОСТЬ:
> ИМЕТЬ ПОЛНЫЙ ДОСТУП КО ВСЕМ МАТЕРИАЛАМ САЙТА
> ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ ЭКСПЕРТАМ ЖКХ И ПОЛУЧАТЬ КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ ОТВЕТЫ
> ПОЛУЧАТЬ ПОМОЩЬ В РЕГЛАМЕНТАЦИИ ПРОЦЕССОВ В КСК
> ПОЛУЧАТЬ НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ