Неспешно идёт реализация жилищной реформы по переходу на новые формы управления. Причин пробуксовки миллион. Не стараясь повторять заигранную пластинку, мы публикуем материалы, показывающие работу председателя ОСИ в реальном времени, так как возникающие проблемы и пути их решения реформой не предусмотрены.
В г. Актау на повестке дня встал вопрос о необходимости срочного заключения договоров с поставщиком электрической энергии, так как, всё это время в общедомовые расходы в счёт КСК, УК и ОСИ не входила оплата за общедомовую электрическую энергию.
Как ни странно, но счета выставлял поставщик самостоятельно и следил за своевременной оплатой, оберегая тем самым председателей КСК от необходимости внесения данных платежей в расходы на содержание жилья.
К положительному опыту данной модели можно относиться с точки зрения хорошей собираемости платежей, так как при наличии долга за ОДН, поставщик отключал должника.
Отрицательной стороной такого порядка вещей является то, что подобные действия идут в разрез с действующим законодательством.
Согласно п. 2 ст. 50 Закона РК «О жилищных отношениях:
«Председатель объединения собственников имущества или доверенное лицо простого товарищества либо управляющий многоквартирным жилым домом или управляющая компания обязаны производить оплату за коммунальные услуги, потребленные на содержание общего имущества объекта кондоминиума, организациям, предоставляющим коммунальные услуги энергоснабжения, водоснабжения на основании заключенных договоров, по приборам учета, установленным на границе эксплуатационной ответственности, по утвержденным в установленном порядке тарифам из ежемесячных взносов собственников квартир, нежилых помещений на управление объектом кондоминиума и содержание общего имущества объекта кондоминиума».
В данном случае с начала 2020 г. необходимо было начинать работу по перезаключению договоров и повышению платы на содержание общедомового имущества.
Вот только, работы в этом направлении не проводились. В письме, которое мы публикуем ниже, директор ГКП «Актауское управление электрических сетей» на праве хозяйственного ведения Акимата г. Актау
г-н Турдиев пишет, что существует протокольное поручение акима от 19.02. 2021 г. по которому до 25 апреля 2021 г. всем ОСИ и УК необходимо заключить договоры электроснабжения.
Также для заключения договоров необходимо представить документы в ГКП «АУЭС» предусмотренные п. 4-1 «Правил пользования электрической энергией».
Письмо написано 10 марта 2021 года. При условии, что председатель ОСИ получил его 11 марта 2021 г. и должен выполнить поручение акима строго в соответствии с действующим законодательство. Он размещает объявление о проведении собрания за 10 дней до его проведения, с повесткой дня о повышении платы на содержание общедомового имущества, в размере достаточном для оплаты ОДН после заключения договора.
21 марта по факту отсутствия кворума на собрании, что происходит в 95% случаев, необходимо принять решение о проведении письменного опроса.
Теперь у председателя ОСИ есть 30 дней для сбора листов письменного опроса.
Решение о повышении платы будет принято, лишь в случае если 2/3 собственников проголосуют за повышение тарифа.
Говорить о том, насколько велики шансы на осуществление этого требования мы не будем. Но люди, которые занимались сбором опросных листов знают насколько это трудоемко.
В случае наличия положительного решения, что тоже может быть, результаты письменного опроса можно огласить коллегиально и уже 20 апреля иметь на руках протокол собрания для выполнения поручения акима.
Казалось бы, есть ещё 5 дней для заключения и договора вот только необходимо выполнить требования п. 4-1 и представить копию акта разграничения балансовой принадлежности, копию акта приёмки системы коммерческого учёта и некоторые другие второстепенные документы.
Вроде на бумаге всё выполнимо.
Теперь вернёмся к реалиям нашей жизни. Кто и почему решил, что председатель ОСИ желает опять проходить семь кругов ада и собирать подписи для повышения тарифа со своих соседей?
Что делать председателю ОСИ, если письменный опрос не состоялся по причине нежелания собственников голосовать, срыва сроков проведения письменного опороса, принятии отрицательного решения?
Закон в данном случае не позволяет повышать плату без решения собственников.
По отношению к таким ОСИ, можно исполнить угрозу и в случае игнорирования заключения договора отключить общедомовое электричество, так как платить за него все равно нечем.
Можно установить минимальную плату по расходам на управление и содержание общедомового имущества, но вот незадача, этот механизм решения проблемы, требует от местных исполнительных властей представления расчёта в маслихат для его утверждения.
Время для этого было, но вопрос не решён. При этом, никто из акимов в Республике Казахстан этот расчёт официально в маслихат не вносил.
Как в таких условиях, убеждать людей в том, что они должны становиться председателями ОСИ, если правила игры меняются по ходу игры и никто им помогать не собирается.
Опять понимаешь, что лучше «Простого Товарищества», не являющегося юридическим лицом ничто не придумано.
Доверенное лицо может собрать деньги по факту за потреблённое количество электрической энергии и даже в случае отсутствия договора произвести оплату за фактический объём потреблённого товара, на расчётный счёт поставщика.
Также преимущество ПТ в том, что, не являясь юридическим лицом, поставщик коммунальной услуги в данном случае имеет дело с группой физических лиц, и принимает от них деньги более охотно, не выставляя
условий по предоставлению каких-либо документов.
Вся система административного давления, применяется к юридическим лицам, которые имеют счёт и реквизиты, их можно штрафовать. В свою очередь ПТ, это всегда люди и с ними система взаимодействовать не приучена.
Смотря трезво на данную ситуацию необходимо готовиться к активным действиям не просто по перезаключению договоров, а к ведению активной разъяснительной кампании среди собственников. Целью таких действий должно быть понимание собственниками г. Актау об обязанностях по оплате ОДН и необходимости повышения тарифа на содержание имущества.
В противном случае, долги за ОДН потянут на дно вновь образованные ОСИ, так как жители так же не будут платить за общедомовое электричество, и тем самым поставщик будет или отключать электроэнергию, или подавать в суд.
Как вариант, можно из РСЖ брать деньги на оплату ОДН, но тогда их не хватит на нормальную работу в рамках ОСИ.
Как раз к 1июлю 2022 г. ОСИ ничем, не будут отличаться от нынешних КСК, и смысл жилищной реформы не сможет объяснить никто.
Справедливости ради необходимо сказать, что от таких поворотов голова болит не только у председателей ОСИ.
Под удар попали и председатели КСК, и руководители управляющих компаний, но они, в отличии от новичков жилищной реформы, имеют опыт и как факт сделают меньше ошибок.
Хотят того или нет, но председатели ОСИ столкнуться с необходимостью общения с поставщиками коммунальных услуг и представителями власти, решения которых иногда невыполнимы.
Председатель Ассоциации
КСК г. Алматы Рубцов А.А.
Ознакомиться с документами вы можете здесь: Aktau