В офисе КНПК состоялась встреча председателя Ассоциации КСК г. Алматы Рубцова А.А., руководителя АКСП «Туран» г. Алматы Жунусбаевой Б., главного редактора портала «Бюллетень собственника и предпринимателя ЖКХ» Богаевой А. и журналиста КНПК Абдыкадыровой Р. с депутатом Мажилиса Парламента РК, секретарём Центрального комитета КНПК – Ахметбековым Жамбылом Аужановичем.
Проблемы, которые были озвученные на встрече касались последних изменений, вносимых в законопроект о жилищных отношениях РК.
Если кто ещё не в курсе, то теперь не будет КСК, а будет ОСИ (объединение собственников имущества). Каждый дом должен создать орган ОСИ как юридическое лицо, иметь свой счёт на взносы на капитальный ремонт, выбрать своего руководителя от дома, заключать договора с сервисными компаниями. Концепция закона менялась дважды и в настоящее время до сих пор на обсуждении.
В законе о жилищных отношениях написано, что закон должен регулировать в том числе и деятельность управляющих компаний, есть ст.2 подпункт 56 «Управляющая компания создана для обслуживания и эксплуатации», а основание внесения этого подпункта просто упоминается в законе. И когда стал вопрос об управлении коттеджных городков и другие крупные объекты ответов нет. А этот сегмент рынка есть и там существуют управляющие органы, которые справляются со своей деятельностью (пример ПКСК «Жансая»). И как они будут справляться по методу «один дом-один счёт». В настоящее время в г. Алматы 8000 домов и 800 председателей КСК, по новому закону предполагается 8000 ОСИ, значит столько же председателей, столько же счетов, столько же минимальных заработных плат, бухгалтера на аутсорсинге. Придут управляющие компании роли которых в законе не прописаны. Куда пойдёт этот рынок? Что мы будем делать?
Смогут ли 8000 управляющих ОСИ содержать своё имущество? Возможен тихий хаос. И возможно через полгода, а может и раньше необходимо будет принимать поправки и дополнения в новый закон, уточнения по регламентациям.
Мы считаем, что у собственников должна быть альтернатива создавать ОСИ или идти в управляющую компанию» — выразил своё мнение А.А.Рубцов, председатель Ассоциации КСК г. Алматы.
Многие управляющие органы в г. Алматы создавались в период становления независимого Казахстана, одним из которых является АКСП «Туран», в составе которого преимущественно старый жилфонд города. Руководитель АКСП «Туран», Жунусбаева Б. отметила:
Люди привыкли к КСК, председатель, ревизионная комиссия, правление, есть собрания. На районе есть дома, которые вообще не создавали КСК, единожды собирают на те или иные нужды дома, и они существуют наряду с домами, которые входят в те или иные органы управления. Предлагаемое ОСИ –не дают нам ничего нового, проблема в том, что не хватает НПА, которые необходимо доработать. ОСИ по новому законодательству должны зарегистрироваться как юридическое лицо, выбрать ответственное лицо, открыть два счёта в банке, обслуживание одного счёта стоит -1500 тнг, оплачивать 5 видов налогов, т.е. мы подкармливаем банки. Если будет 8000 домов это 8000 счетов по две банковские операции, не трудно посчитать какие это деньги будут уходить в банки.
Депутат Мажилиса Парламента РК Ахметбеков Ж.А. отметил:
Такой формат общения наиболее эффективен, озвучивание вопросов и обсуждение проблем, нежели смотреть и слушать по телевидению. Что касается проблем в ЖКХ -то участвуете ли Вы сами в разработке концепции закона о жилищных отношениях, как воспринимаются Ваши предложения и мнения в вышестоящих органах, опровергаются или отписываются?
А.Рубцов ответил, что лично он входит в группу по обсуждению законопроекта. Также озвучил ситуацию, когда через СМИ обращались в вышестоящие органы относительно проблемы, с которыми столкнулись управляющие компании и большие КСК по нынешнему налоговому кодексу попадающие под НДС, а это деньги собственников, которые они копили на капитальный ремонт. Но до сих пор ответа не получили.
Раньше в налоговом кодексе была статья, которая освобождала от налогов все управляющие компании, занимающиеся капитальным ремонтом домов, в настоящем кодексе формулировка звучит по-другому – освобождаются только КСК, но ведь есть другие формы управляющих компаний, которые в данное время готовы даже вернуть накопленные на ремонт деньги жильцам, либо придётся поднимать стоимость услуг для собственников МЖД на 12% — сказал он.
Относительно голосования долями, как предполагается в новом законопроекте, А.Рубцов и Б.Жунусбаева были единогласны — должна быть альтернатива голосовать долями или голосами, пусть решает собрание собственников.
На вопрос почему государство, не участвуя денежно в проблемах МЖД тем не менее хочет контролировать, на что А.Рубцов заметил, что:
Государство устанавливает рамки, что можно, что нельзя. ОСИ не жизнеспособны, и мы увидим это через год, придут управляющие компании. Этот законопроект позволяет зарабатывать, нынешние же председатели зарабатывают на том, что отвечают за содержание домов, а им государство говорит, что сделает из них бизнесменов. Государство регулирует рамки ОСИ, которые нигде не будут действовать, и отдают всё на откуп рынка. Но не надо забывать, что закон должен быть «моральным». Когда собственники сами решают — это нормально, а государство, как показала практика — неэффективный собственник.
Резюмируя вышеизложенные проблемы, депутат Ахметбеков Ж.А., отметил, что до этой встречи был не настолько информирован о ситуации вокруг некоторых недоработок в законопроекте о жилищных отношениях, постарается донести все проблемы, озвученные на этой встрече до рабочей группы, которая занимается обсуждением этого закона. Также он считает, что законопроект скорее всего со всеми доработками примут в 2019 году. Вопрос ведь идёт о качестве жизни всех нас!
Автор: Алия Богаева