Продолжение.
Основные этапы становления и развития жилищно – коммунального хозяйства России
Предпринятые государством меры по созданию жилищных товариществ достигли своей цели лишь отчасти: их финансовое положение было не стабильно в условиях заниженных и замороженных государством тарифов на коммунальные услуги.
По данным коммунальных журналов только в Москве за период отмены квартплаты обветшало и пришло в полную негодность 11.5 тысяч зданий, в том числе 6.8 тысяч жилых квартир. Бесплатность и ничейность сделали свое дело. Восстановление платной системы в 1921 году в связи с введением в модель социализма товарно-денежных отношений, проходило трудно – и организационно и особенно психологически.
Так как даже декреты, карающие за невнесение квартирной платы, не принесли успеха, местными Советами было принято «соломоново решение» о первоначальной почти символической плате с постепенным ежегодным ростом хотя бы до эксплуатационных затрат. Первое повышение проходило в 1923-1925 годах.
Однако, уровня затрат «квартплата» не смогла достигнуть вплоть до первого десятилетия XXI века.
Большое значение в этот период приобретает принцип «не доход, но польза», который стал основным для формирования и поддержания предприятий, осуществляющих эксплуатацию объектов городского хозяйства.
За 1923-1925 годы в городах и рабочих поселках городского типа было построено почти 5.5 млн. кв. м. жилья.
За 1923-1927 годы объекты городского хозяйства было восстановлено до уровня довоенного 1913 года. При этом произошло значительное перераспределение уровня инженерного благоустройства территорий от центра к окраинам.
Городские коммунальные отделы в эти годы активно трудились на благо своего населения:
- в 52 городах приступили к строительству водопровода,
- в 12 – канализационных сетей (в том числе и в Ленинграде, где до 1926 года ее не было),
- в 15 городах пустили трамваи, а в 6 – выполнили специальные проекты озеленения, в 2 – соорудили мусоросжигательные заводы.
- организовывали исследования, предшествовавшие принятию серьезных решений. Ряд учреждений образования в крупных городах получил коммунальный уклон.
В Москве работала лаборатория по вопросам «утомления от городской жизни».
В Ленинграде, специалисты горкоммунотдела провели опрос населения о причинах массового отказа людей переезжать в пустующие квартиры центра после разрушения наводнением рабочих кварталов.
В эти годы впервые открылось автобусное и таксомоторное движение. Города мостили свои улицы, освещали электрическим светом окраины, строили клубы, детские сады и ясли.
Но маятник истории в России качнулся в другую сторону: курс правящей партии был изменен в сторону отказа от новой экономической политики. В 1927 году были ликвидированы Комитеты содействия жилищному рабочему строительству, начата компания по выдвижению управдомов из рабочей среды, что фактически означало прекращение профессионального управления многоквартирными домами.
В 1930 г. были расторгнуты договора долгосрочной аренды жилых домов, в том числе и с ЖАКТами.
На местах было проведено «упрощение» органов коммунального хозяйства, а затем их ликвидация. Главное управление коммунального хозяйства ненадолго было выведено из НКВД РСФСР.
Постановлением ЦИК и СНК СССР от 15 декабря 1930 года, ГУКХ был ликвидирован и образовано Главное управление коммунального хозяйства при Совнаркоме РСФСР.
Вся жилищная политика была передана двум государственным ведомствам со слабо согласованными между собой функциями в сфере ЖКХ: Госстрою (комитету по жилищному строительству) и Наркомату коммунального хозяйства (по управлению и эксплуатации зданий) созданному в 1931 году. Деятельность местных Советов была сведена к исполнению распоряжений этих органов. С небольшими изменениями существует вплоть до горбачевской «перестройки».
В 1946 г. Наркомат коммунального хозяйства был преобразован в Министерство коммунального хозяйства, а с 1971 г. – в Министерство жилищно-коммунального хозяйства РСФСР, просуществовавшее до июня 1990 г.
Таким образом, 1931 годы за благоустройство территорий, содержание жилья и водо-, тепло-, газоснабжение вновь стало отвечать федеральное ведомство.
Коммунальное хозяйство продолжало развиваться, превращаясь в одну из самых крупных отраслей непроизводственной сферы народного хозяйства. На его долю приходилось около 30% основных фондов страны, по состоянию на 1 января они оценивались в 78 млрд. рублей.
В 1930 годы был создан и активно работал Роскоммунбанк, являющийся уполномоченным банком по жилищно-коммунальному строительству и обслуживанию в России. Через него осуществлялось финансирование всех централизованных капвложений в развитие отрасли и сбор коммунальных платежей. Средний оборот банка составлял более 160 млрд. рублей в год.
Структура управления жилищно-коммунальным хозяйством России строилась на принципах двойного подчинения Министерству и местным органам власти. Дееспособность системы вертикального подчинения предприятий Минжилкомхозу РСФСР была основана на праве вышестоящего органа распределять материально-технические и финансовые ресурсы и согласовывать назначение первых руководителей региональных отраслевых органов власти и предприятий и объединений.
За несколько десятилетий эта система была достаточно хорошо отлажена. Предприятия же были практически полностью лишены самостоятельности. Финансирование их в основном осуществлялось из общественных фондов потребления в виде дотаций, покрывающих убытки предприятий.
Убыточность жилищных и коммунальных предприятий, в свою очередь, определялась политикой замораживания уровня квартирной платы и коммунальных тарифов для обеспечения доступности коммунальных услуг для населения.
Дотации предприятиям из бюджета на «покрытие разницы в тарифах» не стимулировали руководителей и специалистов к поискам путей снижения затрат, повышения качества обслуживания, внедрения новой техники и технологий.
Уровень финансирования и ресурсного обеспечения систем коммунального обслуживания также был явно недостаточным для достижения пропорционального развития инженерной инфраструктуры. Объем инвестиций в коммунальное хозяйство длительное время сохранялся на уровне 22-24% от затрат на жилищное строительство (при нормативе 33-35%).
В то же время в 70-е годы было введено более 660 млн.кв.м. жилой площади, около 62 миллионов россиян улучшили свои жилищные условия. В 1980 году жилфонд составлял 13 млрд.кв.м. и был обеспечен водопроводом на 91%, канализацией – на 90%, центральным отоплением – на 87%, ваннами и душами – на 83%, газификация достигала 80%. Только в городских поселениях РСФСР имелась 21 тысяча бань, свыше 3 тысяч прачечных и много других объектов коммунально-бытового назначения. Значительные ассигнования ежегодно выделялись на благоустройство территорий городов, рабочих поселков и других населенных пунктов.
Следует отметить, что несмотря на увеличивающиеся с каждым годом основные фонды жилищно-коммунального хозяйства, уровень их эксплуатации не соответствовал нормативным требованиям из-за недостаточного уровня финансирования.
В 50-60-70 годы Минжилкомхоз РСФСР неоднократно инициировал в Правительстве РСФСР предложением о необходимости повышения оплата жилья как одного из источников покрытия затрат предприятий, производящих жилищно-коммунальные услуги. Но решения об изменении необоснованно низкой квартплаты, установленной в 1928 году и являющейся одним из основных завоеваний социализма, так и не были приняты, вплоть до 1992 года.
Источник: «Союз коммунальных предприятий»